Forbes Council Антон Шмаль
21575
0

Налоговая беспокоится — волнуется бенефициар: в чем успех защиты

Налоговая беспокоится — волнуется бенефициар: в чем успех защиты
Вина компании в совершении налогового преступления определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей — согласно положениям Налогового кодекса. Хочу поговорить о трендах уголовной ответственности за налоговые преступления и не только за налоговые, чтобы уберечь от негативных последствий руководителя, акционеров и бенефициаров.

Что нового по налоговым преступлениям


За последние два года в уголовно-процессуальных нормах о возбуждении и прекращении налоговых дел произошли изменения. Уголовные дела в связи с уклонением от уплаты налогов, сборов и страховых взносов возбуждаются исключительно по материалам, направленным налоговыми органами. Теперь топ-менеджеру не придется участвовать одновременно в выездной налоговой проверке и в расследовании возбужденного против него уголовного дела. Однако налоговые органы будут стремиться доказать совершение налогового правонарушения юридическим лицом не только для применения штрафа в размере 40% вместо 20% от неуплаченной суммы налогов, но и для последующей передачи материалов проверки в следственные органы.

При этом есть и радостная новость — максимальный срок лишения свободы теперь снижен с шести до пяти лет. Противоправные деяния переведены из категории тяжких в категорию средней тяжести. Как следствие, уменьшился срок давности с 10 до шести лет.

Также радует, что теперь (с марта 2023 года) уголовное дело об уклонении от уплаты налогов может быть и вовсе прекращено, если все недоимки, пени и штрафы уплачены в полном объеме.

Защита первых лиц и бенефициара возможна, если соблюдать правила. Они такие:

  • Важнейшим правилом защиты в случае возбуждения уголовного дела является своевременное, серьезное и активное участие стороны защиты во всех процессах. Важно активно участвовать еще на стадии налоговой проверки (особенно, если сумма недоимки за период трех финансовых лет превышает 15 млн рублей), знакомиться с материалами и предоставлять доказательства совершения налогового правонарушения по неосторожности.

  • Нельзя допускать согласия со стороны компании с недоимкой, нельзя не оспаривать решение налоговой. Важно помнить, что при наличии признаков налогового преступления материалы налоговой проверки становятся материалами доследственной проверки, а после возбуждения уголовного дела — материалами уголовного дела о налоговом преступлении. В подобном случае переделать первоначально озвученную позицию почти невозможно.

  • Нельзя отказываться от сбора и предоставления собственных доказательств — только активная позиция в условиях налоговой проверки или следственных мероприятий может привести к успеху для компании.


Привлечение к ответственности бенефициара


Наметилась тенденция привлекать к ответственности не только номинальных руководителей, но и бенефициаров — фактических руководителей бизнеса. Причин несколько: номинальность руководителей, возможность более тяжкой квалификации в связи с наличием группы лиц, отсутствие у номинальных директоров денег для взыскания по искам о возмещении вреда по налоговым преступлениям.

Весьма полезно будет упомянуть примеры того, как налоговые органы выявляют реальных бенефициаров налоговых схем еще на стадии предпроверочного анализа или доследственной проверки. Косвенное участие в деятельности компании можно определить через анализ движения товарных и денежных потоков — конечный получатель доходов в результате уклонения от уплаты налогов будет вычислен.

Налоговая ищет информацию в отношении конечных получателей доходов и лиц, фактически руководящих деятельностью должника, используя свои инфоресурсы, внешние источники информации, включая СМИ и социальные сети, запрашивает информацию в Росфинмониторинге, направляет запросы в кредитные организации о бенефициарном владельце должника, анализирует выстроенную компанией модель ведения бизнеса на предмет наличия фактов в подтверждение получения бенефициаром незаконной выгоды.

Важно обратить внимание, что, помимо налоговых преступлений, в уголовном кодексе есть множество составов, по которым могут привлечь к ответственности директора, членов совета директоров, участников общества, акционеров, бенефициаров бизнеса. К таким, например, относятся коррупционные преступления, преступления в сфере гособоронзаказа (количество уголовных дел по этой теме в последние пару лет заметно выросло), в области банкротства, за нарушение трудовых прав работников.

Увеличение уголовных дел по теме гособоронзаказа


В 2022 году Уголовный кодекс пополнился новыми составами уголовных дел в сфере гособоронзаказа — речь о злоупотреблении полномочиями при выполнении гособоронзаказа, о нарушении условий государственного контракта по гособоронзаказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения гособоронзаказа лицом, подвергнутым административному наказанию, об отказе или уклонении лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по гособоронзаказу.

До появления специальных составов уголовные дела в сфере гособоронзаказа возбуждали по общим уголовным статьям о мошенничестве, растрате, злоупотреблении полномочиями.

  • Из громких дел обращает на себя внимание уголовное дело по факту хищения 15 млн рублей при реализации гособоронзаказа. По версии ФСБ, руководители АО «Звезда-Стрела» вносили в отчеты заведомо недостоверные данные.

  • Еще один громкий скандал — дело о растрате по гособоронзаказу 90 млн рублей топ-менеджерами концерна «Тракторные заводы». В 2015–2016 годах концерн осваивал полученные от Минобороны 146 млн рублей — на эту сумму должны были создать опытные образцы боевой машины пехоты «Курганец». Но часть денег исчезла. По версии следствия, вместо реальной работы НИИ, ведущий разработки, выдал заем ООО «Новые инвестиции», которое не имеет ничего общего с машиностроением, но зато имеет связи через учредителей с топ-менеджерами концерна. В 2021 году оперативники ФСБ задержали президента концерна Михаила Болотина, замгендиректора Михаила Школьника и руководителя казначейства Ирину Восторгину.  Сам Болотин быстро признал свою вину, получил два года колонии общего режима и штраф 200 000 рублей (основателя «Тракторных заводов» приговорили к двум годам заключения. — РБК).

  • Четвертого сентября 2023 года Мещанский районный суд Москвы вынес приговор бывшим топ-менеджерам оборонного предприятия «Концерн «Тракторные заводы» по делу о хищении (ч. 4 ст. 160 УК). Бывшего заместителя генерального директора по корпоративным финансам и экономике Михаила Школьника приговорили к четырем годам условно и штрафу 400 000 рублей, а экс-руководителя казначейства концерна Ирину Восторгину — к трем с половиной годам условно и штрафу в размере 350 000 рублей (дело № 01-0707/2023). (Экс-топов оборонного предприятия осудили за хищения. — «Право.ru»).

  • Суд Батайска Ростовской области в мае 2023 года вынес первый в России приговор за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Виновным признали руководителя оборонно-промышленного комплекса АО «Отдельное конструкторско-технологическое бюро «Вектор» Анатолия Михалина и приговорили к пяти годам условно. По версии следствия, на протяжении двух лет он умышленно включал в стоимость продукции государственного оборонного заказа фиктивные затраты (в России впервые вынесен приговор по статье о злоупотреблении при выполнении гособоронзаказа. — «Коммерсантъ»).


Полагаю, эта тенденция будет проявляться и дальше, количество уголовных дел в области гособоронзаказа будет только расти, поскольку надзор за надлежащим его соблюдением усилен.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза