Импортозамещение на рынке одежды: специфика, вызовы, перспективы
За последние два с половиной года российский рынок покинули десятки крупных зарубежных производителей модной одежды. Еще больше — ушли в режим тишины и заявили о приостановке бизнес-процессов на неопределенный срок. Как следствие, структура отечественного фэшн-рынка существенно изменилась. Продолжают меняться и его отдельно взятые направления, в том числе производство одежды для спорта и активного отдыха. Как основательница бренда NEVA поделюсь своими наблюдениями, какие особенности импортозамещения в этом сегменте выходят сегодня на первый план.
Безусловно, события последних нескольких лет дали мощный импульс для развития локальных брендов одежды, и, что еще важнее, — они ускорили рост объемов производства тканей и фурнитуры. Долгое время небольшие отечественные производители не могли свободно выйти на рынок, попросту не выдерживая конкуренции с объемами и ценами всемирно известных производителей сегмента масс-маркет. Сейчас же ситуация кардинально изменилась.
Мода, как и любой вид искусства, — это в первую очередь возможность трансляции культурного кода: как системы ценностей страны в целом, так и самого производителя в частности. Говоря про сегмент российской моды, можно с уверенностью утверждать: при грамотном развитии у нас есть все шансы составить серьезную конкуренцию всему мировому фэшн-сообществу и при этом сохранить наши традиции и понимание эстетики.
Однозначно этого сложно достичь без доступа ко всем необходимым расходным материалам. Первоначальная турбулентность, вызванная стремительными и непредсказуемыми изменениями рынка, уже прошла, и благодаря партнерам из Китая и ряда других дружественных стран были налажены новые логистические цепочки и каналы поставок тканей и других материалов в Россию. Да, безусловно, это влияет на конечную стоимость продукции, но пока отечественные производители не смогут ощутимо нарастить объемы выпуска текстиля и фурнитуры, владельцам фэшн-брендов придется подстраиваться под существующие реалии. В данное время возникают трудности с высокотехнологичными материалами. Плюс ко всему, с каждым днем цены на импорт растут. Следовательно, требуется оперативно подготовить адекватную альтернативу, которая была бы конкурентоспособна в плане объемов поставок и стандартов качества. Я смотрю на ситуацию оптимистично: у наших производств в этом вопросе высокий потенциал.
В России уже есть производители высокотехнологичных тканей, и их продукция вполне подходит для производства специальной и спортивной одежды и аксессуаров, хотя цены и уровень качества пока требуют более детальной проработки. В стратегии нашего бренда заложена программа более тесного сотрудничества с российскими производителями этой продукции и возможность разработки тканей с особыми дополнительными свойствами для бренда NEVA.
Отечественные производители достаточно успешно оперируют на рынке спортивной одежды в сегментах функциональной продукции — одежды для тренировок, йоги, лыжной экипировки и других. И наш опыт также подтверждает, что в России возможно выпускать качественную одежду по комфортным для потребителей ценам, охватывая все целевые аудитории: женскую, мужскую и детскую.
Бренд одежды NEVA был основан в 2021 году и уже в 2024 смог заявить о себе на XXVII Петербургском международном экономическом форуме на секции дизайна, где российские производители продемонстрировали свои коллекции.
Для NEVA было выбрано направление casual. Изначально вся одежда нашего бренда отшивается на российских фабриках по контрактной схеме, и в этом есть важное преимущество: сокращение расходов на логистику позволяет получить стоимость, которую клиент воспринимает как доступную и привлекательную. Мы производим одежду «капсулами» в количестве, обеспечивающем нам хорошие цены производства и материалов, но не создающем колоссальных сумм, замороженных до момента реализации товара. Материалы мы подбираем, исходя из поставленной задачи, отслеживая оптимальное сочетание цены и качества, но отдавая предпочтение российским производителям.
Если говорить об объеме производства и ассортиментной матрице моделей, то в 7–10-летней перспективе российская легкая промышленность, вероятно, сможет прочно закрепиться в нише, которую ранее контролировали зарубежные игроки. А внушительное количество постоянно возникающих небольших локальных брендов сможет удовлетворить часть потребностей фэшн-гиков. Но надо признать, что полная замена зарубежных брендов на российском рынке моды потребует значительно более долгого времени, и это отличная предпосылка для последовательной и упорной работы с заделом на будущее. Что особенно радует: мы наблюдаем положительную динамику в этом направлении — количество российских брендов постоянно растет.
Свобода выбора и здоровая конкуренция — важные составляющие любого настоящего рынка.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Безусловно, события последних нескольких лет дали мощный импульс для развития локальных брендов одежды, и, что еще важнее, — они ускорили рост объемов производства тканей и фурнитуры. Долгое время небольшие отечественные производители не могли свободно выйти на рынок, попросту не выдерживая конкуренции с объемами и ценами всемирно известных производителей сегмента масс-маркет. Сейчас же ситуация кардинально изменилась.
Мода, как и любой вид искусства, — это в первую очередь возможность трансляции культурного кода: как системы ценностей страны в целом, так и самого производителя в частности. Говоря про сегмент российской моды, можно с уверенностью утверждать: при грамотном развитии у нас есть все шансы составить серьезную конкуренцию всему мировому фэшн-сообществу и при этом сохранить наши традиции и понимание эстетики.
Однозначно этого сложно достичь без доступа ко всем необходимым расходным материалам. Первоначальная турбулентность, вызванная стремительными и непредсказуемыми изменениями рынка, уже прошла, и благодаря партнерам из Китая и ряда других дружественных стран были налажены новые логистические цепочки и каналы поставок тканей и других материалов в Россию. Да, безусловно, это влияет на конечную стоимость продукции, но пока отечественные производители не смогут ощутимо нарастить объемы выпуска текстиля и фурнитуры, владельцам фэшн-брендов придется подстраиваться под существующие реалии. В данное время возникают трудности с высокотехнологичными материалами. Плюс ко всему, с каждым днем цены на импорт растут. Следовательно, требуется оперативно подготовить адекватную альтернативу, которая была бы конкурентоспособна в плане объемов поставок и стандартов качества. Я смотрю на ситуацию оптимистично: у наших производств в этом вопросе высокий потенциал.
В России уже есть производители высокотехнологичных тканей, и их продукция вполне подходит для производства специальной и спортивной одежды и аксессуаров, хотя цены и уровень качества пока требуют более детальной проработки. В стратегии нашего бренда заложена программа более тесного сотрудничества с российскими производителями этой продукции и возможность разработки тканей с особыми дополнительными свойствами для бренда NEVA.
Отечественные производители достаточно успешно оперируют на рынке спортивной одежды в сегментах функциональной продукции — одежды для тренировок, йоги, лыжной экипировки и других. И наш опыт также подтверждает, что в России возможно выпускать качественную одежду по комфортным для потребителей ценам, охватывая все целевые аудитории: женскую, мужскую и детскую.
Бренд одежды NEVA был основан в 2021 году и уже в 2024 смог заявить о себе на XXVII Петербургском международном экономическом форуме на секции дизайна, где российские производители продемонстрировали свои коллекции.
Для NEVA было выбрано направление casual. Изначально вся одежда нашего бренда отшивается на российских фабриках по контрактной схеме, и в этом есть важное преимущество: сокращение расходов на логистику позволяет получить стоимость, которую клиент воспринимает как доступную и привлекательную. Мы производим одежду «капсулами» в количестве, обеспечивающем нам хорошие цены производства и материалов, но не создающем колоссальных сумм, замороженных до момента реализации товара. Материалы мы подбираем, исходя из поставленной задачи, отслеживая оптимальное сочетание цены и качества, но отдавая предпочтение российским производителям.
Если говорить об объеме производства и ассортиментной матрице моделей, то в 7–10-летней перспективе российская легкая промышленность, вероятно, сможет прочно закрепиться в нише, которую ранее контролировали зарубежные игроки. А внушительное количество постоянно возникающих небольших локальных брендов сможет удовлетворить часть потребностей фэшн-гиков. Но надо признать, что полная замена зарубежных брендов на российском рынке моды потребует значительно более долгого времени, и это отличная предпосылка для последовательной и упорной работы с заделом на будущее. Что особенно радует: мы наблюдаем положительную динамику в этом направлении — количество российских брендов постоянно растет.
Свобода выбора и здоровая конкуренция — важные составляющие любого настоящего рынка.