Психология в тренде: образовательные проекты на примере МУИП
Бизнес-психология — относительно новая область, набирающая популярность в последние годы. Такие специалисты обладают одновременно и научным, и управленческим мышлением, помогают предпринимателям и деловым людям сохранить работоспособность, развить стрессоустойчивость, понимают особенности устройства современного бизнеса.
На подготовку психологов в бакалавриате российских вузов было выделено примерно 2500 бюджетных мест (в 2020/2021 учебном году). При этом психология — одно из немногих направлений высшего образования, где студентов, обучающихся на платной основе, гораздо больше, чем бюджетников.
Психология находится в одном ряду с такими традиционно востребованными направлениями обучения, как юриспруденция, экономика и лингвистика, где 70–80% студентов учатся на платной основе. Об этом сообщает аналитика НИУ ВШЭ.
Разберемся в основных трендах психологического образования в России на примере Международного университета интегративной психологии (МУИП).
Перед созданием университета мы провели опрос аудитории, которая заинтересована в получении психологического образования: задали респондентам вопросы об их первом и основном образовании и о том, чего им не хватает на современном рынке. Опрос прошли 10 000 человек. Нам удалось выявить несколько запросов студентов, которые совпадают с общими трендами на рынке бизнес-образования.
Сочетание обучения с получением профессионального опыта выгодно и студентам, и преподавателям, и работодателям, выявили исследователи НИУ ВШЭ. Теоретические знания должны быть интегрированы в актуальный профессиональный контекст.
В МУИП мы используем несколько форматов:
— Работа в тройках
Формат, который позволяет ученикам с самого начала отрабатывать полученные знания. Ученики объединяются в группы, где есть следующие роли: клиент, психолог, наблюдатель. Процесс курирует профессиональный практикующий специалист.
— Демонстрационные сессии
Формат наглядной демонстрации того, как работает преподаватель в конкретном методе. Важное, практико-ориентированное дополнение к лекционному курсу.
— Групповые супервизии
Супервизия — общение с более опытным психологом, который корректирует профессиональное состояние психолога и разбирает интересные случаи из практики, помогая развивать насмотренность и клиническое мышление. Посещение супервизий обязательно для практической деятельности.
В МУИП супервизии проходят в онлайн-формате. В общий чат отправляется анкета для практикующих психологов, которые могут и хотят вынести свой случай на супервизию. Из списка анкет отбирается два кейса.
Процесс разделен на несколько этапов.
1. Ознакомительный — супервизиант передает всю информацию о случае клиента и выдвигает свой запрос.
2. Уточняющие вопросы.
3. Этап обратной связи — желающие делятся своим видением ситуации и отвечают на запрос супервизианта.
— Стажировки
Одна из проблем, которая регулярно встает перед студентами в процессе обучения, — потеря мотивации. Понимая это, мы не только ввели поощрения лучших студентов в виде поездок и денежных призов, но и предоставили возможность пройти стажировку в МУИП после окончания учебы и получить ценный опыт.
Мы выявили, что студентам-психологам важно чувствовать себя частью профессиональной среды и еще на этапе обучения выстраивать связи с коллегами.
Для отработки этого запроса в МУИП существуют:
— Ведение курирующих психологов
Наши ученики делятся на мини-группы и курируются специалистом-психологом, который ежедневно отвечает на организационные и профессиональные вопросы. Именно психолог-куратор корректирует работу студентов во время отработки практических занятий. Это позволяет наладить контакты с более старшими коллегами.
— Обмен опытом между студентами
Все наши ученики собираются в общем чате, где поддерживают друг друга, обмениваются знаниями, рассказывают о своих кейсах и задают волнующие вопросы относительно профессиональной деятельности, чтобы услышать разные точки зрения.
Значительная часть наших респондентов высказала мнение, что материалы, представляемые на курсе, должны быть выполнены в доступном формате. Например, в МУИП используются:
— Юзер-френдли методические материалы
Все лекции идут в записи, имеют тайм-код, конспект, презентацию и последующее тестирование для закрепления информации. Это дает студентам возможность заниматься в любое удобное время, независимо от расписания и часового пояса.
— 3D-модели на уроках анатомии и физиологии
Изучение этих дисциплин необходимо для понимания того, как работает человеческий организм: это фундамент наших программ и важная основа для ведения психологической практики. Мы выявили, что анатомия и физиология — одни из самых сложных дисциплин для учеников, поэтому наши преподаватели наглядно показывают строение мышц, костей и внутренних органов на 3D-моделях.
— Лента актуальных научных исследований, подобранных специалистами
Чтобы облегчить студентам поиск новой информации и регулярно актуализировать знания, мы ведем новостную ленту с самыми новыми научными исследованиями в рамках психологии и поведения человека. Материал выкладывается на обучающую платформу в формате ссылок с аннотациями и краткими сводками.
Нам важно делать информацию доступной, но не упрощать ее: мы строго следим за качеством и актуальностью преподносимой информации. Поэтому мы выбрали в качестве преподавателей лучших специалистов в своих направлениях, имена которых известны профессиональному сообществу.
В России в 2022 году наблюдался резкий рост спроса на помощь психологов: потребность, по сравнению с 2021 годом, выросла на 62,87%. Количество сессий с ними — на 62%. Спрос на корпоративную психологическую помощь — в несколько раз. Чтобы помочь выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, мы ввели:
— Собственный каталог психологов
Мы создали площадку, где любой желающий может записаться на консультации к нашим лучшим ученикам. Это обеспечивает выпускников потоком клиентов, а клиенты могут выбрать специалиста по важным для себя критериям: запросу, с которым пришли, образованию, отзывам, методикам и направлениям, в которых работает психолог.
— Бизнес-модуль
Отдельный модуль обучения, записанный ведущими специалистами по маркетингу и продвижению, направленный на монетизацию полученных навыков. В этом модуле рассматривается более 20 возможных способов продвижения психолога, в том числе не привязанных к ведению социальных сетей.
В международной психотерапевтической практике ранее доминировал фармако-психотерапевтический подход: специалисты верили, что именно через фармакотерапию лежит путь к ментальному здоровью и счастью клиентов. Однако сейчас наиболее влиятельным становится интегративный подход, который позволяет объединять сразу несколько научно доказанных методик.
Разрабатывая программу МУИП, мы ориентировались на следующие направления:
— Телесно-ориентированная терапия
Включает в себя различные техники, методы и упражнения, позволяющие клиенту при помощи тела справиться с психологическими проблемами, переживаниями и психосоматическими проявлениями. Эффективность подтверждена исследованиями.
— Гипнотерапия
Гипнотерапевт работает с клиентом в измененном состоянии сознания — пограничном между сном и бодрствованием. Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. Обладает высокой научно доказанной эффективностью.
— Психоанализ
Используются: метод свободных ассоциаций (говорить первое, что приходит в голову); толкование сновидений; метод интерпретации (проанализировать все, что было сказано клиентом, будь то абсурдное или неуместное).
— Гештальт-терапия
Направление, которое позволяет личности осознать собственные мысли, чувства и эмоции, находясь в моменте («здесь-и-сейчас»). Имеет высокий процент доказательной эффективности.
— Психодрама
Метод терапии, позволяющий разрешать проблемы через проигрывание фантазий, конфликтов и страхов.
— Эмоционально-образная терапия
Подход, направленный на выявление причин эмоциональной напряженности и поиск способов ее снятия. Например, есть исследование о влиянии эмоционально-образной терапии на образование копинг-стратегий.
Таким образом, современное психологическое образование в условиях высокого спроса на психологов все больше ориентируется на практику, на междисциплинарный подход и доступность информации без ее упрощения. С каждым годом растет значение интегративного подхода.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
На подготовку психологов в бакалавриате российских вузов было выделено примерно 2500 бюджетных мест (в 2020/2021 учебном году). При этом психология — одно из немногих направлений высшего образования, где студентов, обучающихся на платной основе, гораздо больше, чем бюджетников.
Психология находится в одном ряду с такими традиционно востребованными направлениями обучения, как юриспруденция, экономика и лингвистика, где 70–80% студентов учатся на платной основе. Об этом сообщает аналитика НИУ ВШЭ.
Разберемся в основных трендах психологического образования в России на примере Международного университета интегративной психологии (МУИП).
Перед созданием университета мы провели опрос аудитории, которая заинтересована в получении психологического образования: задали респондентам вопросы об их первом и основном образовании и о том, чего им не хватает на современном рынке. Опрос прошли 10 000 человек. Нам удалось выявить несколько запросов студентов, которые совпадают с общими трендами на рынке бизнес-образования.
Тренд 1: практико-ориентированность
Сочетание обучения с получением профессионального опыта выгодно и студентам, и преподавателям, и работодателям, выявили исследователи НИУ ВШЭ. Теоретические знания должны быть интегрированы в актуальный профессиональный контекст.
В МУИП мы используем несколько форматов:
— Работа в тройках
Формат, который позволяет ученикам с самого начала отрабатывать полученные знания. Ученики объединяются в группы, где есть следующие роли: клиент, психолог, наблюдатель. Процесс курирует профессиональный практикующий специалист.
— Демонстрационные сессии
Формат наглядной демонстрации того, как работает преподаватель в конкретном методе. Важное, практико-ориентированное дополнение к лекционному курсу.
— Групповые супервизии
Супервизия — общение с более опытным психологом, который корректирует профессиональное состояние психолога и разбирает интересные случаи из практики, помогая развивать насмотренность и клиническое мышление. Посещение супервизий обязательно для практической деятельности.
В МУИП супервизии проходят в онлайн-формате. В общий чат отправляется анкета для практикующих психологов, которые могут и хотят вынести свой случай на супервизию. Из списка анкет отбирается два кейса.
Процесс разделен на несколько этапов.
1. Ознакомительный — супервизиант передает всю информацию о случае клиента и выдвигает свой запрос.
2. Уточняющие вопросы.
3. Этап обратной связи — желающие делятся своим видением ситуации и отвечают на запрос супервизианта.
— Стажировки
Одна из проблем, которая регулярно встает перед студентами в процессе обучения, — потеря мотивации. Понимая это, мы не только ввели поощрения лучших студентов в виде поездок и денежных призов, но и предоставили возможность пройти стажировку в МУИП после окончания учебы и получить ценный опыт.
Тренд 2: принадлежность к профессиональному сообществу
Мы выявили, что студентам-психологам важно чувствовать себя частью профессиональной среды и еще на этапе обучения выстраивать связи с коллегами.
Для отработки этого запроса в МУИП существуют:
— Ведение курирующих психологов
Наши ученики делятся на мини-группы и курируются специалистом-психологом, который ежедневно отвечает на организационные и профессиональные вопросы. Именно психолог-куратор корректирует работу студентов во время отработки практических занятий. Это позволяет наладить контакты с более старшими коллегами.
— Обмен опытом между студентами
Все наши ученики собираются в общем чате, где поддерживают друг друга, обмениваются знаниями, рассказывают о своих кейсах и задают волнующие вопросы относительно профессиональной деятельности, чтобы услышать разные точки зрения.
Тренд 3: доступность и ориентированность на студентов
Значительная часть наших респондентов высказала мнение, что материалы, представляемые на курсе, должны быть выполнены в доступном формате. Например, в МУИП используются:
— Юзер-френдли методические материалы
Все лекции идут в записи, имеют тайм-код, конспект, презентацию и последующее тестирование для закрепления информации. Это дает студентам возможность заниматься в любое удобное время, независимо от расписания и часового пояса.
— 3D-модели на уроках анатомии и физиологии
Изучение этих дисциплин необходимо для понимания того, как работает человеческий организм: это фундамент наших программ и важная основа для ведения психологической практики. Мы выявили, что анатомия и физиология — одни из самых сложных дисциплин для учеников, поэтому наши преподаватели наглядно показывают строение мышц, костей и внутренних органов на 3D-моделях.
— Лента актуальных научных исследований, подобранных специалистами
Чтобы облегчить студентам поиск новой информации и регулярно актуализировать знания, мы ведем новостную ленту с самыми новыми научными исследованиями в рамках психологии и поведения человека. Материал выкладывается на обучающую платформу в формате ссылок с аннотациями и краткими сводками.
Нам важно делать информацию доступной, но не упрощать ее: мы строго следим за качеством и актуальностью преподносимой информации. Поэтому мы выбрали в качестве преподавателей лучших специалистов в своих направлениях, имена которых известны профессиональному сообществу.
Тренд 4: ориентация на поиск работы
В России в 2022 году наблюдался резкий рост спроса на помощь психологов: потребность, по сравнению с 2021 годом, выросла на 62,87%. Количество сессий с ними — на 62%. Спрос на корпоративную психологическую помощь — в несколько раз. Чтобы помочь выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, мы ввели:
— Собственный каталог психологов
Мы создали площадку, где любой желающий может записаться на консультации к нашим лучшим ученикам. Это обеспечивает выпускников потоком клиентов, а клиенты могут выбрать специалиста по важным для себя критериям: запросу, с которым пришли, образованию, отзывам, методикам и направлениям, в которых работает психолог.
— Бизнес-модуль
Отдельный модуль обучения, записанный ведущими специалистами по маркетингу и продвижению, направленный на монетизацию полученных навыков. В этом модуле рассматривается более 20 возможных способов продвижения психолога, в том числе не привязанных к ведению социальных сетей.
Тренд 5: интегративный подход
В международной психотерапевтической практике ранее доминировал фармако-психотерапевтический подход: специалисты верили, что именно через фармакотерапию лежит путь к ментальному здоровью и счастью клиентов. Однако сейчас наиболее влиятельным становится интегративный подход, который позволяет объединять сразу несколько научно доказанных методик.
Разрабатывая программу МУИП, мы ориентировались на следующие направления:
— Телесно-ориентированная терапия
Включает в себя различные техники, методы и упражнения, позволяющие клиенту при помощи тела справиться с психологическими проблемами, переживаниями и психосоматическими проявлениями. Эффективность подтверждена исследованиями.
— Гипнотерапия
Гипнотерапевт работает с клиентом в измененном состоянии сознания — пограничном между сном и бодрствованием. Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. Обладает высокой научно доказанной эффективностью.
— Психоанализ
Используются: метод свободных ассоциаций (говорить первое, что приходит в голову); толкование сновидений; метод интерпретации (проанализировать все, что было сказано клиентом, будь то абсурдное или неуместное).
— Гештальт-терапия
Направление, которое позволяет личности осознать собственные мысли, чувства и эмоции, находясь в моменте («здесь-и-сейчас»). Имеет высокий процент доказательной эффективности.
— Психодрама
Метод терапии, позволяющий разрешать проблемы через проигрывание фантазий, конфликтов и страхов.
— Эмоционально-образная терапия
Подход, направленный на выявление причин эмоциональной напряженности и поиск способов ее снятия. Например, есть исследование о влиянии эмоционально-образной терапии на образование копинг-стратегий.
Таким образом, современное психологическое образование в условиях высокого спроса на психологов все больше ориентируется на практику, на междисциплинарный подход и доступность информации без ее упрощения. С каждым годом растет значение интегративного подхода.