Forbes Council Екатерина Зиновьева
32119
0

Поднимая потолок: какие условия стимулируют желание инвесторов развиваться

Поднимая потолок: какие условия стимулируют желание инвесторов развиваться
Формат особых экономических зон (ОЭЗ) — один из тех, на которые мы нередко ориентируем наших инвесторов на этапе локализации проектов. Завершившийся на днях в Дубне II Международный форум ОЭЗ, его масштабы, число участников и тем, количество заинтересованных инвесторов и поступающих вопросов — все это свидетельствует о том, насколько важны такие инфраструктурные площадки. И для бизнеса, и для власти, и для экономики страны в целом. Более того, я уверена, что их потенциал еще до конца не раскрыт.

Скажу сразу, ОЭЗ — не единственный вариант для размещения. Наша Корпорация развития Московской области (КРМО) может предложить инвесторам и площадки на территориях индустриальных парков, и помещения в формате «лайт индастриал», и множество других вариантов. Но на формат ОЭЗ делается серьезная ставка, и регион давно «прокачивает» потенциал этих территорий. В современном формате особые экономические зоны ведут свою историю с 22 июля 2005 года — в этот день был подписан закон, регламентирующий деятельность ОЭЗ в нашей стране. Одной из первых созданных стала подмосковная ОЭЗ ТВТ «Дубна» — особая экономическая зона технико-внедренческого типа. На сегодняшний день старейшая и единственная государственная ОЭЗ в нашем регионе. В 2015 году появилась ОЭЗ ТВТ «Исток» и особая зона промышленно-производственного типа — ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат». Еще две ОЭЗ ППТ — «Кашира» и «Максимиха» — самые молодые: созданы в 2019 и 2020 годах соответственно.

Почему ОЭЗ — важный элемент экономики, инфраструктуры и инвестиционной работы региона? Во-первых, это площадки с благоприятными условиями для развития предприятий: отлаженная инфраструктура и «инженерка» для стройки с нуля или готовые здания и помещения для локализации небольших производств. Плюс управляющая компания, решающая хозяйственные и организационные вопросы. И это не просто «уход за территорией», это развитие инфраструктуры в соответствии с потребностями инвесторов и создание условий для комфортной работы сотрудников компаний-резидентов, это «окно» для коммуникации с властью и различными ведомствами, это отраслевые, культурные и корпоративные мероприятия в рамках ОЭЗ, а нередко и помощь в продвижении продукции и пиаре.

Во-вторых, это льготный налоговый режим и преференции, делающие ОЭЗ точками инвестиционного роста. Средства, высвобождаемые в результате снижения налоговой нагрузки, можно направить на R&D, расширение производства, развитие экспорта и другое. И этим активно пользуются. Накопленным итогом инвестиции резидентов всех подмосковных ОЭЗ за время работы уже приблизились к 200 млрд рублей.

В-третьих, — и это прямое следствие предыдущего пункта — ОЭЗ, в первую очередь, конечно, ТВТ, становятся местом локализации высокотехнологичных компаний, выпускающих все: от лекарств и софта до роботов и промышленного оборудования. Это делает ОЭЗ эффективным инструментом для решения задач техсуверенитета и создает для компаний-резидентов благоприятное соседство. Например, возможность образовать кластер или найти новых партнеров, что называется, «за забором».

И все же, несмотря на прочие плюсы, наиболее притягательным моментом в резидентстве остаются все-таки льготы. Поэтому компании, заходящие в ОЭЗ, как правило, изначально идут на статус резидента, ведь без него (в роли простого арендатора) доступа к преференциям компания не получает. Так о каких бонусах идет речь? Главный и самый приятный «подарок» резиденту — это налоговые льготы.

Для него на первых порах обнуляются налоги на землю, транспорт и прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет. Так, для прибыли это правило действует первые восемь лет с момента признания копании резидентом — как раз первые непростые годы жизни предприятия, когда идет активное инвестирование и становление, когда расходов и так более чем достаточно. Потом действуют льготы на региональную часть налогов: 5% с 9 по 14 год работы, а далее — 13,5%.

Налог на имущество обнуляется на первые 10 лет после постановки имущества на учет, земельный налог — на пять лет с момента возникновения права собственности. Налог на транспорт также обнуляется на пять лет с момента регистрации транспортного средства.

Однако и это еще не все. Серьезный бонус — режим свободной таможенной зоны, который обеспечивает резидентам нулевую таможенную пошлину. Нулевая ставка распространяется на товары, импортируемые резидентами для своего производства, и на вывозимую на экспорт собственную продукцию, произведенную на территории ОЭЗ. За время работы за счет нулевой ставки таможенной пошлины резиденты подмосковных ОЭЗ сэкономили 9,5 млрд рублей. Общая экономия на налоговых льготах резидентов за все время работы подмосковных компаний ОЭЗ и вовсе превысила 15 млрд рублей.

Такая экономия в какой-то степени придает инвестору смелости и позволяет прогнозировать, а значит, запускать более амбициозные проекты. Примеров масса. Только в 2024 году на площадки подмосковных ОЭЗ зашли 19 новых резидентов. Еще 14 уже действующих резидентов расширяют свои успешно работающие предприятия, наращивая мощности. Только эти проекты, запущенные в 2024 году, принесут 21,4 млрд рублей инвестиций. Еще примеры. На ПМЭФ мы подписали два соглашения о реализации достаточно крупных проектов: строительстве двух очередей производства косметики «Полекс Бьюти» с объемом инвестиций 1,4 млрд рублей и запуске производства онкологических препаратов «АлФарма» за 1,2 млрд рублей.

Масштабен в плане инвестиций и проект якорного резидента ОЭЗ «Дубна» «Ядро Фаб Дубна». Предприятие уже запущено, но инвестиционная фаза не завершена, в то время как вложения в проект уже превысили 11 млрд рублей. Показателен он и в части высокой технологичности резидентов ОЭЗ. Так, «Ядро Фаб Дубна», например, создала первый отечественный планшет. «Соседи» компании не отстают: ООО «Икс Ред Групп» разрабатывает компьютерные игры и обучающие продукты на базе виртуальной реальности, компания «Вестмедгрупп» выпускает медицинское оборудование, «ПСК Фарма» — фармацевтическую продукцию. Что же касается ОЭЗ ТВТ «Исток», то она и вовсе была создана на базе ведущего российского предприятия в области СВЧ-электроники АО «НПП «Исток» им. Шокина», став точкой притяжения для компаний, создающих продукцию на основе технологий СВЧ.

Насколько прост путь резидента? Если говорить о процедуре получения статуса, то все несложно. Пакет документов на получение статуса резидента — заявка, паспорт инвестпроекта и его финансовая модель — направляется в адрес Мининвеста. Решение принимает комиссия из сотрудников Мининвеста, представителей управляющей компании и муниципалитета. Весь процесс рассмотрения заявки составляет 15 дней с момента подачи документов. Между тем не стоит забывать, что статус резидента несет для компании и встречные обязательства, взятые на себя в рамках реализации ее инвестпроекта.

Согласно ежегодному рейтингу Минэкономразвития РФ, четыре из пяти наших ОЭЗ вошли в число наиболее эффективных по итогам 2023 года. Между тем, как я уже говорила, потенциал таких площадок может быть еще выше. Вопрос лишь в том, в каких направлениях их «прокачивать».

Для ОЭЗ нужна своя кадровая история. Интересный подход к решению этой задачи мы увидели в Китае, когда посещали строящийся город-спутник Пекина Сюнъань, где вокруг молодой особой экономической зоны сразу создают инфраструктуру и для бизнеса, и для жизни. Если общие условия локализации крупных госкорпораций подтянут сюда различные компании, то удобное градопланирование и сравнительная дешевизна жилья привлекут нужный персонал. При этом есть довольно жесткие критерии отбора — купить квартиру в «городе будущего» смогут лишь сотрудники работающих здесь компаний, коренные жители или ценные специалисты, что обеспечит приток на предприятия «тех самых» нужных кадров.

Несомненно, о развитии ОЭЗ нужно думать не только в разрезе инфраструктуры и сервисов для резидентов, но и в части решения кадровых вопросов работающих здесь компаний — как одном из аспектов дальнейшего повышения привлекательности таких площадок для реализации перспективных инвестиционных проектов. ОЭЗ — это динамичная модель, и точно так же, как бизнес ищет новые для себя возможности роста, так и ОЭЗ формируют новые предложения по поддержке бизнеса.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза