Как привлечь инвесторов в конкретный проект: 5 советов про питчинг
Как основатель проекта Misty, цель которого — удовлетворить спрос жителя мегаполиса на любую инфраструктурную услугу, я располагаю большим опытом по запуску проектов с особенной философией. Многие из них стали успешны за довольно короткое время. Я хотел бы поделиться своим опытом и дать предпринимателям пять советов, которые позволят привлечь дополнительные инвестиции в свой проект.
1. Стройте ясное видение и результат
Каждый питч должен начинаться с четкого видения того, куда вы хотите дойти, и понятного пути, как туда попасть. В кейсе Vetcity, например, я не просто раскрывал общую идею ветеринарного госпиталя c 13 специализированными отделениями, а подкреплял это видение впечатляющей статистикой нашего роста и конкретными историями успеха. В период с 2020 по 2023 годы наша выручка составила более 2 млрд рублей, а только за 2023 год — около 700 млн рублей. В клиентской базе более 48 000 владельцев домашних животных: за все время существования клиники в Vetcity помогли 74 000 питомцев и спасли 11 000 жизней в стационарах.
Только за 2023 год врачи Vetcity провели 31 000 приемов. У нас также были значительные достижения в сложных медицинских операциях, таких как кардиохирургия, нейрохирургия и ортопедия.
Ваша задача — показать, почему инвестирование в ваш проект выгодно именно для инвесторов. Видение должно включать в себя конкретные элементы:
В случае с более масштабным проектом — экосистемой Misty — я подчеркивал не только экономическую отдачу, но и социальное влияние: цифры и факты о вкладе в развитие сообщества. Например, как мы инвестируем в обучение и развитие профессиональных навыков более трехсот наших сотрудников.
2. Создавайте отношения и ведите диалог
Отношения с инвесторами начинаются задолго до питча и продолжаются после него. В Misty многие из наших инвесторов сначала стали нашими клиентами или партнерами. Для нас крайне важно установить доверительные отношения: это подтверждение того, что мы ценим каждого партнера не только как источник финансирования, но и как ценного соратника в бизнесе. Будьте готовы к отказам и используйте их как обратную связь. Каждый отказ — это шанс узнать что-то новое и улучшить ваш следующий питч. В Misty мы воспринимаем это как возможность для дальнейшего роста и развития.
Помните, питчинг — это не монолог, а диалог. Слушайте вопросы, определяйте цели и потребности потенциального инвестора. Даже если он не вложится в ваш проект, вы сможете узнать ценную информацию для подготовки к встрече с другими инвесторами.
Также питчинг начинается не с того момента, когда вы открываете свою презентацию, а задолго до первой встречи. Изучите заранее, с кем вы разговариваете. Внешний вид, язык тела, взгляд, уверенность в голосе и глазах — все это должно свидетельствовать о вашей уверенности не только в себе, но и в проекте. Помните, что никто не обязан принимать ваше предложение сразу, имейте терпение и помните, что питчинг не заканчивается в момент завершения презентации.
3. Подчеркивайте компетентность команды
Инвесторы вкладывают деньги не просто в идею, но и в людей. В Misty каждый менеджер и сотрудник значим для успеха. Я делюсь достижениями команды, ее профессиональным ростом, объясняю, какой вклад вносит каждый из нас и какое влияние это имеет на общую миссию проекта. Если бы команда не имела значения, то и такого понятия, как инвестиции, не существовало бы: инвесторы могли бы реализовывать все идеи самостоятельно.
4. Будьте краткими
У всех нас порой не хватает времени даже на решение бытовых задач. Представьте, что происходит с инвестором на ежедневной основе, — его голова забита множеством дел и проектов. Поэтому будет здорово, если вы займете у него немного времени. Излагайте свои мысли и идеи кратко и четко.
Подготовьте содержательный материал, который можно оставить инвестору. Это может быть визитка или раздаточный материал с краткой информацией о вашем проекте. Убедитесь, что материал легко читается и содержит ссылки на дополнительные ресурсы, такие как сайт или QR-коды, с помощью которых можно узнать больше. Инвестор может вернуться к вашему проекту позже, например, когда будет разбирать свой портфель.
5. Демонстрируйте знания о рынке
Расскажите коротко о показателях, конъюнктуре рынка и покажите, что вы осведомлены о нем и своих конкурентах. Даже если ваш бизнес небольшой, демонстрируя глобальное мышление, вы показываете инвестору перспективы дальнейшего развития. Для вас это всегда преимущество. Изучите рынок, сильные и слабые стороны вашей индустрии. Когда вы делитесь этими знаниями, инвестор понимает, что вы в контексте и с вами можно работать в долгосрочной перспективе.
Помните, что питчинг — это не только про привлечение инвестиций, но и про построение доверительных отношений, демонстрацию вашей компетентности и способности мыслить глобально. Даже если вы не получите инвестиции сразу, важно учиться на каждом опыте, использовать обратную связь для улучшения и продолжать двигаться вперед.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
1. Стройте ясное видение и результат
Каждый питч должен начинаться с четкого видения того, куда вы хотите дойти, и понятного пути, как туда попасть. В кейсе Vetcity, например, я не просто раскрывал общую идею ветеринарного госпиталя c 13 специализированными отделениями, а подкреплял это видение впечатляющей статистикой нашего роста и конкретными историями успеха. В период с 2020 по 2023 годы наша выручка составила более 2 млрд рублей, а только за 2023 год — около 700 млн рублей. В клиентской базе более 48 000 владельцев домашних животных: за все время существования клиники в Vetcity помогли 74 000 питомцев и спасли 11 000 жизней в стационарах.
Только за 2023 год врачи Vetcity провели 31 000 приемов. У нас также были значительные достижения в сложных медицинских операциях, таких как кардиохирургия, нейрохирургия и ортопедия.
Ваша задача — показать, почему инвестирование в ваш проект выгодно именно для инвесторов. Видение должно включать в себя конкретные элементы:
- Точка А — точка Б: определите, где вы находитесь сейчас и куда стремитесь.
- Куда идем: очертите стратегические цели и планы.
- Сколько будет точек: укажите количество филиалов или подразделений, которые планируете открыть.
- Размер выручки и прибыли: прогнозируйте доходы на ближайшие годы.
- Какая будет команда: опишите структуру и размер вашей команды.
- В какие рынки зайдем: определите целевые рынки для расширения.
В случае с более масштабным проектом — экосистемой Misty — я подчеркивал не только экономическую отдачу, но и социальное влияние: цифры и факты о вкладе в развитие сообщества. Например, как мы инвестируем в обучение и развитие профессиональных навыков более трехсот наших сотрудников.
2. Создавайте отношения и ведите диалог
Отношения с инвесторами начинаются задолго до питча и продолжаются после него. В Misty многие из наших инвесторов сначала стали нашими клиентами или партнерами. Для нас крайне важно установить доверительные отношения: это подтверждение того, что мы ценим каждого партнера не только как источник финансирования, но и как ценного соратника в бизнесе. Будьте готовы к отказам и используйте их как обратную связь. Каждый отказ — это шанс узнать что-то новое и улучшить ваш следующий питч. В Misty мы воспринимаем это как возможность для дальнейшего роста и развития.
Помните, питчинг — это не монолог, а диалог. Слушайте вопросы, определяйте цели и потребности потенциального инвестора. Даже если он не вложится в ваш проект, вы сможете узнать ценную информацию для подготовки к встрече с другими инвесторами.
Также питчинг начинается не с того момента, когда вы открываете свою презентацию, а задолго до первой встречи. Изучите заранее, с кем вы разговариваете. Внешний вид, язык тела, взгляд, уверенность в голосе и глазах — все это должно свидетельствовать о вашей уверенности не только в себе, но и в проекте. Помните, что никто не обязан принимать ваше предложение сразу, имейте терпение и помните, что питчинг не заканчивается в момент завершения презентации.
3. Подчеркивайте компетентность команды
Инвесторы вкладывают деньги не просто в идею, но и в людей. В Misty каждый менеджер и сотрудник значим для успеха. Я делюсь достижениями команды, ее профессиональным ростом, объясняю, какой вклад вносит каждый из нас и какое влияние это имеет на общую миссию проекта. Если бы команда не имела значения, то и такого понятия, как инвестиции, не существовало бы: инвесторы могли бы реализовывать все идеи самостоятельно.
4. Будьте краткими
У всех нас порой не хватает времени даже на решение бытовых задач. Представьте, что происходит с инвестором на ежедневной основе, — его голова забита множеством дел и проектов. Поэтому будет здорово, если вы займете у него немного времени. Излагайте свои мысли и идеи кратко и четко.
Подготовьте содержательный материал, который можно оставить инвестору. Это может быть визитка или раздаточный материал с краткой информацией о вашем проекте. Убедитесь, что материал легко читается и содержит ссылки на дополнительные ресурсы, такие как сайт или QR-коды, с помощью которых можно узнать больше. Инвестор может вернуться к вашему проекту позже, например, когда будет разбирать свой портфель.
5. Демонстрируйте знания о рынке
Расскажите коротко о показателях, конъюнктуре рынка и покажите, что вы осведомлены о нем и своих конкурентах. Даже если ваш бизнес небольшой, демонстрируя глобальное мышление, вы показываете инвестору перспективы дальнейшего развития. Для вас это всегда преимущество. Изучите рынок, сильные и слабые стороны вашей индустрии. Когда вы делитесь этими знаниями, инвестор понимает, что вы в контексте и с вами можно работать в долгосрочной перспективе.
Помните, что питчинг — это не только про привлечение инвестиций, но и про построение доверительных отношений, демонстрацию вашей компетентности и способности мыслить глобально. Даже если вы не получите инвестиции сразу, важно учиться на каждом опыте, использовать обратную связь для улучшения и продолжать двигаться вперед.