Forbes Council Антон Шмаль
17971
0

Вы в списке: эти слова не радуют, если их произносит налоговый инспектор

Вы в списке: эти слова не радуют, если их произносит налоговый инспектор
НДС является одним из наиболее «привлекательных» налогов для пополнения бюджета — его плательщики всегда в центре внимания налоговых органов. Налоговым инспекторам хорошо известно, как много существует схем уклонения от уплаты налогов, в частности с привлечением фирм-однодневок.

Налоговые службы не дремлют: для целей тщательного исследования разрывов в цепочках уплаты НДС в 2022 году был сформирован Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей (ФРПВ). Если ваша компания получает от налоговой инспекции объемные требования или вызовы на рабочие комиссии, совещания, то есть опасения, что вы включены в этот злосчастный реестр, и, скорее всего, налоговая инспекция рассматривает вас в качестве потенциального выгодоприобретателя, с которого можно взыскать неуплаченный НДС. Но узнаете вы о включении в ФРПВ, скорее всего, на рабочей встрече с налоговыми инспекторами, когда те начнут проводить предварительные проверочные мероприятия для целей камеральной или будущего назначения выездной налоговой проверки.

Любопытное наблюдение последних лет — значительно выросло количество актов с доначислениями по НДС по итогам проведения камеральных проверок после 2022 года. А для выездных налоговых проверок факт включения в ФРПВ является теперь важнейшим фактором. Наименьшую роль играют критерии отбора налогоплательщиков для проверки, которые упомянуты в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@.

Риски включения в реестр


Какие компании находятся в зоне риска включения в ФРПВ? К таким компаниям относятся те, кто получил вычет по НДС с включенных в налогооблагаемую базу сделок с неблагонадежными партнерами. Таких партнеров налоговые органы называют «техническими» — простые однодневки, которые не ведут реальной хозяйственной деятельности и созданы с целью уклонения от уплаты налогов. По сделкам с такими компаниями¬–однодневками выгодоприобретатель получает необоснованную (по мнению налогового органа) выгоду, на которую доначисляется НДС.

Причем ответственность за проверку контрагентов на предмет их благонадежности налоговые органы возлагают на сами компании. Неважно, был ли умысел на уклонение от налогов. Компанию могут обвинить в том, что не была проявлена должная коммерческая осмотрительность или бухгалтерская отчетность была искажена по неосторожности. Практика подсказывает, что перед каждым заключением договора с новым партнером компания-выгодоприобретатель должна удостовериться в том, что контрагент — не фирма-однодневка. И доказательства такой проверки стоит сохранять.

Реестр формируется на базе имеющейся в налоговой инспекции информации и по результатам проведенных налоговых мероприятий. Информация собирается из актуальных автоматических цепочек, которые создает программный комплекс АИС Налог-3, заключений об установлении выгодоприобретателя по сложным расхождениям и комментариев в АСК НДС-2 по простым расхождениям (цепочкам, которые выстраивают инспекторы от разрыва).

В списке выгодоприобретателей может оказаться и компания, которая умышленно уклонялась от уплаты налогов, и та компания, которая проявилась в автоматизированной системе разрывом цепочек уплаты НДС.

Последствия включения в реестр


Важно упомянуть, что компании, включенные в ФРПВ, становятся своего рода «мишенью» для выездных налоговых и камеральных проверок. Все компании из списка были исследованы налоговыми инспекторами на предмет заранее определенных критериев, таких, например, как сумма внеоборотных средств, доля вычетов по исчислениям НДС, количество сотрудников, средняя ежемесячная зарплата сотрудников, наличие государственных контрактов на сумму более 1 млн рублей, возмещение НДС на сумму более 1 млн рублей.

Выходит, что для включения в перечень достаточно иметь штат выше среднего, активы, выплачивать сотрудникам конкурентную зарплату. Несложно в таком случае попасть «под прицел» налоговой службы. Как было упомянуто выше, список является закрытой информацией для самих предпринимателей и их компаний. Но это не мешает налоговым сотрудникам распределить компании между собой и присматривать за ними не только в ходе выездных налоговых проверок, но и внимательно анализировать их квартальные отчетности в ходе привычных камеральных проверок.

Алгоритм действий налоговых инспекторов в отношении компании из списка приблизительно таков: сперва представителей компании вызовут поговорить (в составе рабочей группы или на комиссии), где и предложат доплатить НДС, а еще и налог на прибыль по сделкам из всей «неблагонадежной» цепочки. Если на такое предложение не последует ответных ожидаемых действий, возможно, будет назначена выездная налоговая проверка. Но это все предположение, которое основано на опыте коммуникации с налоговыми службами. Например, считаю важным поделиться существующей в налоговых органах методикой определения компаний для назначения такой проверки: важное значение имеет не только сумма разрыва, но и их количество, установленное налоговыми инспекторами.

На плечи компании, ставшей «мишенью» для налогового органа, ложится доказывание своей непричастности к любым сомнительным схемам. Для этого как раз и пригодятся любые документы в подтверждение проверки благонадежности контрагентов. И важно понимать простую обывательскую вещь, свойственную каждому человеку, даже если он налоговый инспектор, — никому не хочется иметь в своем налоговом участке нерадивого выгодоприобретателя, который портит статистику и показатели налоговой отчетности. Инспектору всегда хочется «переложить» задачу разбирательств с выгодоприобретателем на плечи своего коллеги из другой налоговой инспекции, поэтому доказывание неблагонадежности контрагента сыграет на руку и самой компании, и инспектору.

Как вести себя с налоговыми органами


Реестр предполагаемых выгодоприобретателей был составлен для служебного пользования и не находится в открытом доступе. Оспаривать факт включения в ФРПВ не представляется возможным, но есть шанс быть исключенным из него благодаря тесной коммуникации с налоговыми органами во время рабочих заседаний, на которые налогоплательщик вызывается.

Существует несколько способов доказывания добросовестности компании, за которой «присматривает» налоговая инспекция:

1) назвать другого выгодоприобретателя, объяснить, что создателем схемы по неуплате налоговой является иное предприятие;

2) доказать реальность контрагента и проведенной сделки.

Для проявления должной коммерческой осмотрительности условному выгодоприобретателю необходимо предварительно проверить такую информацию по контрагенту, как:

– наличие записи в ЕГРЮЛ;
– отсутствие либо наличие налоговой задолженности;
– представление отчетности в ФНС;
– является ли компания действующей;
– был ли у компании опыт участия в судебных процессах ранее;
– есть ли долги по исполнительным процессуальным документам;
– важно проверить выписки из ЕГРЮЛ, устав, свидетельство о регистрации в ФНС, решение о назначении директора, попробовать извлечь актуальную бухгалтерскую отчетность.

Такие досье помогут обосновывать реальность проведения сделок и снизить риск. Можно ли быть исключенным из перечня предполагаемых выгодоприобретателей? Такой процедуры официально не предусмотрено. Да и список, как уже говорилось выше, не для общего официального пользования.

Важно внимательным образом реагировать на все письма из налоговой инспекции, уведомления или приглашения на допрос и требования предоставить документы. Необходимо быть бдительным и в процессе коммуникации с представителями налоговой инспекции давать пояснения на их запросы и всегда являться на заседания рабочей группы.

Профессиональный адвокат поможет убедить налоговый орган на предпроверочной стадии, что компания не является организатором схемы. У вас появится шанс неназначения выездной налоговой проверки, исключения из ФРПВ или прекращения камеральной проверки, а также закрытия проверки без доначислений по НДС.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза