Деловые стимулы: почему растет интерес россиян к предпринимательству
Интерес россиян к предпринимательству заметно вырос за последние пару лет. По данным Минэкономразвития, на декабрь 2023 года в России зарегистрировано 6,3 млн субъектов малого и среднего бизнеса, что соответствует доковидному уровню. Рост за год составил 6%. Аналогичный тренд зафиксировал и опрос деловой аудитории сайта РБК в конце 2023 года: более 50% респондентов в той или иной степени рассматривали предложения о продаже готового бизнеса. То же мы видим на своей платформе: спрос на покупку компаний и франшиз второй год растет на 16%. Почему все больше россиян интересуются собственным делом?
В последние годы в России сложилась идеальная обстановка для развития своего дела: кроме экономических потрясений, открывших новые возможности, изменилась предпринимательская среда и культура.
В первую очередь популярности предпринимательства способствовала пандемия: по данным Федеральной налоговой службы, на 10 января 2024 года в стране было на 11% больше предпринимателей, чем на начало 2021 года (6,3 млн против 5,7 млн соответственно). Большую роль также сыграли и экономические изменения 2022 года, когда многие иностранные компании покинули рынок. Их уход привел к появлению на рынке труда большого количества профессиональных управленцев, ранее работавших в международных компаниях. У них есть и необходимый опыт, и капитал для запуска собственного дела. Увеличилось количество отраслей и сфер деятельности с низким порогом входа, например, до миллиона рублей.
Одновременно предпринимательство становится проще и прозрачнее. Стало заметно больше информации, образовательных курсов, бизнес-консультантов. Способствует упрощению ведения своего дела и государство, предоставляя программы поддержки и создавая цифровые сервисы для общения с правительственными учреждениями. Это вовлекает в бизнес людей, которые до этого колебались перед выбором — продолжать работать по найму или открыть собственное дело.
И, наконец, — изменилось восприятие предпринимательства: люди видят перед собой все больше работающих малых и микропредприятий, а учитывая изменения экономической ситуации, свое дело становится менее рискованным, чем другие виды инвестирования. Пандемия и другие события последних лет продемонстрировали, что традиционные инструменты инвестирования в любой момент могут потерять большую часть своей стоимости. В ситуациях турбулентности реальный актив — небольшое дело часто оказывается более устойчивой инвестицией.
Сегодня на Авито размещается более 260 000 предложений по продаже бизнеса. А 3,4 млн активных пользователей — представители малого и среднего бизнеса. Анализ наших данных дает представление о трендах в целом. Наиболее популярны готовые компании — за последний год их доля в общем количестве запросов выросла с 65% до 76%. Спрос на франшизы скорректировался с 15% до 14%, а на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 8% до 9%.
Больше всего россиян привлекают направления, где открылись новые возможности. По данным Авито, в 2023 году чаще всего это были пункты выдачи заказов (ПВЗ), предприятия общественного питания и интернет-магазины. Суммарно на топ-3 крупнейших категорий приходится 46% в структуре спроса на Авито (41% годом ранее).
Пандемия ускорила развитие электронной коммерции, в том числе на маркетплейсах. Товары нужно доставлять, поэтому растет спрос на пункты выдачи заказов и все сопутствующие подотрасли. Так, на ПВЗ в январе — сентябре приходилось 19% спроса (против 21% за аналогичный период прошлого года), а на онлайн-торговлю — 9% (против 5%).
Общественное питание многим предпринимателям кажется понятным бизнесом. Порог входа относительно невысокий, а спрос всегда есть. В результате на общепит пришлось 18% запросов (против 15% в 2022 году).
Еще одна популярная категория — салоны красоты, студии маникюра, барбершопы и т. д. За последние два года из-за макроэкономических изменений появился интерес к готовому бизнесу в сфере туризма (базы отдыха, глэмпинг, отели), стоматологическим и медицинским центрам, автосервисам. Грамотный предприниматель идет туда, где есть возможность заработать.
Неудивительно, что в 2023 году 53% респондентов, участвовавших в опросе РБК, рассматривали предложения о покупке франшизы или готового бизнеса. 67% из них искали предложения о продаже бизнеса на сайтах объявлений, 43% — на сайтах компаний-франчайзеров и 34% — в социальных сетях.
При этом наиболее популярным каналом поиска стали сайты объявлений (65% респондентов отметили этот канал как основной при поиске предложений о продаже франшиз, 76% — о продаже готового бизнеса). Это связано с несколькими причинами. Во-первых, за время развития онлайн-торговли сформировалось целое поколение бизнесменов, которые привыкли использовать интернет-каналы для решения своих ежедневных задач и активно переносят эту привычку на бизнес-процессы.
Во-вторых, сайты объявлений дают возможность закрыть сразу все задачи в рамках одной платформы: здесь выше трафик и есть доступ к той аудитории, которая никогда не зайдет на специализированные сайты, потому что даже не задумывалась о покупке бизнеса. Пользователи случайно натыкаются на публикацию и листают дальше из любопытства. Когда они все же решатся купить бизнес, им будет проще вспомнить, что они видели подобные объявления, например, на Авито. К тому же можно сразу рассчитать, во сколько обойдется тот или иной проект — сколько платят сотрудникам, сколько стоит оборудование, доставка и т. д. Таким образом, всю информацию о будущем бизнесе можно получить в одном месте.
Кроме того, находить предложения на сайтах объявлений удобнее, чем в любых других местах, — из-за многолетней работы с многотысячной аудиторией такие сайты изучили пользовательский опыт, усовершенствовали поиск, рубрикацию и другие функции сайта, тем самым максимально упростив путь от первой мысли о своем бизнесе до заключения сделки. Например, в Авито есть отработанная система поиска по геолокации, которая показывает объявление в привязке к конкретному месту, вплоть до района города. В результате 87% участников опроса РБК искали подходящую компанию для покупки именно на нашей платформе.
Важно помнить, что на рынке продажи готовых бизнесов Авито и любая другая платформа служат в первую очередь как рекламная витрина, где можно найти интересный проект. Но дальнейшее общение происходит офлайн, и безопасность сделки зависит только от компетенций участников. Мы со своей стороны можем лишь модерировать объявления, проверяя реальность опубликованного объекта, профиль продавцов, отзывы покупателей. Покупая бизнес, вы должны самостоятельно снимать все вопросы по безопасности.
Интерес к готовым бизнесам и франшизам будет расти. Потому что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. То же касается и бизнеса. Фразу «Я бы хотел что-нибудь свое» можно услышать от многих людей, сделавших успешную карьеру в найме. Если раньше это было абстрактное пожелание, то теперь возможность попробовать свои силы в бизнесе легко доступна. Например, чтобы начать торговать на маркетплейсе, нужно лишь зарегистрировать личный кабинет и разобраться, как внутри площадки работает продвижение, как открыть карточку товара и какую партию товара закупить.
Из опроса РБК и наших данных очевидны два тренда, которые не потеряют своей актуальности в ближайшие годы. Во-первых, двузначные темпы роста онлайн-торговли уже вывели в приоритет сферы, связанные с продажами на маркетплейсах и созданием инфраструктуры для доставки интернет-заказов по всей стране, их проникновение по всей стране будет расти. При этом мы видим, что вместе с созданием магазина на популярных онлайн-платформах растет интерес к комплексным решениям: когда предприниматель получает не только интернет-магазин, но и услуги по подбору ассортимента, поиску поставщиков, логистики и т. д. Развивается целая новая индустрия по организации торговли на маркетплейсах, представители которой готовы помогать начинающим предпринимателям.
Во-вторых, бизнес постепенно адаптируется к новым экономическим условиям, что приведет к росту инвестиционной активности. Многие предприниматели сейчас публикуют объявления о поиске коллабораций и партнеров, которые могут помочь деньгами или экспертизой. Так, одной из горячих тем на нашей площадке в 2023 году стал внутренний туризм. Порог входа тут не низкий. Нередко туристические объекты необходимо модернизировать и расширять, поэтому одни бизнесмены активно ищут капитал, а другие — возможности вложиться в отрасль с большим потенциалом.
Одно из преимуществ готового бизнеса — многообразие опций участия деньгами и временем. Нередко у продавца нет желания выходить из бизнеса целиком, а у покупателя — возможности выкупить сразу все. Каждый продавец и покупатель может найти подход по душе. Так что быть предпринимателем сегодня действительно стало проще. Главное — задаться целью и сделать первый шаг.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
В последние годы в России сложилась идеальная обстановка для развития своего дела: кроме экономических потрясений, открывших новые возможности, изменилась предпринимательская среда и культура.
В первую очередь популярности предпринимательства способствовала пандемия: по данным Федеральной налоговой службы, на 10 января 2024 года в стране было на 11% больше предпринимателей, чем на начало 2021 года (6,3 млн против 5,7 млн соответственно). Большую роль также сыграли и экономические изменения 2022 года, когда многие иностранные компании покинули рынок. Их уход привел к появлению на рынке труда большого количества профессиональных управленцев, ранее работавших в международных компаниях. У них есть и необходимый опыт, и капитал для запуска собственного дела. Увеличилось количество отраслей и сфер деятельности с низким порогом входа, например, до миллиона рублей.
Одновременно предпринимательство становится проще и прозрачнее. Стало заметно больше информации, образовательных курсов, бизнес-консультантов. Способствует упрощению ведения своего дела и государство, предоставляя программы поддержки и создавая цифровые сервисы для общения с правительственными учреждениями. Это вовлекает в бизнес людей, которые до этого колебались перед выбором — продолжать работать по найму или открыть собственное дело.
И, наконец, — изменилось восприятие предпринимательства: люди видят перед собой все больше работающих малых и микропредприятий, а учитывая изменения экономической ситуации, свое дело становится менее рискованным, чем другие виды инвестирования. Пандемия и другие события последних лет продемонстрировали, что традиционные инструменты инвестирования в любой момент могут потерять большую часть своей стоимости. В ситуациях турбулентности реальный актив — небольшое дело часто оказывается более устойчивой инвестицией.
Какие бизнесы наиболее востребованы
Сегодня на Авито размещается более 260 000 предложений по продаже бизнеса. А 3,4 млн активных пользователей — представители малого и среднего бизнеса. Анализ наших данных дает представление о трендах в целом. Наиболее популярны готовые компании — за последний год их доля в общем количестве запросов выросла с 65% до 76%. Спрос на франшизы скорректировался с 15% до 14%, а на участие в бизнесе в качестве инвестора или партнера вырос с 8% до 9%.
Больше всего россиян привлекают направления, где открылись новые возможности. По данным Авито, в 2023 году чаще всего это были пункты выдачи заказов (ПВЗ), предприятия общественного питания и интернет-магазины. Суммарно на топ-3 крупнейших категорий приходится 46% в структуре спроса на Авито (41% годом ранее).
Пандемия ускорила развитие электронной коммерции, в том числе на маркетплейсах. Товары нужно доставлять, поэтому растет спрос на пункты выдачи заказов и все сопутствующие подотрасли. Так, на ПВЗ в январе — сентябре приходилось 19% спроса (против 21% за аналогичный период прошлого года), а на онлайн-торговлю — 9% (против 5%).
Общественное питание многим предпринимателям кажется понятным бизнесом. Порог входа относительно невысокий, а спрос всегда есть. В результате на общепит пришлось 18% запросов (против 15% в 2022 году).
Еще одна популярная категория — салоны красоты, студии маникюра, барбершопы и т. д. За последние два года из-за макроэкономических изменений появился интерес к готовому бизнесу в сфере туризма (базы отдыха, глэмпинг, отели), стоматологическим и медицинским центрам, автосервисам. Грамотный предприниматель идет туда, где есть возможность заработать.
Почему предложения о продаже бизнеса и франшиз все чаще ищут в интернете
Неудивительно, что в 2023 году 53% респондентов, участвовавших в опросе РБК, рассматривали предложения о покупке франшизы или готового бизнеса. 67% из них искали предложения о продаже бизнеса на сайтах объявлений, 43% — на сайтах компаний-франчайзеров и 34% — в социальных сетях.
При этом наиболее популярным каналом поиска стали сайты объявлений (65% респондентов отметили этот канал как основной при поиске предложений о продаже франшиз, 76% — о продаже готового бизнеса). Это связано с несколькими причинами. Во-первых, за время развития онлайн-торговли сформировалось целое поколение бизнесменов, которые привыкли использовать интернет-каналы для решения своих ежедневных задач и активно переносят эту привычку на бизнес-процессы.
Во-вторых, сайты объявлений дают возможность закрыть сразу все задачи в рамках одной платформы: здесь выше трафик и есть доступ к той аудитории, которая никогда не зайдет на специализированные сайты, потому что даже не задумывалась о покупке бизнеса. Пользователи случайно натыкаются на публикацию и листают дальше из любопытства. Когда они все же решатся купить бизнес, им будет проще вспомнить, что они видели подобные объявления, например, на Авито. К тому же можно сразу рассчитать, во сколько обойдется тот или иной проект — сколько платят сотрудникам, сколько стоит оборудование, доставка и т. д. Таким образом, всю информацию о будущем бизнесе можно получить в одном месте.
Кроме того, находить предложения на сайтах объявлений удобнее, чем в любых других местах, — из-за многолетней работы с многотысячной аудиторией такие сайты изучили пользовательский опыт, усовершенствовали поиск, рубрикацию и другие функции сайта, тем самым максимально упростив путь от первой мысли о своем бизнесе до заключения сделки. Например, в Авито есть отработанная система поиска по геолокации, которая показывает объявление в привязке к конкретному месту, вплоть до района города. В результате 87% участников опроса РБК искали подходящую компанию для покупки именно на нашей платформе.
Важно помнить, что на рынке продажи готовых бизнесов Авито и любая другая платформа служат в первую очередь как рекламная витрина, где можно найти интересный проект. Но дальнейшее общение происходит офлайн, и безопасность сделки зависит только от компетенций участников. Мы со своей стороны можем лишь модерировать объявления, проверяя реальность опубликованного объекта, профиль продавцов, отзывы покупателей. Покупая бизнес, вы должны самостоятельно снимать все вопросы по безопасности.
Что нас ждет в 2024 году
Интерес к готовым бизнесам и франшизам будет расти. Потому что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. То же касается и бизнеса. Фразу «Я бы хотел что-нибудь свое» можно услышать от многих людей, сделавших успешную карьеру в найме. Если раньше это было абстрактное пожелание, то теперь возможность попробовать свои силы в бизнесе легко доступна. Например, чтобы начать торговать на маркетплейсе, нужно лишь зарегистрировать личный кабинет и разобраться, как внутри площадки работает продвижение, как открыть карточку товара и какую партию товара закупить.
Из опроса РБК и наших данных очевидны два тренда, которые не потеряют своей актуальности в ближайшие годы. Во-первых, двузначные темпы роста онлайн-торговли уже вывели в приоритет сферы, связанные с продажами на маркетплейсах и созданием инфраструктуры для доставки интернет-заказов по всей стране, их проникновение по всей стране будет расти. При этом мы видим, что вместе с созданием магазина на популярных онлайн-платформах растет интерес к комплексным решениям: когда предприниматель получает не только интернет-магазин, но и услуги по подбору ассортимента, поиску поставщиков, логистики и т. д. Развивается целая новая индустрия по организации торговли на маркетплейсах, представители которой готовы помогать начинающим предпринимателям.
Во-вторых, бизнес постепенно адаптируется к новым экономическим условиям, что приведет к росту инвестиционной активности. Многие предприниматели сейчас публикуют объявления о поиске коллабораций и партнеров, которые могут помочь деньгами или экспертизой. Так, одной из горячих тем на нашей площадке в 2023 году стал внутренний туризм. Порог входа тут не низкий. Нередко туристические объекты необходимо модернизировать и расширять, поэтому одни бизнесмены активно ищут капитал, а другие — возможности вложиться в отрасль с большим потенциалом.
Одно из преимуществ готового бизнеса — многообразие опций участия деньгами и временем. Нередко у продавца нет желания выходить из бизнеса целиком, а у покупателя — возможности выкупить сразу все. Каждый продавец и покупатель может найти подход по душе. Так что быть предпринимателем сегодня действительно стало проще. Главное — задаться целью и сделать первый шаг.