Forbes Council Павел Комаров
23884
0

Дело техники: как рынок электроники переходит в онлайн

Дело техники: как рынок электроники переходит в онлайн
Несмотря на заявления об уходе ряда известных производителей, дефицита электроники и бытовой техники на российском рынке в большинстве случаев не наблюдается — даже наоборот. Так, в отдельных сегментах виден даже переизбыток предложения — например, на рынке смартфонов, где цены на некоторые модели (с учетом колебаний валютных куров) стали ниже, чем средние общемировые — такая ситуация, например, сложилась с iPhone 15. Apple, LG, Samsung успешно ввозятся по параллельному импорту, кроме того, Apple и Samsung продолжают техническую поддержку и обслуживание телефонов в России.
Однако структура отдельных сегментов рынка, покупательские запросы и привычки меняются. И потребности продавцов тоже.

Точки перемен


В мелкой бытовой технике дефицита нет, а потребители не привязаны к европейским топовым производителям. Доля B-брендов, более доступных по ценам локальных торговых марок, — например, Vitek, Kitfort — здесь всегда была высока.
А вот в сегменте крупной бытовой техники потребители переключаются на другие, в основном премиальные азиатские марки. Единственная категория товаров, где структура спроса и предложения существенно изменилась, — это именно крупная бытовая техника: холодильники, стиральные и посудомоечные машины, сушки, морозильные камеры, кухонные плиты и т.д. В данном сегменте мы видим, как новые производители занимают рынок. Так, в первом полугодии 2024 года на Авито продажи бытовой техники Haier выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, и российские производители становятся более популярными. Например, продажи марок Kuppersberg и Weissgauff за год выросли на 42% и 59% соответственно. Некоторые из отечественных брендов уже были представлены на рынке, но занимали меньшие ниши.

Новые имена


Последние два года крупные российские ретейлеры вели программу по популяризации азиатских и ближневосточных брендов. Это связано с тем, что сетям, у которых были налажены поставки от производителей или от официальных дистрибьюторов, было сложнее быстро настроить альтернативные каналы поставок привычных марок. Кроме того, в предыдущей конфигурации поставок производители субсидировали часть логистических и таможенных расходов крупных ретейлеров. Поэтому крупным сетям было сложнее построить новую схему, а значит, чтобы заполнить полки, нужны были новые имена.

У них получилось. Покупателю достаточно доверять ретейлеру, даже если о самой марке он ранее не слышал. На стороне покупателей закон о защите прав потребителей, бесплатный гарантийный ремонт и другие инструменты, которые много лет предлагали крупные магазины. Популяризация новых брендов влияет даже на ресейл-сегмент: например, в 2023 году на Авито китайские телефоны Xiaomi периодически вытесняли Samsung со второго места по доле продаж. В прошлом году их продажи выросли на 30% (однако на первом месте по-прежнему Apple с долей в 64%). А за первое полугодие 2024 года продажи смартфонов realme выросли на 14%. Некоторые бренды, такие, как TECNO и Infinix, показали рост в два и три раза соответственно.

Что хотят покупатели


Традиционно у Авито высока доля б/у товаров, это наше преимущество — на свой бюджет ты можешь купить технику намного выше классом, чем новую в аналогичном ценовом сегменте. При этом за последние полтора года доля новой электроники в продажах выросла на 13%, сейчас она составляет 38% и растет с каждым кварталом.

При выборе товара на агрегаторе для людей важна возможность доверять продавцу, поэтому мы уделяем повышенное внимание безопасности: развиваем систему рейтинга продавцов, максимальной прозрачности и безопасности сделки. У нас видны дата регистрации продавца, история его продаж, рейтинг, отзывы реальных покупателей. Верификация профиля обозначается бейджем «Документы проверены», сервис Авито Доставка предусматривает, что продавец получает деньги только после того, как покупатель проверил товар и убедился в его комплектности и оригинальности. Мы внедрили сервис «Рекомендованная цена», подсвечивая товары, стоимость которых является рыночной, — так можно отсеять предложения с явно заниженной или завышенной ценой.

У продавцов свои потребности


В Авито Доставке защита важна не только покупателю, но и продавцу. Например, чтобы не было подмен, когда покупатель отказывается от товара, а к продавцу обратно едет кирпич, поврежденный смартфон или даже пустая коробка, сотрудник пункта выдачи присутствует при осмотре, плюс — ведется обязательное видеонаблюдение за зоной выдачи. Если товар был утерян или поврежден при доставке, мы полностью компенсируем продавцу стоимость товара. Сейчас через нашу доставку проходят около 30% продаж электроники. Цифра зависит от размера товара: чем он меньше, тем проще и быстрее получить его через Авито Доставку (хотя с помощью партнеров из «Яндекс Доставки» и благодаря опции DBS сейчас через безопасную сделку можно купить и крупногабаритную технику).

В октябре 2022 года мы запустили сервис выкупа телефонов. Сервис создан для частных продавцов: мы оперативно связываемся с человеком, который выставил телефон на продажу, предлагаем хорошую стоимость выкупа и отправляем курьера — представителя нашего партнера. Телефоны попадают к нашим партнерам (сейчас более 90 компаний), которые их проверяют, ремонтируют, осуществляют предпродажную подготовку, переупаковывают, чистят и меняют запчасти при необходимости. После проверки телефон продается с гарантией. Сейчас по сервису выкупа мы работаем в более чем 70 городах по России и планируем кратный рост в ближайшие несколько лет. Постепенно к телефонам добавляются и другие товары: например, мы в этом апреле запустили выкуп планшетов Apple с 25 партнерами, на днях добавили в программу ноутбуки, а сейчас работаем, чтобы распространить ее также на наушники и смарт-часы Apple.

Переход в онлайн


Сегодня на онлайн приходится около 50% продаж электроники и бытовой техники, и соотношение явно будет меняться в пользу интернета. Растет доля онлайн-площадок, а покупателей, которые предпочитают исключительно прийти в магазин, подержать товар и пообщаться с консультантом, становится все меньше.

Это связано с несколькими трендами. Платформа Авито и другие онлайн-игроки стали витриной для многих небольших и более гибких, чем крупные ретейлеры, компаний, которые моментально перенастроили каналы поставок. Когда еще не были отлажены потоки параллельного импорта, на Авито можно было найти все привычные бренды. Кроме того, Авито стал платформой, на которой новинки техники появляются практически сразу после официального старта продаж. И вот показательный результат: интерес к iPhone 15 у нас был в 10 раз выше интереса к iPhone 14 за год до этого. За октябрь 2023 года (первый полный месяц после старта) на Авито было продано почти 15 000 новых флагманских моделей iPhone. Другая громкая новинка — очки Apple Vision Pro — по нашим данным, впервые в России появилась именно на Авито.

Мы фиксируем рост числа бизнес-продавцов в категории электроники. Кроме того, уже треть продавцов электроники используют профессиональные инструменты продвижения. Сейчас, когда ситуация стабилизировалась, люди приходят к нам за более широким выбором и возможностью выбирать между покупкой нового устройства или техники с пробегом, но за более разумную цену. Потребительское поведение меняется. Если раньше на первом месте была цена, то сейчас не менее значимым стал фактор безопасности. Кейс Авито — пример того, как онлайн-платформа может эту безопасность обеспечить.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза