Forbes Council Сергей Гришин
12450
0

Роль региональной власти в развитии предпринимательства

Роль региональной власти в развитии предпринимательства
Для раскачивания деловой активности в России необходимо разработать стимулирующие меры для региональных бюджетов. Тогда губернаторы начнут уделять больше внимания малому и среднему бизнесу. Его развитие даст быстрый положительный эффект для экономики.

Когда у нас говорят о развитии предпринимательства, обычно имеют в виду крупный бизнес. И мы видим, что сегодня благодаря господдержке вертикально интегрированные холдинги и госкорпорации чувствуют себя неплохо. Это правильно в том смысле, что эти компании — системообразующие для страны.

Но для сбалансированного развития экономики необходимо уделять внимание малому и среднему бизнесу. Еще со времен Советского Союза у нас в стране не принято работать на себя. В результате сектор малого и среднего бизнеса в России до сих пор сравнительно небольшой. Однако потенциал развития у него огромный. В сегодняшних непростых условиях он должен стать одной из точек роста нашей экономики.

Наиболее эффективную поддержку малого и среднего бизнеса можно организовать на уровне субъектов федерации. Потому что абсолютное большинство организационных вопросов, которые возникают у мелких компаний, лежат в сфере компетенций региональной и муниципальной власти. В отличие от крупного бизнеса, который всегда лоббирует свои интересы через Москву.

К сожалению, многие наши малые предприниматели уверены, что местные власти могут только осложнять ведение бизнеса — затягивать принятие решений, назначать проверки и т. д. И лучшая помощь с их стороны — не мешать. На самом деле это не всегда так. Я знаю примеры, когда региональные власти очень эффективно стимулировали рост малого и среднего бизнеса на своей территории. Но для этого у власти должна быть серьезная мотивация развивать предпринимательство.

Вспомним, в начале октября на слушаниях по бюджету спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила поощрять регионы, которые перечисляют больше всех налогов для федерального бюджета. Объяснение такое: регионы стараются, зарабатывают, а эти доходы у них изымают — и мотивация хорошо работать пропадает. И это необходимо исправить. По-моему, очень верная инициатива.

Хочу обратить внимание на еще один бюджетный демотиватор, который также надо исправить. У нас в стране очень много дотационных регионов, у которых тоже нет стимулов хорошо работать. Как только такой регион начинает развивать бизнес и зарабатывать собственные налоговые доходы — федеральные субсидии для него уменьшают. Получается, что ты потрудился, а твой суммарный бюджет не изменился. Зачем тогда работать, если можно ничего не делать и получать те же деньги в виде дотаций?

Когда на такую территорию приходит инвестор, который собирается вложить сотни миллионов рублей, создать современные рабочие места и платить налоги в региональный бюджет, власти, по логике вещей, должны взять его за руку, везде водить, подсказывать и помогать. Но на деле чаще всего (хотя и не всегда) все происходит наоборот: никому ничего не нужно, никто ни за что не отвечает, кругом юридическая неразбериха. Я сталкивался с такой ситуацией.

Значит, необходимо сделать так, чтобы губернаторы были по-настоящему заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории, и в первую очередь — малого и среднего бизнеса. Потому что именно от него местный уровень получит самую быструю отдачу.

Крупные компании — это всегда долгие сроки. Предположим, губернатор смог добиться, чтобы крупный холдинг запланировал большое строительство в регионе через пять лет. Все уже рассчитывают на него — новый завод даст мощный толчок развитию области! Но время идет, рыночная конъюнктура меняется, и через пару лет холдинг переносит эти планы еще на пять лет вперед. И сделать с этим регион ничего не может. В результате на территории так ничего и не происходит.

Если возвести завод — это несколько лет, то построить отель — год, открыть ресторан — полгода. Малый и средний бизнес дает отдачу быстро. Эффект от этого может быть очень мощный. У некоторых областных центров в дотационных регионах бюджет составляет считанные миллиарды рублей. Если завести в такой город десять-пятнадцать небольших новых бизнесов, то года через два они своими налогами этот бюджет удвоят.

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса дает устойчивость. Когда в регионе десять небольших налогоплательщиков — это более стабильная ситуация, чем когда один большой. Мало ли что: попал под санкции, сделка сорвалась — завод встал. И повлиять на это с регионального уровня, опять же, не получится. Так что чем больше в области разнопрофильной деловой активности, тем равномернее налоговые поступления в бюджет.

Кардинально ситуация с развитием малого и среднего бизнеса поменяется, когда власть начнет относиться к инвесторам как к клиентам. Во-первых, клиентов надо заинтересовать — значит, региональные власти начнут конкурировать за инвестиции, создавая более привлекательные условия для развития. Во-вторых, клиента надо грамотно обслужить. Не надо вынуждать инвестора бегать по кабинетам. Как делается в бизнесе: каждому клиенту назначают персонального менеджера, и уже он компетентно и быстро решает все возникающие проблемы, а не сам клиент.

Я уверен: как только в отношениях региональных властей и предпринимателей воцарится общепринятый бизнес-подход, уже на горизонте трех-пяти лет мы увидим взрывной рост деловой активности в стране.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза