Forbes Council Павел Воронин
15229
0

Субкультура IT: развивать и объединять

Субкультура IT: развивать и объединять
О дефиците IT-кадров в России говорят корпорации, первые лица и министерства. Бизнесу все сложнее закрывать вакансии и находить подходящий уровень специалистов, правила игры теперь диктуют кандидаты. В гонке за лучшими побеждают те, кто умеет разговаривать с техническими профессионалами на языке внутренней мотивации. Где искать эту мотивацию новых королей IT-мира? В чем она кроется?

По данным Минцифры, в России не хватает около 700 000 IT-специалистов. Также в июле 2023 года уровень безработицы обновил исторический минимум с 1991 года с показателем 3,0%. Это говорит о том, что качественные кадры в IT сегодня работу не ищут — их ищут компании сами.

За лучших специалистов и разработчиков идет борьба, компании пытаются находить новые способы мотивации: строят современные офисы, рассказывают об амбициозных проектах, меняют корпоративную культуру, заливают инвестициями продукты, чтобы первыми сделать что-то новое и заинтересовать команды, — делают все, чтобы специалистам было комфортно и интересно работать. Бизнес сегодня тратит огромные ресурсы на внимание талантливых ребят из IT.

Конечно, не стоит забывать о базовой HR-гигиене — людям априори нужна рыночная зарплата, хороший офис, соцпакет. Различные wow-фишки, такие как массажист или корпоративный психолог, тоже работают. Но ключевым драйвером при выборе работодателя становится возможность иметь достаточную свободу в организации своего рабочего процесса, расти в своих компетенциях, решать те самые «задачи со звездочкой», быть причастным к чему-то важному и чувствовать себя частью крутой корпоративной культуры.

Согласно исследованию Gallup, более половины сотрудников активно или пассивно рассматривают предложения о работе. Чаще всего кандидаты делают выбор в пользу компаний, где культурные ценности совпадают с их собственными. Восприятие этих ценностей происходит быстро, зачастую даже до первых этапов собеседований. Если компания не соответствует культуре сотрудников, которых она хочет видеть в своих стенах, то ей в первую очередь надо начать с себя и трансформировать стандарты внутри. Это большая и сложная задача — изменить корпкультуру в реальности, а не только в транслируемых вовне коммуникациях. Это происходит не за день и даже не за год.

Тезис про важность внутренней культуры бизнеса и вовлеченность сотрудников подтверждают международные исследования. По данным Korn Ferry, организации все чаще осознают связь между вовлеченностью сотрудников, корпоративной культурой и успехом в бизнесе. Почти две трети руководителей крупных международных компаний приписывают культуре 30% и более рыночной стоимости своей организации, а одна треть — 50% и более.

IT-героям нашего времени важно решать действительно сложные задачи — не тратить время на ерунду, проявлять себя. В МТС благодаря переходу на собственную технологическую платформу The Platform мы избавили IT-команды от монотонной работы, сделав возможным собирать большую часть проектов из готовых решений, — оставили только сложные и интересные задачи для запуска нового. Мы даем возможность талантам в IT прикоснуться к чему-то уникальному — построить технологического лидера и одну из крупнейших экосистем на базе крупнейшего телеком-оператора.

Также одним из критериев при поиске вакансий в IT я бы выделил желание работать с лучшими. Информация о звездных командах и решениях, которые они «пилят», быстро разносится в профессиональной среде. Развитие собственной профессиональной идентичности, возможность работать в команде с сильным лидером, с именем и репутацией в IT — вот что цепляет.

Настоящие «трушные» технари ищут возможности развиваться как специалисты, прокачивать свои навыки, хотят участвовать в чем-то действительно новом. Люди сегодня ищут компании, которые дают обществу что-то масштабное и важное — приносят пользу. Никто не хочет просто работать работу и кодить код на no-name-проектах.

Работа с талантами в рамках этой сложной конъюнктуры — это построение сообщества, через которое можно также решать ряд задач бизнеса. Через IT-комьюнити бизнес закрывает сразу две цели — тактическую и стратегическую. Тактика — это поиск правильных людей и продвижение информации о том, что вы делаете, трансляция своих ценностей без лишнего напора и рекламы. Стратегическая цель более долгосрочная — это развитие IT-рынка страны, рабочей силы, профессионального класса в целом.

В этом году МТС, желая объединить ребят с крутым опытом и техноинтересами, запустил серию событий для IT-сообщества с образовательными и развлекательными форматами. Это конференция True Tech Day, которую посетило более 60 000 разработчиков, и IT-хакатон True Tech Hack. Также состоялась всероссийская олимпиада по программированию True Tech Champ, где соревновалось более 8000 специалистов, среди которых были победители международных IT-олимпиад и члены сборной России по программированию.

Сегодня МТС постоянно поддерживает коммуникации в сообществе True Tech, предлагает его участникам в числе первых самые интересные проекты, вакансии, новости. Мы развиваем комьюнити True Tech, запуская образовательные инициативы и курсы онлайн по всей стране как для взрослых, так и для слушателей буквально со школы. МТС открывает базовые кафедры, имеет бакалавриат и магистратуру в лучших технических вузах России. Все это создает и поддерживает профессиональное комьюнити, IT-субкультуру настоящих или «трушных» айтишников True Tech.

Профессиональное IT-комьюнити составляют люди с высоким уровнем скептицизма, зачастую довольно сложные, которые с недоверием относятся к корпоративным инициативам. Чтобы повысить качество кандидатов в сообществе True Tech, мы проводили первоначальный отбор. Качество создаваемого сообщества для нас важнее его масштаба. Но даже с учетом предварительного отсева сегодня в сообществе True Tech около 10 000 специалистов.

У комьюнити True Tech есть своя оригинальная айдентика — как у любой субкультуры, у сообщества настоящих IT-фанатов должны быть свои отличительные визуальные элементы в одежде и стиле. Мы разработали совместно с московским брендом одежды FBL капсульную коллекцию для айтишников, технарей, гиков и всех причастных к миру технологий. Фирменные толстовки и футболки мы дарим адвокатам бренда, кто активно ведет технологический блог или проявляет себя в IT-индустрии на внешних мероприятиях, сотрудникам компании за значимые достижения в работе, активным участникам IT-сообщества МТС, а также участникам реферальной программы за рекомендацию IT-специалиста.

Талантливым ребятам из мира IT действительно не хватало живого общения — не так много площадок, где бы могли пообщаться реальные технари без продажников, которые продвигают свои решения на выставках. В МТС Live Холл на мероприятиях True Tech можно было не только проявить себя в решении задачек из олимпиады, но и просто поговорить о том, что интересно, с теми, кто хорошо тебя понимает.

Так в чем ценность правильного IT-сообщества? В первую очередь для бизнеса это ресурс управления репутацией бренда, живой инструмент для выстраивания коммуникаций с потенциальными кандидатами. Также сообщества сегодня служат не только барометром настроений кандидатов, но и направляющей силой. Это в том числе возможность обучать кадры, развивать их, создавать горизонтальные связи.

В ближайшем будущем ситуация с наймом в IT вряд ли изменится — компаниям придется работать с тем количеством людей, которое есть на рынке. Часть рутинных задач все больше будет автоматизироваться через сервисы на основе генеративного искусственного интеллекта и нейросетей, а роль IT-специалистов сменится на более сложную, экспертную, интересную.

Компании, которые быстрее научатся выстраивать корпоративную культуру и мотивацию, базируясь на свободе, проявлении себя, технологичном лидерстве, смогут выйти в этой гонке победителями. По сути все внутренние мотивы сегодняшних свободолюбивых технолидеров сводятся к тому, чтобы быть нужными, делать важное и работать с лучшими.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза