Если вас обманули: рекомендации пострадавшим от телефонного мошенничества
Увы, телефонное мошенничество происходит в отношении огромного количества людей, живущих с нами по соседству. Большая часть потерпевших не выносят в публичное поле обстоятельства произошедшего. Однако каждый раз, услышав эту новость, мы рассуждаем про себя или вслух: «Ну нет, со мной такого точно никогда не произойдет».
Но способы мошенничества совершенствуются каждый день, преступники используют все возможные технологии. Мошенники умны, хитры и изворотливы, они владеют уловками психологов и применяют техники гипноза и НЛП. Они часто имеют образование юристов. Очевидно, что такие команды «специалистов» могут обмануть многих, включая каждого из нас.
Важно заметить, что злоумышленникам вовсе не лень кропотливо собирать информацию о вас из разных источников. Законные способы — это все социальные сети, в которых мы часто указываем места отдыха, квартиры и дачи. Пользователям соцсетей понятно, во что мы одеты и каков наш уровень жизни.
Из незаконных способов получения информации можно назвать, например, подкуп сотрудников различных организаций для приобретения баз данных. Операторы связи знают, кому вы чаще звоните и чей номер находится в тарифе «Семейный». Из базы данных банковских организаций может уйти информация о том, какие счета и где открыты, каков размер остатков по счетам, есть ли ячейки. Не стоит голословно обвинять банки или сотовых операторов в «сливе» конфиденциальной информации, так как утечка информации может исходить и от самого потерпевшего по случайности. Утечка может произойти из Росреестра, из МФЦ, с сайта «Госуслуги», из всех ресурсов онлайн (при регистрации на сайтах важно помнить, что многое о вас может стать известно третьим лицам без вашего на то разрешения и ведома).
Мошенники взламывают мессенджеры с помощью вредоносных ссылок (например, мне несколько раз приходили сообщения с просьбой проголосовать за незнакомого мне ребенка в творческом конкурсе, а пару дней назад у моего друга взломали телеграм и звонили с просьбой отправить деньги) или каким-либо образом выясняют одноразовый пароль для входа в аккаунт на новом устройстве. Поэтому не нужно переходить по непроверенным и неподтвержденным ссылкам или сообщать свой одноразовый код — пароль для входа. Лучше использовать двухфакторную аутентификацию для входа в мессенджер.
Сперва мошенники изымают информацию о вас, а далее в мошенническую схему вступает «переговорщик» со знанием психологии, который уже успел ознакомиться с вашим профилем. Это может быть как по телефону, так и лично. Преступник представляется сотрудником правоохранительных органов и показывает свою осведомленность о вас и ваших счетах и имуществе. Обычно потерпевшие в это верят, так как знают, что базы данных закрыты и доступ к ним имеет ограниченный круг лиц, в том числе правоохранители.
Основная задача «переговорщика»-злоумышленника — держать в напряжении потерпевшего и не дать ему возможности подумать и проанализировать происходящее. Злоумышленник постоянно будет держать связь с потерпевшим, не упуская его из вида. Звонить кому-либо будет запрещено под предлогом прослушивания вашего телефона мошенниками.
Обычно схема реализуется в стилистике условного «спасения» денежных средств. И я, и мои друзья сталкивались в телефонном разговоре с такими увещеваниями: «Сегодня выяснилось, что с вашего накопительного счета (могут назвать даже банк и все ваши личные данные, включая ФИО и номер паспорта) пытаются списать денежные средства. А параллельно с разговором с мошенником вам может позвонить еще и второй мошенник, который представится сотрудником службы безопасности банка. Мошенникам несложно для пущей убедительности вести потерпевшего к перечислению денежных средств на свои подставные счета объединенными усилиями. Они дают такие четкие указания и так умело воздействуют на психику, что человек нисколько не сомневается в добропорядочности людей, обеспокоенных благосостоянием жертвы.
Сотрудники правоохранительных органов не имеют технических возможностей видеть списания денежных средств с ваших банковских счетов онлайн. Об этом важно помнить. Соответственно, они не могут вам звонить и рассказывать о списании денег.
Для получения доступа к счетам в банке и сведениям о движении средств по ним нужно судебное постановление, до этого должен быть проведен комплекс предварительных мероприятий. Сотрудники всех правоохранительных органов (включая ФСБ) работают в правовом поле и имеют доступ к личной информации, а также к банковским счетам и реквизитам, при проведении оперативно-розыскных мероприятий или доследственной проверки, что занимает от 10 до 30 дней. Соответственно, в момент совершения преступления правоохранительные службы знать не могут о его совершении. Значит, все звонки из банка или от мнимых сотрудников правоохранительных органов являются обманом.
Банк обязан обезопасить ваши финансовые сбережения. Сотрудники банка не могут просить вас перевести деньги на другие счета в целях их сохранения, тем более просить сделать это по телефону. Ваши деньги на банковских счетах — это зона ответственности банка, но не ваша персональная.
Не стоит общаться по телефону с условными правоохранительными органами и сотрудниками банков, если есть малейшие сомнения. Лучше повестить трубку и перезвонить или написать на прямую линию банка, в службу 112 или заполнить соответствующую форму заявки на официальном сайте МВД.
Прежде чем поделиться здесь методами борьбы с последствиями телефонного мошенничества, хочу упомянуть, что такие действия квалифицируются по ст. 159 УК РФ как мошенничество. Они являются умышленными действиями и направлены на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Мошенничество наказывается лишением свободы на срок до двух лет (по общим правилам статьи 159 УК РФ). Срок лишения свободы может быть увеличен до пяти лет, если речь идет о мошенниках в составе группы лиц по предварительному сговору или причинении значительного ущерба.
Как только пришло понимание, что вы стали жертвой телефонного мошенничества или же распознали мошенничество в процессе телефонного разговора, нужно незамедлительно обратиться в ближайшее отделение полиции и написать заявление о совершении мошеннических действий. В заявлении важно рассказать в деталях обо всех обстоятельствах мошенничества. Как только вы передадите заявление в полицию, сотрудником полиции будет выдан талон-уведомление с номером зарегистрированного заявления. Результатом рассмотрения вашего заявления станет одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности.
Из дополнительных средств и методов защиты на случай телефонного мошенничества можно назвать также:
— обращение в службу поддержки мессенджера, который был взломан, с просьбой сообщить информацию об IP-адресах и устройствах, с которых был осуществлен вход в ваш аккаунт;
— отсутствие суеты и спешки в случае, если от вашего «друга» пришло сообщение с просьбой одолжить денег; здесь важно перепроверить достоверность этой информации, для этого просто свяжитесь с другом любым альтернативным способом и уточните, действительно ли он адресовал вам просьбу о деньгах;
— перевод денег (если уж до этого дошло) лучше осуществлять по номеру телефона из вашего списка контактов, а не по номеру карты, которую вам прислали.
Как правило, мошенники не используют собственные счета для зачисления денежных средств. Все это исполняют подставные лица. Есть даже вероятность, что на присланной вам карте есть инициалы вашего реального друга. Если дошло до перевода денег, в назначении платежа указывайте «в долг». Как только платеж совершен, незамедлительно обращайтесь в банк с просьбой заблокировать ошибочную операцию и подавайте заявление в полицию. В ответ на ваше обращение банк свяжется с банком получателя и попросит вернуть деньги. А правоохранительные органы в это время сделают запрос в банк о данных владельца счета получателя, с которого и могут быть впоследствии взысканы деньги через суд. Даже если не будет установлен организатор, есть шанс, что деньги будут взысканы с лица, получившего деньги, ввиду неосновательного обогащения.
Конечно, шансы на возврат денег есть, но лучше быть предусмотрительным и осторожным в процессе общения по телефону (в разговоре или переписке) по поводу любых денежных операций.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Но способы мошенничества совершенствуются каждый день, преступники используют все возможные технологии. Мошенники умны, хитры и изворотливы, они владеют уловками психологов и применяют техники гипноза и НЛП. Они часто имеют образование юристов. Очевидно, что такие команды «специалистов» могут обмануть многих, включая каждого из нас.
Мошенникам известно о вас больше, чем вы думаете
Важно заметить, что злоумышленникам вовсе не лень кропотливо собирать информацию о вас из разных источников. Законные способы — это все социальные сети, в которых мы часто указываем места отдыха, квартиры и дачи. Пользователям соцсетей понятно, во что мы одеты и каков наш уровень жизни.
Из незаконных способов получения информации можно назвать, например, подкуп сотрудников различных организаций для приобретения баз данных. Операторы связи знают, кому вы чаще звоните и чей номер находится в тарифе «Семейный». Из базы данных банковских организаций может уйти информация о том, какие счета и где открыты, каков размер остатков по счетам, есть ли ячейки. Не стоит голословно обвинять банки или сотовых операторов в «сливе» конфиденциальной информации, так как утечка информации может исходить и от самого потерпевшего по случайности. Утечка может произойти из Росреестра, из МФЦ, с сайта «Госуслуги», из всех ресурсов онлайн (при регистрации на сайтах важно помнить, что многое о вас может стать известно третьим лицам без вашего на то разрешения и ведома).
Мошенники взламывают мессенджеры с помощью вредоносных ссылок (например, мне несколько раз приходили сообщения с просьбой проголосовать за незнакомого мне ребенка в творческом конкурсе, а пару дней назад у моего друга взломали телеграм и звонили с просьбой отправить деньги) или каким-либо образом выясняют одноразовый пароль для входа в аккаунт на новом устройстве. Поэтому не нужно переходить по непроверенным и неподтвержденным ссылкам или сообщать свой одноразовый код — пароль для входа. Лучше использовать двухфакторную аутентификацию для входа в мессенджер.
Схема работы
Сперва мошенники изымают информацию о вас, а далее в мошенническую схему вступает «переговорщик» со знанием психологии, который уже успел ознакомиться с вашим профилем. Это может быть как по телефону, так и лично. Преступник представляется сотрудником правоохранительных органов и показывает свою осведомленность о вас и ваших счетах и имуществе. Обычно потерпевшие в это верят, так как знают, что базы данных закрыты и доступ к ним имеет ограниченный круг лиц, в том числе правоохранители.
Основная задача «переговорщика»-злоумышленника — держать в напряжении потерпевшего и не дать ему возможности подумать и проанализировать происходящее. Злоумышленник постоянно будет держать связь с потерпевшим, не упуская его из вида. Звонить кому-либо будет запрещено под предлогом прослушивания вашего телефона мошенниками.
Обычно схема реализуется в стилистике условного «спасения» денежных средств. И я, и мои друзья сталкивались в телефонном разговоре с такими увещеваниями: «Сегодня выяснилось, что с вашего накопительного счета (могут назвать даже банк и все ваши личные данные, включая ФИО и номер паспорта) пытаются списать денежные средства. А параллельно с разговором с мошенником вам может позвонить еще и второй мошенник, который представится сотрудником службы безопасности банка. Мошенникам несложно для пущей убедительности вести потерпевшего к перечислению денежных средств на свои подставные счета объединенными усилиями. Они дают такие четкие указания и так умело воздействуют на психику, что человек нисколько не сомневается в добропорядочности людей, обеспокоенных благосостоянием жертвы.
Предупрежден — значит вооружен
Сотрудники правоохранительных органов не имеют технических возможностей видеть списания денежных средств с ваших банковских счетов онлайн. Об этом важно помнить. Соответственно, они не могут вам звонить и рассказывать о списании денег.
Для получения доступа к счетам в банке и сведениям о движении средств по ним нужно судебное постановление, до этого должен быть проведен комплекс предварительных мероприятий. Сотрудники всех правоохранительных органов (включая ФСБ) работают в правовом поле и имеют доступ к личной информации, а также к банковским счетам и реквизитам, при проведении оперативно-розыскных мероприятий или доследственной проверки, что занимает от 10 до 30 дней. Соответственно, в момент совершения преступления правоохранительные службы знать не могут о его совершении. Значит, все звонки из банка или от мнимых сотрудников правоохранительных органов являются обманом.
Банк обязан обезопасить ваши финансовые сбережения. Сотрудники банка не могут просить вас перевести деньги на другие счета в целях их сохранения, тем более просить сделать это по телефону. Ваши деньги на банковских счетах — это зона ответственности банка, но не ваша персональная.
Не стоит общаться по телефону с условными правоохранительными органами и сотрудниками банков, если есть малейшие сомнения. Лучше повестить трубку и перезвонить или написать на прямую линию банка, в службу 112 или заполнить соответствующую форму заявки на официальном сайте МВД.
Что делать, если стали жертвой телефонного мошенничества
Прежде чем поделиться здесь методами борьбы с последствиями телефонного мошенничества, хочу упомянуть, что такие действия квалифицируются по ст. 159 УК РФ как мошенничество. Они являются умышленными действиями и направлены на хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Мошенничество наказывается лишением свободы на срок до двух лет (по общим правилам статьи 159 УК РФ). Срок лишения свободы может быть увеличен до пяти лет, если речь идет о мошенниках в составе группы лиц по предварительному сговору или причинении значительного ущерба.
Как только пришло понимание, что вы стали жертвой телефонного мошенничества или же распознали мошенничество в процессе телефонного разговора, нужно незамедлительно обратиться в ближайшее отделение полиции и написать заявление о совершении мошеннических действий. В заявлении важно рассказать в деталях обо всех обстоятельствах мошенничества. Как только вы передадите заявление в полицию, сотрудником полиции будет выдан талон-уведомление с номером зарегистрированного заявления. Результатом рассмотрения вашего заявления станет одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела либо о передаче сообщения по подследственности.
Из дополнительных средств и методов защиты на случай телефонного мошенничества можно назвать также:
— обращение в службу поддержки мессенджера, который был взломан, с просьбой сообщить информацию об IP-адресах и устройствах, с которых был осуществлен вход в ваш аккаунт;
— отсутствие суеты и спешки в случае, если от вашего «друга» пришло сообщение с просьбой одолжить денег; здесь важно перепроверить достоверность этой информации, для этого просто свяжитесь с другом любым альтернативным способом и уточните, действительно ли он адресовал вам просьбу о деньгах;
— перевод денег (если уж до этого дошло) лучше осуществлять по номеру телефона из вашего списка контактов, а не по номеру карты, которую вам прислали.
Как правило, мошенники не используют собственные счета для зачисления денежных средств. Все это исполняют подставные лица. Есть даже вероятность, что на присланной вам карте есть инициалы вашего реального друга. Если дошло до перевода денег, в назначении платежа указывайте «в долг». Как только платеж совершен, незамедлительно обращайтесь в банк с просьбой заблокировать ошибочную операцию и подавайте заявление в полицию. В ответ на ваше обращение банк свяжется с банком получателя и попросит вернуть деньги. А правоохранительные органы в это время сделают запрос в банк о данных владельца счета получателя, с которого и могут быть впоследствии взысканы деньги через суд. Даже если не будет установлен организатор, есть шанс, что деньги будут взысканы с лица, получившего деньги, ввиду неосновательного обогащения.
Конечно, шансы на возврат денег есть, но лучше быть предусмотрительным и осторожным в процессе общения по телефону (в разговоре или переписке) по поводу любых денежных операций.