Forbes Council Михаил Чижиков
9795
0

Пять трендов в сфере бизнес-коммуникаций: как восстановить границы рабочего и личного

Пять трендов в сфере бизнес-коммуникаций: как восстановить границы рабочего и личного
Коммуникации — естественная потребность человека, и сегодня мы можем выбирать среди множества доступных инструментов для общения. При этом активными остаются все цифровые каналы связи, а объем передаваемой через них информации растет. Например, с появлением мессенджеров электронная почта не потеряла популярность: число пользователей почтовых сервисов и количество ежедневно отправляемых писем увеличивается с каждым годом. Продолжает расти аудитория мессенджеров и время, которое люди в них проводят.

Российские интернет-пользователи трудоспособного возраста проводят в интернете в среднем более 4 часов в день. Это время расходуется на рабочее и личное общение. Распространение удаленной работы и гибридного режима труда привело к тому, что границы между ними сильно размылись. Во-первых, цифровые инструменты делают человека доступным в любое время, поэтому приходится решать личные вопросы в течение рабочего дня, а рабочие — во внеурочное время, включая выходные. Во-вторых, для коммуникации с коллегами и клиентами часто используются те же мессенджеры, электронная почта и сервисы видеоконференцсвязи, что и для общения с близкими и друзьями. В таких условиях сложно сосредоточиться на рабочих задачах во время дня и полноценно отдохнуть вечером и в выходные.

По данным исследования Forbes Adviser, 49% сотрудников признают, что неэффективные коммуникации снижают их производительность, 48% респондентов сообщили о снижении удовлетворенности работой, а 42% — о повышенном уровне стресса, связанном с корпоративным общением. Люди беспокоятся, когда у них накапливаются непросмотренные сообщения или когда видят, что руководитель прямо сейчас набирает текст. Добавляют стресса и сложности с пониманием тона цифровых сообщений, а также созданием ответов с правильной эмоциональной окраской.

Цифровые бизнес-коммуникации, с одной стороны, экономят время сотрудников и ускоряют решение многих рабочих вопросов. Без них невозможно выстроить эффективную работу в современных условиях. С другой стороны — избыточные коммуникации отвлекают от дел: рабочая переписка в сервисах обмена сообщениями занимает в среднем 21% рабочего времени.

То, как организованы коммуникации в компании, имеет прямое влияние на результаты сотрудников и в конечном счете — на успешную работу бизнеса. Поэтому важно адаптировать корпоративные инструменты под современные реалии, среди которых — размывание границ между рабочим и личным временем, усталость от постоянного нахождения онлайн, повышенный уровень стресса от цифрового общения, увеличение времени использования различных каналов связи — от мессенджеров до социальных сетей.

Как выстроить коммуникации в компании, чтобы они были комфортными для людей и не препятствовали развитию компании? Можно выделить пять ключевых трендов в сфере бизнес-коммуникаций, которые нацелены на решение этих задач.

 

Тренд №1: Рабочие каналы отделяют от личных


60% людей чувствуют давление от того, что вынуждены всегда оставаться на связи: постоянные уведомления о новых сообщениях в рабочих и личных чатах мешают сосредоточиться на важных задачах, особенно тех, которые требуют концентрации внимания.

Проблему усложняет то, что большинство компаний до сих пор использует общедоступные сервисы для корпоративных целей. Так, 44% российских работодателей полагаются только на популярные мессенджеры, а 38% — разрешают параллельно общаться в корпоративных и общедоступных сервисах. Только 7% компаний ограничивают рабочие коммуникации корпоративным приложением.

При этом заметен тренд на отказ от популярных мессенджеров в пользу корпоративных: на начало 2022 года исключительно общедоступными сервисами пользовались 50% российских компаний.

 

Тренд №2: Сервисы коммуникаций объединяют на одной платформе


Из-за множества разрозненных каналов связи сотрудники вынуждены постоянно между ними переключаться — у каждого пользователя может быть установлено по два-три мессенджера, сервиса ВКС, почтовых агента. Все это создает ощущение беспорядка, что только усиливает стресс. Поэтому унификация рабочих коммуникаций с помощью создания набора определенных приложений на основе единой платформы — стратегический тренд бизнес-коммуникаций.

Такие платформы, кроме исчерпывающего набора сервисов, предлагают их мобильные версии. Мобильность продолжает набирать обороты.

Единая платформа позволяет гибко настраивать рабочее пространство. Это помогает упорядочить коммуникации, а также снизить уровень информационного шума в течение рабочего дня.

 

Тренд №3: Облачное ПО для коммуникаций становится нормой


Облачные сервисы для коммуникаций отличаются тем, что их можно использовать из любого места и с любого устройства. С распространением дистанционной работы такие инструменты стали незаменимыми. Поэтому все компании, поддерживающие удаленный или гибридный режим работы, нуждаются в облачных коммуникациях.

Предвзятое отношение корпоративного сектора к облакам в прошлом: бизнес знаком с разными облачными инструментами, включая ERP и CRM-системы. А все популярные мессенджеры, почтовые сервисы и сервисы для обмена файлами, которые использует большинство компаний, являются облачными.

Cloud-инструменты позволяют командам работать и сотрудничать, где бы они ни находились. Будущее — за облачными платформами корпоративных коммуникаций.

 

Тренд №4: Приложения для общения — как источник стресса и поддержки


60% работников отмечают, что онлайн-общение усиливает эмоциональное выгорание. И это является еще одним аргументом для того, чтобы пересмотреть корпоративные коммуникации: ограничить количество инструментов и объединить их на одной платформе.

Это необходимо сделать еще и потому, что в условиях удаленной и гибридной работы возрастает роль онлайн-общения для предоставления поддержки, сбора обратной связи и решения различных задач сотрудников. Составление и реализация программ well-being возможно при хорошо настроенных внутренних коммуникациях.

Комфортные в эмоциональном отношении условия труда выгодны бизнесу: исследование Harvard Business Review показывает, что компании, поддерживающие психическое здоровье сотрудников, имеют высокий уровень удержания кадров.

 

Тренд №5: Коммуникационные сервисы — для обратной связи в режиме реального времени


Исследования показывают, что оперативная обратная связь лучше влияет на вовлеченность и производительность сотрудников, чем последующая обратная связь. Более того, люди поколения Z ожидают мгновенной реакции на свои действия чаще, чем поколение Y. Поэтому компании, которые хотят привлечь и удержать молодые кадры, должны внедрить практику обратной связи в режиме реального времени. В этом поможет эффективная система внутренних коммуникаций.

Открытое и честное двустороннее общение — один из пяти важнейших факторов вовлеченности сотрудников. Благодаря приложениям для онлайн-общения давать и запрашивать обратную связь стало проще, чем когда-либо прежде.

Культура цифровой коммуникаций — это то, что может привести к повышению удовлетворенности работой, росту производительности труда и большему доверию сотрудников к руководству компании и команде. Поэтому важно выстроить корпоративное общение так, чтобы избежать негативных последствий онлайн-коммуникаций, и максимизировать их положительное влияние на людей и бизнес.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза