Эволюция инструментария юриста: от массмаркета к индивидуальным решениям
Последние 15 лет ознаменовались бурным развитием прикладных технологий, что существенно повлияло на инструменты повседневной работы в самых разных профессиональных сферах деятельности. Врачи, инженеры, строители, финансисты и многие другие специалисты активно внедряют новые технологии для повышения своей эффективности, что в свою очередь меняет их подход к работе.
В эту гонку включились даже достаточно консервативные профессии, такие как юристы, которые на протяжении долгого времени использовали только текстовый редактор и справочно-правовую систему. На смену традиционным подходам к ведению делопроизводства, управлению судебными делами и работе с клиентами пришли новые технологические решения, которые позволили повысить продуктивность и снизить количество рутинных операций.
После экономического спада 2008–2010 годов во многих компаниях началась всеобщая тенденция к повышению эффективности процессов и минимизации транзакционных издержек, которая сохраняется до сих пор. Это способствовало активному внедрению новых технологий, автоматизации процессов и цифровизации юридической работы.
К середине 2010-х годов на российском рынке юридических технологий, рынке Legal Tech, стали появляться готовые «коробочные» решения, предназначенные для автоматизации стандартных процессов: управления судебной и претензионной работой, обеспечения деятельности органов управления организаций и ведения задач юридических подразделений. Эти системы предлагали компаниям возможность снизить нагрузку на сотрудников, что было особенно актуально в условиях увеличивающегося объема работы и растущих требований со стороны бизнеса к операционной эффективности.
Коробочные решения представляют собой стандартные программные продукты для массового использования в соответствующей сфере. Они подходят большинству юридических департаментов, так как решают типовые задачи. Большим плюсом таких решений является обогащение работы юриста данными из официальных государственных источников — баз ФНС, ФССП, Росреестра, картотеки арбитражных судов. Эти решения, однако, не идеальны. Коробочные продукты ограничиваются стандартными функциями и часто могут не учитывать уникальные потребности каждой компании. Например, если юридический департамент сталкивается с нестандартными процессами или особенными требованиями к управленческой отчетности, система может оказаться недостаточно гибкой для их реализации. Это вызывает сложности во внедрении коробочных решений.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, коробочные решения вносят значительный вклад в автоматизацию юридических процессов и улучшают контроль над процессами. Кроме того, поставщики программных продуктов начали активно развивать свои решения, реагируя на отзывы клиентов и улучшая функциональность своих систем. Некоторые разработчики даже давали большие скидки крупным юридическим департаментам в обмен на доступ к их экспертизе по улучшению продукта.
Активное распространение Legal Tech в России начиная с 2017 года оказало значительное влияние на рынок юридических технологий. Многие юристы с качественной экспертизой в юридических процессах начали активно участвовать в разработке технологических решений для юридических подразделений и фирм. На российском рынке Legal Tech появились крупные игроки и свои лидеры, в вузах появились соответствующие курсы и программы повышения квалификации, заинтересованные в технологиях представители профессии объединялись в профильные сообщества. И некоторые талантливые юристы, обладая глубокими знаниями в юридической практике и качественным карьерным треком, даже полностью переходили в сферу разработки и создавали новые инструменты, такие как конструкторы документов, которые теперь используются в большом количестве российских компаний. Все это позволило коробочным решениям постепенно эволюционировать и адаптироваться к требованиям рынка.
Однако с ростом потребностей юристов стало очевидно, что коробочные решения не могут полностью удовлетворить все запросы. Юридические департаменты крупных компаний уже начали испытывать необходимость в получении более гибких решений, которые могли бы настраиваться под их уникальные задачи и функции и, что очень важно, оперативно перестраиваться под быстро изменяющиеся требования бизнеса. На этом этапе ключевую роль сыграет понимание того, что процессы автоматизации в плане их структуры имеют одинаковые элементы. Процессы, будь то юридические, финансовые или логистические, по сути, представляют собой схему действий и событий, которую можно визуализировать в виде типовых элементов: квадратов, треугольников и линий, соединяющих их. Это осознание станет основой для перехода юристов к новому поколению систем, которые позволят гибко настраивать процессы под конкретные нужды подразделения.
На рынке уже есть платформы по управлению бизнес-процессами, основанные на концепции low code и даже no code, которые позволяют создавать индивидуальные решения без необходимости глубоких знаний в программировании. Такие платформы позволяют строить полноценные приложения и автоматизировать процессы, используя интуитивно понятные визуальные интерфейсы и готовые компоненты. Они предлагают гибкость в настройке, что позволяет юридическим подразделениям разрабатывать свои собственные индивидуальные решения для автоматизации своих процессов и оперативно их корректировать под изменившиеся требования.
Отдельно необходимо отметить и тенденцию на интеграцию платформ по управлению бизнес-процессами с генеративными языковыми моделями, то есть с искусственным интеллектом, что еще больше упрощает процесс создания индивидуальных решений. Уверен, что в ближайшем будущем достаточно будет просто надиктовать свой процесс, требования к нему и интерфейсу, а остальное платформа возьмет на себя. Первые такие искусственные ассистенты по автоматизации уже есть на популярных зарубежных платформах по созданию личных баз данных.
Все это открывает новые горизонты для развития юридической отрасли, сделав ее более технологичной и гибкой. Доступ к технологиям для юристов сегодня как никогда прост, требуется только посмотреть по сторонам, за рамки предлагаемых готовых специализированных решений для юридической сферы. Будущее юридических технологий, безусловно, связано с индивидуализацией и гибкостью, но готовые решения также останутся востребованными, так как многие из них идут в ногу со временем и предлагают быстрый результат под ключ по стандартным, редко меняющимся процессам. Развитие инструментов юриста от готовых продуктов к индивидуальным решениям демонстрирует, как консервативная сфера юриспруденции может успешно адаптироваться к новым технологическим вызовам. Барьер между профильной экспертизой и прикладной разработкой начинает стираться и это уже очень сильно влияет на инструментарий юриста.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
В эту гонку включились даже достаточно консервативные профессии, такие как юристы, которые на протяжении долгого времени использовали только текстовый редактор и справочно-правовую систему. На смену традиционным подходам к ведению делопроизводства, управлению судебными делами и работе с клиентами пришли новые технологические решения, которые позволили повысить продуктивность и снизить количество рутинных операций.
После экономического спада 2008–2010 годов во многих компаниях началась всеобщая тенденция к повышению эффективности процессов и минимизации транзакционных издержек, которая сохраняется до сих пор. Это способствовало активному внедрению новых технологий, автоматизации процессов и цифровизации юридической работы.
К середине 2010-х годов на российском рынке юридических технологий, рынке Legal Tech, стали появляться готовые «коробочные» решения, предназначенные для автоматизации стандартных процессов: управления судебной и претензионной работой, обеспечения деятельности органов управления организаций и ведения задач юридических подразделений. Эти системы предлагали компаниям возможность снизить нагрузку на сотрудников, что было особенно актуально в условиях увеличивающегося объема работы и растущих требований со стороны бизнеса к операционной эффективности.
Коробочные решения представляют собой стандартные программные продукты для массового использования в соответствующей сфере. Они подходят большинству юридических департаментов, так как решают типовые задачи. Большим плюсом таких решений является обогащение работы юриста данными из официальных государственных источников — баз ФНС, ФССП, Росреестра, картотеки арбитражных судов. Эти решения, однако, не идеальны. Коробочные продукты ограничиваются стандартными функциями и часто могут не учитывать уникальные потребности каждой компании. Например, если юридический департамент сталкивается с нестандартными процессами или особенными требованиями к управленческой отчетности, система может оказаться недостаточно гибкой для их реализации. Это вызывает сложности во внедрении коробочных решений.
Тем не менее, несмотря на эти недостатки, коробочные решения вносят значительный вклад в автоматизацию юридических процессов и улучшают контроль над процессами. Кроме того, поставщики программных продуктов начали активно развивать свои решения, реагируя на отзывы клиентов и улучшая функциональность своих систем. Некоторые разработчики даже давали большие скидки крупным юридическим департаментам в обмен на доступ к их экспертизе по улучшению продукта.
Активное распространение Legal Tech в России начиная с 2017 года оказало значительное влияние на рынок юридических технологий. Многие юристы с качественной экспертизой в юридических процессах начали активно участвовать в разработке технологических решений для юридических подразделений и фирм. На российском рынке Legal Tech появились крупные игроки и свои лидеры, в вузах появились соответствующие курсы и программы повышения квалификации, заинтересованные в технологиях представители профессии объединялись в профильные сообщества. И некоторые талантливые юристы, обладая глубокими знаниями в юридической практике и качественным карьерным треком, даже полностью переходили в сферу разработки и создавали новые инструменты, такие как конструкторы документов, которые теперь используются в большом количестве российских компаний. Все это позволило коробочным решениям постепенно эволюционировать и адаптироваться к требованиям рынка.
Однако с ростом потребностей юристов стало очевидно, что коробочные решения не могут полностью удовлетворить все запросы. Юридические департаменты крупных компаний уже начали испытывать необходимость в получении более гибких решений, которые могли бы настраиваться под их уникальные задачи и функции и, что очень важно, оперативно перестраиваться под быстро изменяющиеся требования бизнеса. На этом этапе ключевую роль сыграет понимание того, что процессы автоматизации в плане их структуры имеют одинаковые элементы. Процессы, будь то юридические, финансовые или логистические, по сути, представляют собой схему действий и событий, которую можно визуализировать в виде типовых элементов: квадратов, треугольников и линий, соединяющих их. Это осознание станет основой для перехода юристов к новому поколению систем, которые позволят гибко настраивать процессы под конкретные нужды подразделения.
На рынке уже есть платформы по управлению бизнес-процессами, основанные на концепции low code и даже no code, которые позволяют создавать индивидуальные решения без необходимости глубоких знаний в программировании. Такие платформы позволяют строить полноценные приложения и автоматизировать процессы, используя интуитивно понятные визуальные интерфейсы и готовые компоненты. Они предлагают гибкость в настройке, что позволяет юридическим подразделениям разрабатывать свои собственные индивидуальные решения для автоматизации своих процессов и оперативно их корректировать под изменившиеся требования.
Отдельно необходимо отметить и тенденцию на интеграцию платформ по управлению бизнес-процессами с генеративными языковыми моделями, то есть с искусственным интеллектом, что еще больше упрощает процесс создания индивидуальных решений. Уверен, что в ближайшем будущем достаточно будет просто надиктовать свой процесс, требования к нему и интерфейсу, а остальное платформа возьмет на себя. Первые такие искусственные ассистенты по автоматизации уже есть на популярных зарубежных платформах по созданию личных баз данных.
Все это открывает новые горизонты для развития юридической отрасли, сделав ее более технологичной и гибкой. Доступ к технологиям для юристов сегодня как никогда прост, требуется только посмотреть по сторонам, за рамки предлагаемых готовых специализированных решений для юридической сферы. Будущее юридических технологий, безусловно, связано с индивидуализацией и гибкостью, но готовые решения также останутся востребованными, так как многие из них идут в ногу со временем и предлагают быстрый результат под ключ по стандартным, редко меняющимся процессам. Развитие инструментов юриста от готовых продуктов к индивидуальным решениям демонстрирует, как консервативная сфера юриспруденции может успешно адаптироваться к новым технологическим вызовам. Барьер между профильной экспертизой и прикладной разработкой начинает стираться и это уже очень сильно влияет на инструментарий юриста.