Эдьютейнмент в российской юридической и бизнес-практике
В современном мире изменения происходят со скоростью, которую мы едва успеваем осознать. Технологии, научные открытия, законодательство — все это постоянно развивается и меняется. Одним из ключевых аспектов успеха в наше время становятся гибкость и способность адаптироваться к новым условиям. Уже никто не может полагаться только на те знания, которые он получил в школе или вузе. Происходит быстрое устаревание полученных знаний. Поэтому главным трендом сегодня становится непрерывное обучение как критически важный элемент для профессионального и личностного развития.
В последние годы становятся крайне популярны новые форматы обучения, в том числе в юридической сфере и бизнес-образовании. В связи с этим возрастает интерес к эдьютейнменту и геймификации образования. Эдьютейнмент — подход, комбинирующий обучение и развлечение. Возникновение этого метода связывают с именем Роберта Хеймана, английского географа, впервые показавшего обучающий фильм про животных с интерактивными элементами.
Сегодня многие онлайн-платформы активно применяют концепцию эдьютейнмента. Они предлагают интерактивные видеоуроки, тесты, дискуссионные группы и игровые элементы, чтобы сделать обучение более увлекательным и вовлекающим. Данный подход включает в себя использование различных игровых и интерактивных форматов, которые помогают лучше усваивать и апробировать полученные знания, а также превращать неигровой процесс в игровой.
Геймификация образовательного процесса также предполагает использование таких элементов, как ранги, очки, игровая валюта и прогрессивные системы наград. Они могут быть использованы для стимулирования участников к выполнению определенных задач, улучшению навыков и повышению уровня мотивации.
Какие методы обучения можно выделить?
1. Муткорты — игровые судебные процессы для обучения начинающих юристов, содержащие соревновательный элемент. Самым крупным и престижным конкурсом по международному публичному праву является Конкурс им. Филипа Джессопа, который проводится с 1959 года. Также популярен Конкурс по международному коммерческому арбитражу им. Виллема К. Виса, который был учрежден в 1994 году в Вене. В России популярными муткортами являются Студенческий конкурс по арбитражу корпоративных споров им. В. П. Мозолина, проводимый Российским институтом современного арбитража с 2017 года, а также Российский юридический турнир.
2. На кейс-чемпионатах специалисты решают актуальные правовые или бизнес-задачи, которые разрабатываются ведущими компаниями и правительственными структурами. Изначально данное направление получило широкое распространение за рубежом, но сегодня активно развивается и в России. Например, Минэкономразвития при участии ВШЭ организует и проводит кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству.
3. Деловые игры и бизнес-моделирование — как игровой метод обучения существует уже несколько веков и первоначально использовался для разработки военной стратегии. Начиная с 50-х годов прошлого века метод стал применяться в экономике и управлении для отработки навыков принятия стратегических решений и бизнес-тренингов. Сегодня данный метод используется практически во всех программах MBA, и в последнее время такие игры часто основываются на популярных компьютерных играх, например, программа Института управления Mannaz в Дании.
4. Конкурс по бизнес-медиации — единственный в мире обучающий конкурс для молодых юристов, организованный Центром медиации при РСПП (International Business Mediation Moot). Участники конкурса знакомятся со спецификой конфликтов в этой сфере и интересными экспертами из отраслевого бизнес-сообщества.
5. Школы молодых юристов. Впервые летние научные школы для школьников возникли в СССР, их направления касались точных наук и проводились на базе пионерских лагерей. Сегодня данная практика распространилась почти на все научные направления. Школы молодых юристов организуются многими юридическими факультетами страны, наиболее популярные из них — Летняя правовая школа ВШЭ, Школа права МГУ, Школа юного юриста РАНХиГС.
Многие классические методы используются в большинстве российских учебных заведений. Но компьютерные игры для предпринимателей и юристов, которые содержат образовательные материалы, позволяющие развивать профессиональные навыки, пока широко не представлены.
В иностранном сегменте подобные практики уже существуют. Например, популярным японским разработчиком игр выпущена игра про адвоката, защищающего интересы своих клиентов. Игроки должны доказать невиновность своих подзащитных, исследуя доказательства и допрашивая свидетелей. Также несколько юридических игр с образовательными элементами были в разное время выпущены американскими и европейскими разработчиками.
Для того чтобы продолжить развитие направления обучающих игровых продуктов для юристов и бизнесменов, команда специалистов ЦРПА также готовится представить некоммерческую бизнес-игру под названием «Карты, деньги и три «О». Игра представляет собой интерактивный текстовый квест, в котором игроку предлагается попробовать себя в роли предпринимателя и узнать о разных аспектах ведения бизнеса в России — от создания компании до ее ликвидации через сделки слияния и поглощения, корпоративные конфликты, судебные споры и банкротство.
Игра имеет нелинейную структуру, и в нее будет интересно сыграть не один раз — в зависимости от выбора в той или иной ситуации меняется дальнейшее развитие сюжета. Игровое повествование сопровождается видеокомментариями известных специалистов в области бизнеса и права. Одна из основных задач квеста — показать заинтересованной аудитории, что мир бизнеса и права крайне интересен и многогранен, а также мотивировать игроков попробовать себя в качестве предпринимателей в реальной жизни. Квест будет регулярно дополняться комментариями новых экспертов, полезными материалами по праву и бизнесу и будет доступен на всех платформах: в формате веб-версии, мобильной версии для iOS и Android, версии для ПК (Windows и macOS).
Поскольку обучение и развитие сотрудников является неотъемлемой частью основных бизнес-процессов любой организации, для профессиональных консультантов данная игра будет полезна в качестве способа проверки собственных знаний, а также приятного досуга после нелегких трудовых будней.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
В последние годы становятся крайне популярны новые форматы обучения, в том числе в юридической сфере и бизнес-образовании. В связи с этим возрастает интерес к эдьютейнменту и геймификации образования. Эдьютейнмент — подход, комбинирующий обучение и развлечение. Возникновение этого метода связывают с именем Роберта Хеймана, английского географа, впервые показавшего обучающий фильм про животных с интерактивными элементами.
Сегодня многие онлайн-платформы активно применяют концепцию эдьютейнмента. Они предлагают интерактивные видеоуроки, тесты, дискуссионные группы и игровые элементы, чтобы сделать обучение более увлекательным и вовлекающим. Данный подход включает в себя использование различных игровых и интерактивных форматов, которые помогают лучше усваивать и апробировать полученные знания, а также превращать неигровой процесс в игровой.
Геймификация образовательного процесса также предполагает использование таких элементов, как ранги, очки, игровая валюта и прогрессивные системы наград. Они могут быть использованы для стимулирования участников к выполнению определенных задач, улучшению навыков и повышению уровня мотивации.
Какие методы обучения можно выделить?
Классическое обучение с использованием развлекательных элементов
1. Муткорты — игровые судебные процессы для обучения начинающих юристов, содержащие соревновательный элемент. Самым крупным и престижным конкурсом по международному публичному праву является Конкурс им. Филипа Джессопа, который проводится с 1959 года. Также популярен Конкурс по международному коммерческому арбитражу им. Виллема К. Виса, который был учрежден в 1994 году в Вене. В России популярными муткортами являются Студенческий конкурс по арбитражу корпоративных споров им. В. П. Мозолина, проводимый Российским институтом современного арбитража с 2017 года, а также Российский юридический турнир.
2. На кейс-чемпионатах специалисты решают актуальные правовые или бизнес-задачи, которые разрабатываются ведущими компаниями и правительственными структурами. Изначально данное направление получило широкое распространение за рубежом, но сегодня активно развивается и в России. Например, Минэкономразвития при участии ВШЭ организует и проводит кейс-чемпионат по экономике и предпринимательству.
3. Деловые игры и бизнес-моделирование — как игровой метод обучения существует уже несколько веков и первоначально использовался для разработки военной стратегии. Начиная с 50-х годов прошлого века метод стал применяться в экономике и управлении для отработки навыков принятия стратегических решений и бизнес-тренингов. Сегодня данный метод используется практически во всех программах MBA, и в последнее время такие игры часто основываются на популярных компьютерных играх, например, программа Института управления Mannaz в Дании.
4. Конкурс по бизнес-медиации — единственный в мире обучающий конкурс для молодых юристов, организованный Центром медиации при РСПП (International Business Mediation Moot). Участники конкурса знакомятся со спецификой конфликтов в этой сфере и интересными экспертами из отраслевого бизнес-сообщества.
5. Школы молодых юристов. Впервые летние научные школы для школьников возникли в СССР, их направления касались точных наук и проводились на базе пионерских лагерей. Сегодня данная практика распространилась почти на все научные направления. Школы молодых юристов организуются многими юридическими факультетами страны, наиболее популярные из них — Летняя правовая школа ВШЭ, Школа права МГУ, Школа юного юриста РАНХиГС.
Компьютерные игры для юристов с образовательными элементами и симуляторы бизнесмена
Многие классические методы используются в большинстве российских учебных заведений. Но компьютерные игры для предпринимателей и юристов, которые содержат образовательные материалы, позволяющие развивать профессиональные навыки, пока широко не представлены.
В иностранном сегменте подобные практики уже существуют. Например, популярным японским разработчиком игр выпущена игра про адвоката, защищающего интересы своих клиентов. Игроки должны доказать невиновность своих подзащитных, исследуя доказательства и допрашивая свидетелей. Также несколько юридических игр с образовательными элементами были в разное время выпущены американскими и европейскими разработчиками.
Для того чтобы продолжить развитие направления обучающих игровых продуктов для юристов и бизнесменов, команда специалистов ЦРПА также готовится представить некоммерческую бизнес-игру под названием «Карты, деньги и три «О». Игра представляет собой интерактивный текстовый квест, в котором игроку предлагается попробовать себя в роли предпринимателя и узнать о разных аспектах ведения бизнеса в России — от создания компании до ее ликвидации через сделки слияния и поглощения, корпоративные конфликты, судебные споры и банкротство.
Игра имеет нелинейную структуру, и в нее будет интересно сыграть не один раз — в зависимости от выбора в той или иной ситуации меняется дальнейшее развитие сюжета. Игровое повествование сопровождается видеокомментариями известных специалистов в области бизнеса и права. Одна из основных задач квеста — показать заинтересованной аудитории, что мир бизнеса и права крайне интересен и многогранен, а также мотивировать игроков попробовать себя в качестве предпринимателей в реальной жизни. Квест будет регулярно дополняться комментариями новых экспертов, полезными материалами по праву и бизнесу и будет доступен на всех платформах: в формате веб-версии, мобильной версии для iOS и Android, версии для ПК (Windows и macOS).
Поскольку обучение и развитие сотрудников является неотъемлемой частью основных бизнес-процессов любой организации, для профессиональных консультантов данная игра будет полезна в качестве способа проверки собственных знаний, а также приятного досуга после нелегких трудовых будней.