Forbes Council Антон Жуковский
18463
0

Переход в онлайн не подтвердился: тенденции развития розницы

Переход в онлайн не подтвердился: тенденции развития розницы
Тренд на полный переход в онлайн не подтвердился, людям все так же необходимо посещать торговые центры и покупать в привычном для них формате. При этом розничный бизнес требует немало вложений и ресурсов, чтобы оставаться удобным для клиентов и сохранять посещаемость точек. Сейчас мы наблюдаем тренд на сокращение точек продаж, открытие монобрендов и больших по площади магазинов. Бизнесу приходится искать баланс между минимизацией затрат на содержание и оптимальным количеством торговых точек.

Делюсь интересными тенденциями из сферы ретейла, которым может начать следовать любой бизнес.

Открытие точек в метрополитене


Основная задача оператора — создать условия для того, чтобы салоны связи оставались доступными для клиента. С помощью анализа потребительских путей мы можем выделить основные места посещения абонентов. Как правило, список ограничивается локациями по пути на работу или домой, а также торговыми центрами. При этом салоны связи в ТЦ — это стандартный формат розницы, который давно реализован и показывает результаты.

Но в начале года мы задумались о новом месте расположения точек продаж и запустили процесс разворота розничной сети в Московском метрополитене. «Подземка» остается одним из самых посещаемых мест столицы. Проходящий клиентопоток обычных салонов — более 200 000 человек в месяц, при этом аналогичный показатель в метро — более 700 000 человек. Открытие точек Tele2 у выходов станций означает максимальное приближение к клиенту и сокращение клиентского пути для тех, кто хочет подключить услуги связи или приобрести гаджеты и аксессуары для смартфонов быстро и выгодно.

Ранее метро не рассматривалось в качестве места для открытия магазинов. Теперь правительство Москвы заинтересовано в том, чтобы сделать переходы метрополитена дополнительной точкой продаж и максимально обустроить пространство под бизнес. При этом стоимость аренды помещения в переходе обходится организациям в три раза дешевле, чем точка в ТЦ или на проходных улицах города.

Формат metro store предполагает размещение торговых точек в трафиковых локациях метро, соответствующих общему дизайн-коду и концептуально — духу станции. На июль 2024 года Tele2 согласовала 20 точек для размещения, однако планы мы преследуем масштабные.

Аренда коммерческих помещений в ЖК


Другой путь — открытие розницы по месту жительства клиента в ЖК. Тенденция появилась на фоне развития новых форматов жилья, грандиозной застройки ранее пустующих площадей и сдачи первых этажей жилых комплексов под коммерцию.

Ранее для владельцев бизнеса наиболее близким к ЖК местом открытия торговой точки был ТЦ. Сейчас появилась возможность размещаться прямо в домах и тем самым охватывать несколько десятков тысяч проживающих в локации клиентов сразу. К тому же стоимость аренды помещений в ЖК значительно ниже, чем в торговом центре. Для бизнеса это новая возможность стать ближе к покупателю и закрывать его потребности быстро и эффективно.

Оператор связи должен не просто успевать за трендами, а предугадывать их. В мае 2024 года стартовал пилотный проект по открытию торговых точек Tele2 в жилых комплексах Москвы. На данный момент функционируют салоны на трех объектах. В качестве локации мы выбирали новостройки с потенциальным охватом более 20 000 проживающих.

Идея проекта появилась в прошлом году, когда оператор преследовал масштабные цели по росту подключений домашнего интернета Tele2. Соответственно, если бы локация для подключения интернета находилась рядом с домом клиента, пользовательский путь при оформлении услуги сократился бы.

Сейчас новый формат салона предполагает размещение на небольшой площади совместно с другими брендами. Затраты на открытие подобной точки оказались примерно в четыре раза меньше, чем в других массово посещаемых местах.

Оптимизация трудовых мест за счет систем автоматизации


Еще одной проблемой и одновременно новой возможностью для бизнеса стала нехватка рабочей силы. По данным HeadHunter, индекс между количеством размещенных вакансий и готовыми наниматься людьми сокращается. Дефицит кадров можно заметить и по рекламе от крупных компаний: появляются новые опции, например возможность пригласить друга в компанию и получить бонус. Для нас как для оператора это также стало большим вызовом — мы испытываем определенные сложности с набором персонала и ищем пути для того, чтобы их нивелировать.

Одной из наших гипотез стала возможность открытия точек продаж без человека. Успех подобного подхода можно проследить на китайском рынке — розница в формате ПВЗ развивается быстрыми темпами.

Пример на российском рынке — сеть кофеен «Дринкит». Концепция бизнеса заключается в том, чтобы предоставить клиенту возможность заказать напиток онлайн и забрать готовый по номеру или имени на интерактивном столе. Такой формат пользуется популярностью, особенно в точках в центре Москвы. Я вижу, что опция обмена минут Tele2 на товар, отлично вписывается в эту диджитал-историю, и потенциально мы можем опробовать формат ПВЗ в нашей розничной сети.

Мы активно занимаемся повышением уровня технологичности розницы: устанавливаем диджитал-экраны, внедряем системы автоматизации и искусственного интеллекта. Таким образом в ретейле Tele2 уже есть база, на которую можно наложить формат ПВЗ. Продавец же в салоне связи сможет выполнять определенный набор задач, чтобы контролировать процесс выдачи заказа по номеру телефона и по QR-коду. Таким образом можно уменьшить нагрузку на продавца, а процесс коммуникации оператора и клиента сделать максимально простым и компактным по времени.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза