Forbes Council Юлия Богачева
30307
0

Data Product Store: данные для малого и среднего бизнеса

Data Product Store: данные для малого и среднего бизнеса
Развитие технологий и автоматизация бизнес-процессов привели к аккумуляции компаниями большого количества данных и применению технологий Big Data и Data Science. В итоге большие данные не только поменяли традиционные бизнес-модели, но и задали вектор развития для многих областей экономики. Для расширения масштабов отечественного рынка данных в 2018 году была создана Ассоциация больших данных (АБД), объединив крупных игроков IT-рынка.

Инициативы ассоциации преследуют следующие цели — повысить техническую и операционную эффективность взаимодействия участников отрасли и выработать бизнес-ориентированную стратегию развития рынка больших данных.

Среди инициатив — установление единых правил взаимодействия в новой сфере и создание отраслевого саморегулирования через Кодекс этики использования данных. Его неотъемлемой частью являются «Реестр добросовестных участников рынка данных» и «Белая книга», в которой собраны примеры ответственного обращения с данными. Также одной из важнейших инициатив стало создание обучающих курсов для специалистов по управлению данными, которые призваны помочь в решении проблемы дефицита грамотных data-специалистов на рынке.

Для проведения data-science-экспериментов была создана «Песочница данных», которая дает возможность стартапам протестировать гипотезы на настоящих данных ведущих компаний российского IT-рынка.

Одной из инициатив ассоциации стало создание маркетплейса технологических сервисов на базе аналитики данных. Маркетплейс мы назвали, с одной стороны, незатейливо — Data Product Store, а с другой стороны, это название исчерпывающе предметно. Проект находится на стадии проверки концепции — мы хотим получить подтверждение, что идея востребована бизнесом и технологически осуществима.

Создание маркетплейса продуктов на больших данных поддержали участники ассоциации: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, «Авито», VK. В случае подтверждения нашей гипотезы мы планируем расширить ассортимент товаров на платформе дата-продуктами внешних организаций-разработчиков и владельцев сервисов на данных.

Новые возможности для МСП


Data Product Store задумывался как онлайн-площадка, объединяющая поставщиков и покупателей продуктов на данных привычным способом — в виде маркетплейса. Под такими продуктами мы понимаем готовый к выводу на рынок сервис, построенный на обработке и анализе больших объемов данных. На маркетплейс ни в коем случае не попадут данные клиентов — это запрещено законодательством. Мы говорим именно о результате обработки большого объема обезличенной информации, на которую получены необходимые разрешения.

Data Product Store поможет повысить эффективность решений, принимаемых малым и средним бизнесом. Например, предприниматель хочет открыть кофейню и нуждается в данных по проходимости или целевом портрете аудитории. Маркетплейс будет единой точкой, где дата-провайдеры смогут представить свои продукты, а потенциальные покупатели заявить о своей потребности.

Крупный бизнес достаточно давно использует продукты на данных в областях, связанных с оценкой риска, логистикой, маркетингом. А проникновение дата-продуктов в малый и средний бизнес пока невелико. Зачастую дата-продукты воспринимаются как нечто сложное и дорогое, что небольшой бизнес не может себе позволить. Наличие маркетплейса, применение продуктов которого понятно описано, позволит значительно увеличить проникновение дата-продуктов в сегмент МСП.

Пилотный запуск с «Авито»


«Авито» предоставляет широкий спектр возможностей для малого и среднего бизнеса. Платформа заинтересована в развитии сегмента цифровых продуктов, одним из видов которых являются дата-продукты. Мы подумали, что сможем объединить наши усилия, создав на «Авито» витрину продуктов на основе данных, где их сможет увидеть большее количество представителей МСП.

Текущий функционал витрины представляет собой стандартный classified: продукты представлены как объявления, покупатель связывается с продавцом для обсуждения цены и условий приобретения продукта. В рамках пилота на площадке доступны сравнительный анализ закупочных цен, оценка эффективности рекламных кампаний, возможность узнать кредитный рейтинг. Сейчас мы собираем обратную связь от потенциальных покупателей с описанием их потребностей, чтобы разместить на площадке продукты, отвечающие потребностям бизнеса.

Безопасность данных и гарантия конфиденциальности


С самого начала проекта мы уделяем особое внимание вопросам безопасности и конфиденциальности информации о клиентах. Дата-продукты, размещенные на Data Product Store, отвечают всем регуляторным требованиям, а также требованиям кибербезопасности корпоративных служб и комплаенса ведущих игроков рынка данных России. Наши продукты не используют персональные данные или информацию, подпадающую под тайну связи или банковскую тайну. Отчеты, которые получат пользователи наших сервисов, представляют собой аналитические выводы или статистику, состоящие из анонимизированных и агрегированных показателей, таких как средний чек, интересы группы, средний возраст.

Взгляд в будущее дата-продуктов


Согласно обновленной стратегии развития рынка данных совместные усилия бизнеса и государства могут обеспечить рост рынка больших данных на 90%, до 319 млрд рублей, к концу 2024 года. Достижение таких показателей возможно за счет регуляторной поддержки и экономического стимулирования. Необходимо системно наращивать темпы подготовки высокоуровневых специалистов в сфере работы с данными и обязательно стимулировать спрос на отечественные IT-решения.

Маркетплейс — открытая площадка. Для разработчиков это возможность продвигать и продавать свои решения, что будет стимулировать развитие рынка данных в России.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза