Инвестируй в основной капитал, или проиграешь
Перестройка российской экономики после февраля 2022 года дала существенные преимущества многим отраслям. Но ни в коем случае нельзя проедать возникшие сверхдоходы. Чтобы сохранить конкурентоспособность, их необходимо инвестировать в собственное развитие. На это осталось не более года.
Российская экономика успешно справилась со сложностями, которые на нее навалились в связи с началом СВО почти два года назад. Минэкономразвития посчитало, что в 2023 году наш ВВП вырос на 3,5%, и это с лихвой компенсирует небольшой спад 2022 года (минус 1,2%). В наступившем 2024 году этот рост продолжится.
Я всегда был уверен, что наша экономика отработает в лучшем виде и не завалится в кризисную яму. Еще в прошлом марте я писал, что самое главное — не переоценивать угрозу спада и не впадать в паническую бережливость, а осваивать те ниши, которые освободились в связи с резким уходом зарубежных конкурентов. Как мы видим, так и произошло: спада не случилось, зато внутренний спрос значительно вырос. И если год назад на мой оптимизм посматривали с недоверием, то сегодня эти перспективы стали понятны для всех.
Почему я был так уверен? Потому что я хорошо знаю российских предпринимателей. Это энергичные и креативные люди, которые умеют находить нетривиальные решения самых сложных задач и неожиданные выходы из тупиковых ситуаций. Если на горизонте появляются возможности развития — наши бизнесмены свой шанс не упустят.
Эти люди привыкли жить в ситуации стресса и непредсказуемости. Высокая неопределенность — характерная черта нашего бизнес-климата. Россия — это страна высоких рисков, но и больших возможностей. Это сильно отличает ее от Европы, где экономическая жизнь идет размеренно и расслабленно. Именно поэтому обрушившиеся санкции не стали для российских бизнесменов смертельным шоком, как прогнозировали европейские эксперты.
Теперь нам предстоит следующий этап. Очень вероятно, что наступивший год — последний, когда мы имеем дополнительные возможности, открывшиеся в связи с перестройкой экономики. И эти возможности нужно использовать грамотно и быстро — вкладываться в будущий рост.
Похоже, что в скором времени мы увидим развязку сложившейся геополитической ситуации. Вслед за этим начнется процесс отмены санкций. Я не раз говорил, что российская экономика — это важная экономика, без нее остальному миру тяжело работать. Россия — это большой рынок сбыта. Так что очень многие в мире на самом деле заинтересованы, чтобы снять санкции максимально быстро.
Есть и другая сторона — Китай. Сегодня давление китайской продукции на отечественные рынки уже весьма ощутимо, но в полную силу оно еще не развернулось.
Разберем на примере. Вот Aurus — наш люксовый лимузин. Его создавали, ориентируясь на Rolls-Royce. Получилась очень хорошая машина, но очень дорогая. Это не конкурентоспособно — если будет возможность, то выберут Rolls-Royce. Да и сегмент чрезвычайно узкий. Вспомним сентябрьский Восточный экономический форум, где Владимира Путина спросили про будущее Aurus. Как только наладят настоящее серийное производство, цена упадет вдвое — сказал тогда президент.
Это то, что нужно сегодня. Если Aurus подешевеет, он будет стоить на уровне Mercedes S-class — а это уже другой сегмент и другой спрос. И в этом сегменте есть очень хорошие перспективы. С одной стороны, завозить Mercedes сегодня приходится обходными путями, обслуживать его стало сложнее — поэтому неизбежно переплачиваешь. С другой стороны, китайский автопром еще не завоевал симпатии российского рынка. Пересесть с немецкой машины на китайскую — для многих это психологический слом, и дело вовсе не в качестве китайских машин. Вот тут-то Aurus и может вписаться в рынок, пока не вернулись немцы и не обустроились китайцы.
То же самое касается и новой «Волги», которая собирается занять нишу Toyota Camry. Если хотите, чтобы «Волга» прижилась на рынке, ее нужно выпускать уже в нынешнем году. А если затянуть, то продвигать такой автомобиль будет намного сложнее и дороже.
Другой яркий пример — внутренний туризм. В 2022 году здесь случилось стремительное импортозамещение: ездить за границу стало намного сложнее, и народ начал массово отдыхать в России. А инфраструктуры для этого не было никакой. Мелкие предприниматели, почувствовав ажиотажный спрос, стали предлагать самое низкопробное жилье за неадекватно высокие деньги — и оно все равно было востребовано.
Но в отрасль уже пришли бизнесмены с более крупным капиталом, которые строят полноценные туристические комплексы с полным набором удобств. Сегодня конечный потребитель еще не ощущает их присутствия в полной мере, но вскоре оно проявится. Это значит, что соотношение цена/качество в сфере внутреннего туризма в самом ближайшем будущем станет более здравым.
Что делать малому предпринимателю, чтобы не вылететь с рынка, когда крупные игроки запустят свое предложение? Ни в коем случае не проедать сегодня экстраприбыли, которые он получает от завышенных цен, а как можно скорее инвестировать в основной капитал.
Этот вывод можно экстраполировать на все отрасли, которые в минувший год получили дополнительные прибыли в связи с тем, что ушли иностранцы или вырос государственный спрос. Наступивший год — самое лучшее время инвестировать в основной капитал. В скором будущем сверхприбыли закончатся, потому что конкуренция возрастет и цены упадут. Во-первых, оттого, что ваши внутренние конкуренты уже инвестируют, — и это приведет к росту качества предложения. Во-вторых, иностранцы снова начнут себя проявлять.
Ни в коем случае нельзя успокаивать себя тем, что мы успешно преодолели острую фазу влияния санкций, что экономика перестроилась и что сложившаяся структура и ее доходность — это навсегда. Нет, не навсегда. Но у нас есть хороший шанс, и если мы успеем его реализовать, то сможем не только обустроить устойчивый и конкурентный внутренний рынок, но и достойно выйти на международный рынок на следующем шаге. Это будет наш следующий челлендж.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Российская экономика успешно справилась со сложностями, которые на нее навалились в связи с началом СВО почти два года назад. Минэкономразвития посчитало, что в 2023 году наш ВВП вырос на 3,5%, и это с лихвой компенсирует небольшой спад 2022 года (минус 1,2%). В наступившем 2024 году этот рост продолжится.
Я всегда был уверен, что наша экономика отработает в лучшем виде и не завалится в кризисную яму. Еще в прошлом марте я писал, что самое главное — не переоценивать угрозу спада и не впадать в паническую бережливость, а осваивать те ниши, которые освободились в связи с резким уходом зарубежных конкурентов. Как мы видим, так и произошло: спада не случилось, зато внутренний спрос значительно вырос. И если год назад на мой оптимизм посматривали с недоверием, то сегодня эти перспективы стали понятны для всех.
Почему я был так уверен? Потому что я хорошо знаю российских предпринимателей. Это энергичные и креативные люди, которые умеют находить нетривиальные решения самых сложных задач и неожиданные выходы из тупиковых ситуаций. Если на горизонте появляются возможности развития — наши бизнесмены свой шанс не упустят.
Эти люди привыкли жить в ситуации стресса и непредсказуемости. Высокая неопределенность — характерная черта нашего бизнес-климата. Россия — это страна высоких рисков, но и больших возможностей. Это сильно отличает ее от Европы, где экономическая жизнь идет размеренно и расслабленно. Именно поэтому обрушившиеся санкции не стали для российских бизнесменов смертельным шоком, как прогнозировали европейские эксперты.
Теперь нам предстоит следующий этап. Очень вероятно, что наступивший год — последний, когда мы имеем дополнительные возможности, открывшиеся в связи с перестройкой экономики. И эти возможности нужно использовать грамотно и быстро — вкладываться в будущий рост.
Похоже, что в скором времени мы увидим развязку сложившейся геополитической ситуации. Вслед за этим начнется процесс отмены санкций. Я не раз говорил, что российская экономика — это важная экономика, без нее остальному миру тяжело работать. Россия — это большой рынок сбыта. Так что очень многие в мире на самом деле заинтересованы, чтобы снять санкции максимально быстро.
Есть и другая сторона — Китай. Сегодня давление китайской продукции на отечественные рынки уже весьма ощутимо, но в полную силу оно еще не развернулось.
Разберем на примере. Вот Aurus — наш люксовый лимузин. Его создавали, ориентируясь на Rolls-Royce. Получилась очень хорошая машина, но очень дорогая. Это не конкурентоспособно — если будет возможность, то выберут Rolls-Royce. Да и сегмент чрезвычайно узкий. Вспомним сентябрьский Восточный экономический форум, где Владимира Путина спросили про будущее Aurus. Как только наладят настоящее серийное производство, цена упадет вдвое — сказал тогда президент.
Это то, что нужно сегодня. Если Aurus подешевеет, он будет стоить на уровне Mercedes S-class — а это уже другой сегмент и другой спрос. И в этом сегменте есть очень хорошие перспективы. С одной стороны, завозить Mercedes сегодня приходится обходными путями, обслуживать его стало сложнее — поэтому неизбежно переплачиваешь. С другой стороны, китайский автопром еще не завоевал симпатии российского рынка. Пересесть с немецкой машины на китайскую — для многих это психологический слом, и дело вовсе не в качестве китайских машин. Вот тут-то Aurus и может вписаться в рынок, пока не вернулись немцы и не обустроились китайцы.
То же самое касается и новой «Волги», которая собирается занять нишу Toyota Camry. Если хотите, чтобы «Волга» прижилась на рынке, ее нужно выпускать уже в нынешнем году. А если затянуть, то продвигать такой автомобиль будет намного сложнее и дороже.
Другой яркий пример — внутренний туризм. В 2022 году здесь случилось стремительное импортозамещение: ездить за границу стало намного сложнее, и народ начал массово отдыхать в России. А инфраструктуры для этого не было никакой. Мелкие предприниматели, почувствовав ажиотажный спрос, стали предлагать самое низкопробное жилье за неадекватно высокие деньги — и оно все равно было востребовано.
Но в отрасль уже пришли бизнесмены с более крупным капиталом, которые строят полноценные туристические комплексы с полным набором удобств. Сегодня конечный потребитель еще не ощущает их присутствия в полной мере, но вскоре оно проявится. Это значит, что соотношение цена/качество в сфере внутреннего туризма в самом ближайшем будущем станет более здравым.
Что делать малому предпринимателю, чтобы не вылететь с рынка, когда крупные игроки запустят свое предложение? Ни в коем случае не проедать сегодня экстраприбыли, которые он получает от завышенных цен, а как можно скорее инвестировать в основной капитал.
Этот вывод можно экстраполировать на все отрасли, которые в минувший год получили дополнительные прибыли в связи с тем, что ушли иностранцы или вырос государственный спрос. Наступивший год — самое лучшее время инвестировать в основной капитал. В скором будущем сверхприбыли закончатся, потому что конкуренция возрастет и цены упадут. Во-первых, оттого, что ваши внутренние конкуренты уже инвестируют, — и это приведет к росту качества предложения. Во-вторых, иностранцы снова начнут себя проявлять.
Ни в коем случае нельзя успокаивать себя тем, что мы успешно преодолели острую фазу влияния санкций, что экономика перестроилась и что сложившаяся структура и ее доходность — это навсегда. Нет, не навсегда. Но у нас есть хороший шанс, и если мы успеем его реализовать, то сможем не только обустроить устойчивый и конкурентный внутренний рынок, но и достойно выйти на международный рынок на следующем шаге. Это будет наш следующий челлендж.