Forbes Council Дмитрий Григорьев
8191
0

Классифайды умнеют: как искусственный интеллект поможет купить квартиру

Классифайды умнеют: как искусственный интеллект поможет купить квартиру
Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта становятся тем, чем 15 лет назад были смартфоны — флагманом новой реальности. Нужно успеть в нее встроиться, чтобы не оказаться в роли догоняющих. О роли ИИ в развитии классифайдов, маркетплейсов и других технологичных компаний — в материале.

Текстовые модели, машинное обучение и другие технологии, которые часто называют «искусственным интеллектом», только начинают входить в нашу жизнь. Миллионы людей успели о нем услышать, тысячи поигрались с нейросетями, нарисовав захватывающие картинки, но лишь единицы нашли применение технологии и воспользовались ее преимуществами. Компании, особенно претендующие на статус технологических, не могут себе позволить долго присматриваться к инновациям. Поэтому внедрение AI/ML технологий превратилось в своеобразное соревнование: кто первым понял, как именно это поможет ускорить или оптимизировать работу, снизить издержки и улучшить пользовательский опыт, тот и окажется в лидерах. Поэтому для компаний, занимающихся онлайн-торговлей и предоставлением услуг, таких, как классифайды, маркетплейсы или банки, внедрение искусственного интеллекта уже сейчас является первоочередной задачей.

Искусственный интеллект называют «всеобщим уравнителем». Судя по исследованиям, более сильным сотрудникам он дает 15% прироста продуктивности, а более слабым — 30%. То же самое происходит и с компаниями. Крупные и успешные лидеры рынка и новички-стартапы теперь словно бы сравнялись в возможностях, а значит, конкуренция мгновенно усилилась, и никто не может просто почивать на лаврах.

ИИ-писатель


Если перейти к конкретике, то что же могут дать AI/ML технологии классифайдам, чтобы заметно улучшить их работу? Один из вариантов использования — заполнение карточек объявления. Такие решения уже тестируются, например, на маркетплейсе AliExpress, где искусственный интеллект, при заполнении продавцом карточки товара, предлагает наилучшие варианты заголовка и описания. Для людей, выставляющих на продажу свою квартиру, создание понятного описания дается далеко не всегда. Искусственный интеллект способен в этом помочь или даже полностью взять эту работу на себя. В будущем пользователям Циан, вероятно, будет достаточно ввести адрес их объекта недвижимости и загрузить фотографии, все остальное ИИ сделает сам, причем подчеркнет главные для покупателей преимущества и параметры.

Возможности алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта смогут пригодиться и риелторам. Например, с тем же самым заполнением объявлений, которых им приходится создавать намного больше. Оптимизация процесса позволит избавиться от рутины, причем не только той, что связана с написанием объявлений. Львиную долю времени риелтора занимают звонки, разговоры, договоренности о просмотрах, планирование встреч. Все это вместо них вполне сможет сделать помощник на базе ИИ: ответить на типичные вопросы о квартире, через календарь найти свободное время для организации просмотра, оповестить об этом собственника объекта и потенциального покупателя. Ну и, разумеется, всю или почти всю работу с документами. Формирование договора, отправка запросов в банк или всей документации на регистрацию сделки — все это можно перепоручить ИИ.

Создание договора, как и любого другого документа, уже сейчас не требует особого участия человека, если мы говорим о шаблоне. Но у каждой квартиры, как правило, много «узких мест», которые надо в договоре учесть: наследники, нехватка документа о собственности, долги или права третьих лиц. Такие тонкие нюансы выходят за рамки простого шаблона, и для их корректного отображения в договоре и в сделке в целом можно привлекать не только юриста, но и решать силами искусственного интеллекта.

ИИ-цензор


Внедрение искусственного интеллекта в работу классифайда может помочь избавить от «болей» не только пользователей, но и сами платформы. Безопасность пользователей, защита их от мошенников — это одна из наших приоритетных задач. Использование предикативных моделей, учитывающих историю аккаунта и паттерны поведения пользователя, позволяет выявлять мошенников гораздо быстрее и эффективнее, чем вручную. Сейчас это происходит уже в первые минуты появления на площадке, то есть еще до совершения первого контакта с пользователями. Таким образом, мы минимизируем риски от действий мошенников и обеспечиваем безопасный пользовательский путь.

Также одной из ключевых проблем для всех порталов объявлений уже много лет остаются недостоверные объявления, так называемые «фонари». Их используют для лидогенерации. Когда по таким объявлениям с максимально привлекательными условиями, хорошим объектом и ценой ниже рынка поступает звонок, риелтор сообщает покупателю, что объект уже куплен, и переориентирует его уже на реально существующую квартиру. С помощью ИИ мы научились автоматически определять 80% недостоверных объявлений еще до того, как на них пожалуются. Для выявления таких объектов проводится анализ соответствия описания введенному адресу, фотографиям объекта и параметров объявления описанию, записи звонков мы умеем конвертировать в текст и с помощью тестовой модели отлавливать подозрительные сигналы. Благодаря работе алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта нам удается обеспечить высокое качество контента и минимизировать количество недостоверных объектов. По данному показателю мы на 30% лучше других классифайдов, а в столичных регионах — вдвое.

Внедрение систем, построенных на базе искусственного интеллекта, позволит проводить модерацию объявлений в автоматическом режиме. В перспективе она может оценивать соответствие объявления реальности. Применение ИИ в подобных процессах позволяет существенно снизить операционные затраты: в наших процессах речь о десятках миллионов в год.

ИИ-поисковик


Много лет компании стремятся использовать знания о своих клиентах, чтобы создавать максимально персонифицированное предложение. В индустрии онлайн-платформ, в том числе и классифайдов, сейчас принято считать, что следующая ступень нашего развития — это как раз максимальная индивидуализация взаимодействия с клиентом. Мы считаем, что внедрение алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта позволит нам создавать индивидуальное предложение на основе предыдущего пользовательского опыта, включая поисковые запросы, историю просмотров и так далее.

Мы считаем, что благодаря ИИ в уже недалеком будущем удастся формировать поисковую выдачу в соответствии с реальными потребностями конкретного человека, а не как сейчас — формально по параметрам. Уже сейчас поисковые системы классифайдов выводят предложения и рекомендуют пользователю наиболее подходящие. Но применение ИИ позволяет сделать это предложение более качественным и попадающим в текущие потребности. Интеллект будет учитывать, на какие объявления реагировал человек, как менял формулировки запроса, что писал в чат-ботах.

ЦианGPT


На пути к изменению формата поиска мы первыми среди российских классифайдов недвижимости запустили умного помощника — ЦианGPT. Он самостоятельно ищет подходящую недвижимость всех типов по заданным текстовым параметрам, а еще умеет отвечать на простые вопросы, которые обычно решает служба поддержки.
Благодаря алгоритмам искусственного интеллекта и машинного обучения ЦианGPT персонализирует поиск и присылает пользователю подборки на основе его текстового запроса. Например, запрос может выглядеть так: «Пришли мне однушки в Нижнем Новгороде от 5 до 10 млн рублей» или «Найди квартиры в аренду в Москве на Севере до 50 000 рублей». Критерии могут быть более или менее подробными — исходя из этого помощник пришлет варианты с определенной периодичностью, которую также можно задать самостоятельно, нажимая команды «Пришли еще», «Остановить», «Настроить регулярность» и так далее. Скорость ответа занимает всего несколько секунд. Помимо поиска недвижимости помощник отвечает и на часто задаваемые вопросы: «Как оформить ипотеку» или «Как продать квартиру» и прочие.

Мы видим, что в зарубежных классифайдах так же все активнее появляются свежие решения на основе чат-бота, который в интерактивном виде задает вопрос: «что ты ищешь?», «где ты ищешь?», а пользователь ему отвечает. Задача чат-бота — сопоставить эти запросы с имеющейся базой объектов и выбрать из нее подходящие под заявленные параметры. Так же работает и помощник ЦианGPT. В дальнейшем такая система поиска будет учитывать не только сам запрос, она будет «помнить», есть ли у человека семья, какими магазинами он интересовался, водит ли он машину и ходит ли в кино. Благодаря этому предложение будет максимально попадать в цель.

«Умный» классифайд будущего уже должен будет сам догадываться, чего хочет пользователь, причем не только на основании того, что ему «сказали» в строке поиска. Сейчас выдача — это тысячи объектов, и пользователю банально не хватит времени на просмотр их всех. Люди могут тратить месяцы на поиски квартиры, и это положение дел не нравится никому. В будущем использование ИИ должно избавить пользователей от необходимости выбирать из всего массива объектов, 99% которых им заведомо не подходят. Поэтому поиск недвижимости уже не будет прежним.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза