Forbes Council Виктория Курчанова
2008
0

B2B-продажи: искусство создания партнерств, которые меняют бизнес и отрасль

B2B-продажи: искусство создания партнерств, которые меняют бизнес и отрасль
Отношения между деловыми партнерами гораздо глубже, чем обычные коммерческие сделки. За каждым решением стоят месяцы переговоров, экспериментов и внедрений, а результатом становится совместный успех двух компаний. Это стратегические альянсы, в которых доверие и репутация играют решающую роль. Более того, каждое успешное бизнес-партнерство может стать катализатором трансформаций, открывающих двери к инновациям и развитию целой отрасли. Какие ключевые принципы помогут выстроить прочные и эффективные стратегические альянсы для долгосрочного успеха?

Знать своего клиента


B2B-продажи кардинально отличаются от B2C, где взаимодействие с конечным потребителем часто краткосрочное. Основная особенность работы с бизнесом заключается в том, что компании продают не просто продукт или услугу — они предлагают решение, которое закроет боль клиента, встраиваясь в цепочку его бизнеса. Как пазл, где один сегмент — это проблема клиента, а другой — это ответ, который предлагает ваш бизнес.

Для того, чтобы этот пазл совпал, предложение должно закрывать актуальные потребности партнера, а это требует глубокого понимания того, как работает его бизнес, какие у него есть проблемы и цели. Требуется постоянно быть в контакте, чтобы иметь возможность предлагать решения, способствующие росту бизнеса.

При этом важно четко понимать зону своей компетенции. Если вам кажется, что вы поняли бизнес клиента «от» и «до» — вам это только кажется. Каждый из партнеров — эксперт в своем деле: вы — в своем, клиент — в своем. Важно не переходить черту и уважать экспертизу партнеров.

Репутация и доверие — основа успеха


В B2B-продажах репутация и доверие — наше все. Имя нарабатывается годами, а потерять его можно за один день, и вернуть себе доверие на узком рынке профессионалов будет крайне сложно.

Базовые принципы выстраивания репутации — соблюдение обязательств, выполнение договоренностей и постоянная коммуникация с партнерами. Ни при каких условиях нельзя разглашать конфиденциальные сведения о ваших клиентах. И речь идет не только о «сливе» информации прямым конкурентам. Вы не можете контролировать третьи стороны и не знаете, в какие руки попадет информация, поэтому внутренние дела ваших партнеров можно обсуждать только с ними.

Кроме так называемых «гигиенических» требований есть и другой уровень. Не нужно забывать об интересах клиентов в конкурентной борьбе с другими компаниями. Если какие-то действия потенциально могут усилить вашу позицию по сравнению с другими игроками на рынке, но доставят неудобства или вызовут нарушение процессов клиентов, не стоит их предпринимать. Если при этом ясно и четко донести рынку свою позицию о том, что интересы партнеров важнее сиюминутной выгоды, клиенты оценят такой подход, и в долгосрочной перспективе это окажет положительный эффект.

Юридическая чистота отношений


Любые изменения в бизнесе, будь то смена стратегии или экономических условий, могут повлиять на партнерство. Поэтому в B2B-продажах юридическая основа — обязательный элемент. Даже если между компаниями складываются доверительные отношения, все договоренности должны быть четко зафиксированы. Это снижает риски конфликтов и недоразумений в будущем. Юридические документы в B2B можно сравнить с брачным договором, который защищает обе стороны от неожиданных проблем. Более того, прозрачные юридические соглашения создают прочную основу для долгосрочных отношений.

Ответственность за результат


Продажа в B2B — это только начало работы с клиентом. В отличие от B2C, где отношения могут завершиться сразу после покупки, в B2B необходимо поддерживать постоянный контакт и следить за тем, как интегрируются предложенные решения.

Клиентский сервис — то, что отличает успешные компании в B2B. Поддержка должна быть доступна на всех этапах работы, включая послепродажное обслуживание.

Кроме того, для максимальной эффективности интеграции того или иного решения необходима гибкая система обучения. В интересах исполнителя сделать так, чтобы обучение не носило формальный характер, а действительно решало вопросы бизнеса. Для этого оно должно учитывать уровень подготовки сотрудников клиента, программы должны быть адаптированы под потребности каждого отдельного партнера.

Тестовые проекты и эксперименты


Одна из главных особенностей успешных B2B-продаж — готовность к адаптации. Не стоит ожидать, что интеграция решений пройдет гладко с первого раза, особенно в крупных компаниях. Важно быть готовым к поэтапному внедрению, проведению экспериментов и к настройке процессов.

Поэтапный подход поможет снизить риски на начальных этапах сотрудничества, сэкономить ресурсы и время компании и клиента. Кроме того, у вас будет возможность оценить эффективность решения и скорректировать его до начала полной интеграции.

Возврат к отказавшим партнерам


В B2B-продажах не стоит бояться возвращаться к тем партнерам, которые когда-то отказались от сотрудничества. Компании меняются, и что было не актуально год назад, может стать приоритетом сегодня. Важно пересматривать свое предложение, адаптировать его под новые условия и проявлять готовность к диалогу. Гибкость и понимание партнерских потребностей поможет укрепить позицию на рынке, а восстановление контактов с отказавшими партнерами может привести к новым успешным сделкам.

Успех клиента — ваш успех


B2B-продажи — это больше, чем просто финансовая сделка. Главная задача — не формально закрыть потребность клиента, а обеспечить долгосрочное улучшение его бизнеса. Представьте, что после заключения сделки вы вошли в совет директоров компании-клиента. Это поможет понять, какой уровень заинтересованности в его успехе необходимо поддерживать. Если принять ответственность за определенный сегмент бизнеса партнеров, это поможет предлагать более эффективные решения, которые будут способствовать их долгосрочному успеху, а значит, и вашему бизнесу.

В B2B выигрывают не те, кто быстрее заключает сделки, а те, кто создает стратегические союзы, способные не только менять бизнес, но и трансформировать целые отрасли.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза