Forbes Council Павел Гуштюк
26903
0

Цифровая трансформация: с чего начать девелоперу

Цифровая трансформация: с чего начать девелоперу
Клиенты часто обращаются к нашим экспертам с двумя вопросами: «Мы начали использовать CRM — это означает, что мы уже цифровизировались?» и «С чего начать цифровую трансформацию в компании, чтобы действительно достичь результатов?». Давайте разберемся.

 

Отличия цифровой трансформации от цифровизации


Начнем с того, что цифровизация и цифровая трансформация — это две разные ступени в развитии компании. Цифровизация — процесс внедрения цифровых инструментов в текущие бизнес-процессы для повышения их эффективности. Она является важным первым шагом в цифровой трансформации.

Цифровая трансформация — гораздо более комплексный процесс. Она охватывает преобразование практически каждого аспекта компании: бизнес-процессов, организационной структуры, модели управления и методов принятия решений. Цифровая трансформация включает разработку цифровой стратегии, внедрение передовых технологий, эффективное управление данными и социализацию изменений. В результате менеджмент компании трансформирует существующие и формирует новые ценностные предложения и бизнес-модели.

Итоговой целью цифровой трансформации является повышение ценности бизнеса и конкурентоспособности на рынке. Это достигается за счет сокращения сроков производственного цикла и себестоимости продукта, формирования новых бизнес-моделей и продуктов, а также выхода на новые рынки.

Рассмотрим пример ГК «Самолет», одного из крупнейших девелоперов в России. Его цифровая трансформация длится уже 4 года, а лидировали ее наши эксперты. Внедрение цифровых технологий, эффективное управление данными и трансформация структуры позволили сократить сроки строительства на 30% и повысить точность бюджетирования на 25%.

Однако намного важнее, что компания начала активно развивать свою бизнес-модель, предлагая клиентам квартиры с индивидуальным ремонтом и мебелью, и даже создала свой собственный банк. Это и есть настоящий результат цифровой трансформации — создание новых возможностей и увеличение конкурентоспособности на рынке.

 

Ключевые этапы и стратегия


Для того чтобы успешно начать цифровую трансформацию компании, необходимо учесть несколько важных аспектов.

  1. Понимание длительности и комплексности процесса
    Цифровая трансформация — долгосрочный процесс, который может занять от 3 до 6 лет в зависимости от масштабов и сложности процессов компании. Этот процесс включает в себя не только внедрение IТ-инфраструктуры и архитектуры управления данными, но и изменение культуры организации, переориентацию сотрудников и социализацию внесенных изменений. Ключевой фактор успеха —вовлеченность собственников и топ-менеджмента в процесс изменений, а также формирование высококвалифицированной команды для управления трансформацией. Важно помнить, что цифровая трансформация требует существенных инвестиций: согласно исследованиям McKinsey, PwC, Capgemini и нашему опыту, лидеры рынка тратят около 5–7% своей выручки на цифровую трансформацию ежегодно. Однако эти затраты окупаются за счет значительного роста компании и лидерства на рынке. По прогнозам, организации, не приступившие к цифровой трансформации, рискуют устареть и потерять конкурентоспособность.

  2. Определение стартовой точки и цифровой зрелости компании
    Для эффективного планирования и проведения цифровой трансформации важно понимать, где находится ваша компания на данный момент. Вы лидер в отрасли или только начинаете осваивать цифровые инструменты? Какие этапы девелоперского цикла уже цифровизированы, а какие еще требуют внимания? Эти вопросы помогут вам определить готовность к цифровой трансформации. Для компаний-девелоперов наши эксперты разработали специальный опрос, который позволяет оценить цифровую зрелость компании и получить индивидуальные рекомендации от лидеров цифровой трансформации из компании Formind. Также этот опрос можно использовать как чек-лист для отслеживания динамики цифровой зрелости компании.

  3. Проведение цифрового аудита
    Для более глубокого понимания текущей ситуации и определения стратегии трансформации целесообразно провести полномасштабный цифровой аудит компании. Аудит позволит выявить ключевые области, которые требуют изменений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Он также позволит идентифицировать риски и разработать план действий для их минимизации, а также создать первоначальную дорожную карту цифровой трансформации.


Начало цифровой трансформации может быть сложным, но правильная стратегия и подход могут существенно ускорить процесс и обеспечить успешный результат. Важно помнить, что цифровая трансформация — это не просто модное явление, а неотъемлемая часть развития современного бизнеса.

 

Оценка готовности к цифровой трансформации


Когда дело доходит до подготовки к цифровой трансформации, эксперты Formind фокусируются на определенных «строительных блоках», которые существенны для успешного прохождения этого пути. У многих клиентов выявляются следующие пробелы:

  1. Общее управление в компании
    a) Цели и миссия компании: часто они либо не определены, либо несовместимы с текущей бизнес-моделью, либо не соответствуют целям акционеров.
    b) Стратегия развития бизнеса: она существует лишь в умах руководства, и ее понимают как набор целей, но не как конкретный план изменений для их достижения.
    c) Организационная структура и роли: подразделения формируются без ясной стратегии и необходимых ресурсов. Нередко подразделения не обладают достаточными полномочиями для эффективного выполнения своих функций.
    d) Культура управления: решения принимаются поздно и не опираются на актуальные данные, а цели ставятся недостаточно амбициозно

  2. Процессы и автоматизация
    a) Стратегия развития IТ: очень часто она оторвана от общей стратегии компании, не способствует достижению целей акционеров и не конкретизирована в отношении изменений и сроков.
    b) Оптимизация и стандартизация процессов: неэффективность процессов и различия в подходах между подразделениями и проектами приводят к потере времени и финансовых ресурсов.
    c) Покрытие процессов автоматизацией: часто имеется фрагментарная цифровизация или использование неоптимальных IТ-продуктов, которые не позволяют эффективно управлять всем циклом бизнеса и получить максимальный выигрыш от цифровизации.
    d) Карта стейкхолдеров и IТ-проектов: бизнес часто не понимает, кто является заказчиками IТ-продуктов и какие реальные потребности у них есть

  3.  IТ-архитектура
    Часто она не соответствует функциональным требованиям бизнеса и не обеспечивает эффективное управление собираемыми данными для оперативных решений.
    На основе результатов аудита и оценки уровня цифровой зрелости компания разрабатывает стратегию цифровой трансформации, учитывая приоритетные направления и выявленные риски. В некоторых случаях мы рекомендуем нашим клиентам начать с базовой оптимизации и стандартизации ключевых бизнес-процессов, а цифровую трансформацию отложить на год из-за низкой цифровой зрелости и неготовности основных бизнес-процессов даже к начальной цифровизации. Однако даже таким компаниям важно начать планировать цифровую трансформацию уже сейчас.


Разработка стратегии цифровой трансформации — сложный процесс, требующий опыта и навыков у команды разработки и внедрения. Согласно данным McKinsey, 70% компаний не достигают целей цифровой трансформации. После аудита клиенты часто обращаются к компании Formind для разработки и сопровождения внедрения стратегии цифровой трансформации. В следующем материале мы подробно рассмотрим структуру стратегии цифровой трансформации и выделим важные блоки при ее разработке. И отдельно рассмотрим нюансы внедрения стратегии в компании.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза