Forbes Council Екатерина Меркулова
16670
0

Ищите женщину: что дает крупным компаниям развитие FemTech-направления

Ищите женщину: что дает крупным компаниям развитие FemTech-направления
Сегодня женщины являются одной из самых крупных целевых аудиторий. Игроки из e-com и FMCG в полной мере «оседлали» демографический тренд и создали множество продуктов, ориентированных на женщин. Однако ниша «женских» digital-продуктов в России еще остается достаточно свободной. Каковы ее перспективы?

FemTech (от Female Technologies) — новое направление в информационных технологиях, главной задачей которого является разработка инновационных решений, направленных на женщин. Сегодня в мире около 1500 компаний, развивающих проекты в FemTech-сфере. Половина проектов приходится на три категории: беременность и материнство (18,6%), менструальное здоровье (16,5%) и репродуктивное здоровье (16,1%). Но все чаще продукты связаны с потребностями не только женщин, но и домохозяйств, лидерами которых они являются. Вход в это направление теперь необязательно происходит через медицинский контекст. Поэтому следует ожидать, что индустрия будет все больше уходить в лайфстайл-контекст, а продуктов в этой сфере станет намного больше.

В России тренд тоже развивается. Например, такие крупные российские экосистемы, как МТС и VK, уже запустили FemTech-приложения (проекты Clatch и «Родительство»).

Как устроен мировой рынок


Термин FemTech появился в 2016 году. Впервые его использовала Ида Тин, основательница одного из первых стартапов в этой сфере — приложения для отслеживания менструального цикла Clue. Запуская проект, датская предпринимательница предсказала, что сфера FemTech станет глобальным технологическим прорывом. Действительно, число стартапов и объемы инвестирования увеличиваются с каждым годом. Венчурный бум случился в 2021 году — инвестиции в это направление удвоились в сравнении с предыдущим годом.

Сегодня FemTech — одна из самых популярных тем среди технологических инноваций, и это направление остается «горячим», несмотря на общее венчурное затишье, характерное для 2022–2023 годов. Прогнозируется, что глобальный FemTech-рынок будет расти на 8,8% в год и к 2032 году превысит $108 млрд (размер рынка в 2022-м — $47 млрд). Глобальные венчурные инвестиции в FemTech сосредоточены в США. Но, возможно, существенная часть компаний лишь использует эту территорию для юрисдикции как крупнейший рынок венчурного капитала. По подсчетам Speedinvest, топ-3 стран по инвестициям в «женские» технологии: США ($4 млрд), Великобритания ($442 млн), Израиль ($419 млн).

Развитие тренда в России


Российские крупные экосистемы и стартапы активно работают над созданием приложений, помогающих женщинам следить за своим здоровьем. Среди них можно выделить ряд продуктов, которые вышли на международный уровень.

Flo — популярное приложение для мониторинга менструального цикла и репродуктивного здоровья. Оно предоставляет женщинам возможность вести дневник циклов. Продукт был создан братьями Дмитрием и Юрием Гурскими в 2015 году, и теперь это третье по популярности приложение в разделе «Здоровье и фитнес» в AppStore. Важной особенностью Flo является алгоритм прогнозирования, который учитывает множество параметров, таких как температура тела, настроение и симптомы.

Pregnancy Tracker Amma — приложение, разработанное Евгением Жихаревым специально для беременных женщин. В нем можно найти информацию о развитии плода на разных этапах беременности, советы по уходу за собой, питанию и физической активности во время беременности. Приложение также позволяет женщинам записывать свои ощущения и события, связанные с беременностью.

Wachanga — объединение сразу нескольких приложений для родителей, которые охватывают период беременности и первые годы жизни ребенка. В них можно отслеживать информацию о зачатии, развитии плода, советы по уходу за младенцем и многое другое. Wachanga также позволяет создавать записи о ребенке и делиться ими с близкими. Создатель продукта Максим Колпаков был вдохновлен желанием поддержать свою жену при кормлении новорожденной дочери.

Clatch — женский календарь менструального цикла с настраиваемыми напоминаниями и аналитикой, основанный на научном подходе. Приложение было разработано внутри экосистемы МТС и уже помогло более 80 000 девушек. Все механики приложения были разработаны с участием медицинских консультантов. Clatch уникален тем, что к нему можно подключить близких людей или врача, чтобы делиться данными о своем здоровье. Кроме того, в приложении появились сторис с фактами, новостями и предсказаниями на день для поднятия настроения. Яркая и юмористическая визуализация элементов помогает в ведении дневника и отслеживании симптомов.

Перспективы российского рынка


Женщины — самая крупная демографическая категория в России. Традиционно они составляют большинство потребителей некоторых цифровых продуктов, таких как медиасервисы, сервисы для путешествий, финансовые сервисы. Диджитализация женских потребностей открывает экосистемам большие возможности для кросс-маркетинга.

В целом женщины традиционно принимают экономические решения, связанные с «закрытием» потребностей семьи/домохозяйства, поэтому для экосистем «заход» в потребности семьи через женщин, которые уже доверяют очень деликатную информацию их сервису, представляется более чем логичной. При этом, по данным RLMS-HSE, российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, к 2019 году доля россиянок, ведущих домохозяйство в одиночестве, достигла 10% — максимума за 25 лет наблюдений.

Я вижу огромный потенциал в развитии FemTech-направления в России. Достаточно взглянуть на статистику. По данным Росстата, в России проживает 39 млн девушек и женщин в возрасте от 12 до 50 лет. При этом аудитория топ-10 популярных приложений для отслеживания цикла насчитывает 10,1 млн человек (данные data.ai). Таким образом, потенциал рынка составляет около 28 млн пользователей, так как каждая женщина репродуктивного возраста может быть пользователем соответствующих приложений. Предполагаемая аудитория приложений для отслеживания беременности составляет 1,5 млн человек (существующие приложения насчитывают 600 000 пользователей).

Органический спрос на FemTech-приложения и девайсы есть, и он будет стимулироваться предложением. Оно непременно расширится: технологические компании вслед за электронной коммерцией и FMCG обратили внимание на потребительскую активность женщин. Сейчас к индустрии принято относить и решение ряда специфических потребностей женщин: это и сексуальное здоровье, беременность, раннее материнство, ментальное здоровье, фитнес-приложения, специфические wellness-продукты для женщин. Ключевым фактором успеха для продуктов в этой сфере является их способность адаптироваться к потребностям каждого пользователя (так называемая гиперперсонификация), точность и надежность, удобство пользования и функциональность.

По мере развития FemTech технологии станут все более интегрированными в повседневную жизнь. Развитие FemTech-направления положительно влияет и на гендерную повестку, делая женские потребности все более видимыми.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза