Forbes Council Илья Дудковский
16932
0

Готовые решения: за что предприниматели и инвесторы ценят «Авито» сегодня

Готовые решения: за что предприниматели и инвесторы ценят «Авито» сегодня
Сегодня 68% опрошенных предпринимателей используют «Авито» для поиска интересных предложений о продаже готового бизнеса, 39% целенаправленно приходят на платформу для покупки готовых компаний. За два года в России сильно вырос интерес к созданию своего бизнеса, инвестиционный внутренний спрос. И платформа «Авито» много сделала, чтобы искать и размещать предложения о покупке и продаже бизнеса было еще удобнее. 




В октябре 2023 года агентство «РБК Исследования рынков» назвало «Авито» лидирующей площадкой по выбору и покупке готового бизнеса и франшиз, а также самой популярной платформой среди различных каналов, куда предприниматели обращаются в поисках интересных предложений. 

Рейтинг составлялся на основе оценки количества объявлений о продаже готового бизнеса и франшиз на различных площадках и опроса деловой аудитории РБК, которая интересовалась покупкой готового бизнеса или франшиз за последний год. По результатам рейтинга, доля опрошенных агентством предпринимателей, за последний год посещавших сайт «Авито» для поиска предложений о продаже готового бизнеса, составила 87%, а для выбора франшизы — 74%. 

Ключевыми критериями выбора «Авито», помимо широкого предложения объявлений в различных категориях, можно назвать крайне высокую популярность и доверие россиян, а также удобство пользования сервисом, понятные тарифы на размещение объявлений и долгий срок работы в России.




Изначально «Авито» мало ассоциировался с платформой для бизнеса. Несколько лет назад все объявления, связанные с продажей готового бизнеса или специализированного оборудования, которые так или иначе появлялись на «Авито», объединили в одну категорию. Интерес пользователей к категории рос, поэтому было принято решение сфокусироваться на более системном развитии этого направления внутри «Авито». Так, в начале 2022 года меня пригласили управлять этой категорией, так как весь мой предыдущий опыт был связан с развитием бизнеса в сегменте СМБ. А следом появилась отдельная команда. Благодаря фокусировке, появлению команды и более активному погружению в запросы наших пользователей мы видим структурные изменения. И это только начало.

Рост предпринимательской активности


Продажа оборудования и продажа готового бизнеса — две параллельные вселенные. Объявления в первой категории решают конкретные задачи, связанные с текущим бизнесом. Тогда как продажа и покупка готового бизнеса — в большей степени решения социального характера, которые могут быть связаны со сменой образа жизни, изменением экономического и социального статуса и так далее. 

В последнее время мы наблюдаем, как растет в России интерес к предпринимательству. Пандемия разогнала этот тренд: мир изменился и продолжает трансформироваться. С февраля прошлого года мы видим, насколько увеличилась предпринимательская активность. По разным оценкам, количество регистраций новых ИП и ООО год к году выросло примерно втрое, пришло время изменений, пертурбаций, смены мест жительства, поиска новых возможностей и так далее. А учитывая, что обычные инструменты инвестирования стали либо не так выгодны, либо непредсказуемы, неожиданно предпринимательская деятельность для кого-то стала более надежным способом инвестировать свои средства в активы. 

Также мы наблюдали тренд, когда сотрудники зарубежных компаний после ухода с российского рынка меняли жизнь. Многие из них со своими знаниями про бизнес, опытом и накопленными капиталами решили начать свое дело, кто-то — параллельно с новой работой, кто-то — вместо поисков новой.




По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности бизнеса «Авито» за девять месяцев 2023 года интерес предпринимателей к покупке готового бизнеса и франшиз на платформе вырос на 18% год к году. 

Самыми востребованными категориями бизнеса остаются пункты выдачи заказов, предприятия общественного питания, а также интернет-магазины. Самые высокие темпы роста среди тройки лидеров показали интернет-магазины: спрос на них вырос в 2,3 раза по итогам января — сентября 2023 года. 

В то же время активно растет интерес к приобретению стоматологических и медицинских клиник, а также готовым гостиничным комплексам, отелям и базам отдыха. Эти направления показали наиболее высокий прирост спроса. 




Осенью этого года мы провели исследование — по результатам опроса предпринимателей в топ-3 причин обращения к «Авито» в поисках готового бизнеса входят сейчас желание увеличить свой текущий заработок (51% респондентов), желание заняться делом, о котором всегда мечтал (41%), желание инвестировать средства (31%). 


Под задачи


Рост предпринимательской активности совпал с трансформацией платформы «Авито», которую готовила команда двух новых макрокатегорий «Авито». По сути, мы создали лидирующую платформу для В2В-коммерции, и исследование РБК подтвердило наше предположение. Со значительным отрывом мы опередили по популярности другие сайты-классифайды, где сегодня можно найти варианты для инвестирования: 87% опрошенных предпринимателей выбирают «Авито» для поиска предложений о покупке готовых компаний и 74% — франшиз. 

При этом наличие пяти вертикалей позволяет предпринимателям закрыть множество смежных задач в рамках одной платформы. Вместе с бизнесом на «Авито» приобретают необходимое оборудование, нанимают персонал, арендуют офис или складские помещения, договариваются об услугах. 

Решать бизнес-задачи через «Авито» удобно. И мы работаем над этим. Например, возьмем сами объявления. Мы даем нашим пользователям возможность давать в них более детальную информацию. Плюс платформы — пользователи могут сами тестировать, что лучше подходит потенциальным покупателям, какие формулировки. Возможность уделить внимание эпистолярному жанру и привлечь тем самым дополнительных покупателей, для кого важны подробные характеристики, — наверное, одна из отличительных черт нашей платформы. Но, конечно же, есть базовые бизнес-показатели, которые важны всем: окупаемость, операционные расходы. Часть продавцов готова их раскрывать в объявлении, часть — нет.

При этом мы уделяем большое внимание вопросам безопасности сделок пользователей на платформе. Мы постоянно совершенствуем наши механизмы автоматической модерации на основе современных технологий. И тут никуда без machine learning — искусственного интеллекта, который позволяет анализировать, насколько объявление валидно. Если у ИИ есть сомнения, срабатывает второй уровень защиты — ручная модерация. Наша команда из нескольких сот подготовленных специалистов принимает решение на основе подсказок. 

Мы также даем продавцам возможность прикладывать документы. Не показываем их покупателям, но ставим плашку, что документы приложены, продавец реальный, у компании есть реквизиты, которые были подтверждены. 

Мы постоянно совершенствуем предложение. Изучив тренды рынка, запросы на нашей платформе и их частотность, мы начали детализировать наш каталог. Например, выделили дополнительные категории в каталоге, которые будут развиваться в силу изменений экономической ситуации в стране. Это внутренний туризм, все, что связано с автобизнесом — автомастерские, детейлинг-центры (там рост год к году 30–50%), красота и здоровье. Результат детализации увидели сразу: все три категории тут же показали значительный прирост новых потенциальных покупателей и продавцов. Большая ротация происходит, поскольку такой бизнес сейчас ликвиден. Часть предпринимателей меняют сферу или продают бизнес по причине переезда, в то время как другая часть решается начать свой бизнес или активно расширяет текущий и заинтересована в покупке готового, клиентской базы. 


Эффекты роста 


Площадки с предложениями такого рода есть, но в «Авито» самая большая проходимость и самая большая посещаемость, поэтому чисто статистически выше вероятность, что твое объявление заметят. Это как эффект снежного кома: чем больше новых предложений, тем больше новых покупателей. Тем более когда есть выделенная категория и в ней происходит постоянная активность. Как показывают опросы предпринимателей, почти 30% респондентов знают о том, что на «Авито» можно найти и выбрать готовый бизнес для покупки.

Работа команды дает значимые результаты. Сейчас пользовательская аудитория категории «Готовый бизнес и франчайзинг» приближается к 3,4 млн представителей малого и среднего бизнеса. Мы ежедневно замеряем количество активных покупателей — это те, кто не просто просматривает объявления, а совершает конкретные действия: задает дополнительные вопросы продавцу во внутреннем мессенджере «Авито» или звонит по номеру телефона. В сегменте франшиз, для примера, этот показатель все время растет последние два года. 


Перспективные направления


Мы активно сотрудничаем с профильными ассоциациями. В прошлом году, например, «Авито» стал членом Российской ассоциации франчайзинга. Но франшизами предложение не ограничивается. У нас гораздо больше видов объектов готового бизнеса, что интересно инвесторам. Сейчас 65% всех предложений на платформе в категории туризма — поиск инвестора для развития существующих объектов или запуска новых. 

Мы проводим аналитическую работу и на стыке трендов рынка и того, что видим внутри платформы, создаем новый функционал. Например, появление такого инструмента, как рассылка спецпредложений с персонализацией под специфику готового бизнеса и франшиз, позволяет быстрее находить потенциальных покупателей. 

Если говорить про следующий год, то мы планируем углубиться в создание дополнительных фильтров. Не только по виду бизнеса, подкатегориям, но и по твердым бизнес-показателям, будь то оборот, окупаемость или нефинансовые метрики, которые мы уточним с пользователями и с рынком в ходе исследований, чтобы потенциальному покупателю легче было находить целевой объект.

Не только по нашей платформе, но и по бизнес-клубам, в которых я состою или бываю на мероприятиях, я вижу, что предпринимательство — очень живая среда, это люди такого склада ума, которые всегда ищут возможности и всегда готовы к сотрудничеству в поисках дополнительных источников роста прибыли и для себя, и для партнеров. Владельцы микро-, малого и среднего бизнеса всегда за коллаборацию, за комьюнити. И в случае с «Авито» это тоже работает. Рост числа активных пользователей и предложений дает нам основание полагать, что своими действиями мы активно помогаем развитию предпринимательства и бизнеса в стране, и мы будем продолжать работать в этом направлении.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза