Forbes Council Павел Гуштюк
22631
0

«Не просто продавать квартиры»: как цифровизировать и расширять строительный бизнес

«Не просто продавать квартиры»: как цифровизировать и расширять строительный бизнес
В чем особенности цифровизации девелоперов? Как избежать эфемерной цифровизации, внедрять технологии не для галочки, а для роста бизнеса? Чем полезна экспертиза консалтинговой компании с отраслевой специализацией?

В 2019 году, когда я пришел в ГК «Самолет», в сфере цифровизации царила полная пустота и тишина. О каких-то глобальных процессах автоматизации, искусственном интеллекте и речи не шло. Даже в топовых компаниях мы в лучшем случае видели 1С в рамках бухгалтерии или казначейства, редко — не до конца прикрученную CRM. При этом, конечно, все уже начинали понимать, что без цифровизации развитие невозможно, хотя исторически она абсолютно противоположна девелопменту как бизнесу в российском его понимании. В классической строительной компании управление построено по жесткой вертикали: сверху решения принимают, снизу — безоговорочно исполняют. В цифровой модели это не работает.

Изначально меня пригласили в «Самолет» не строить новую цифровую концепцию, а контролировать существующую стратегию. Ее частью был переход на BIM-технологии, а я на тот момент уже являлся признанным экспертом. К сожалению, уже через пару месяцев стало понятно, что концепция провальная, — и я предложил взять дело в свои руки. Руководству это решение далось тяжело: предыдущую команду выбирали полгода и считали лучшей на рынке. Но в результате мне сказали: «Ну, давай попробуем. Погнали».

И мы погнали: придумали уникальную концепцию 10D и стали реализовывать стратегию на ее основе. Весь цикл девелопмента мы разбили на 10 основных этапов, расписав стратегию под каждый из них — от работы с деньгами и сроками вплоть до передачи в управляющую компанию и заселения. Цель — максимально автоматизировать и упростить все процессы, снизить нагрузку на сотрудников и устранить человеческий фактор везде, где это возможно. И нам это удалось. Концепцию 10D мы презентовали в 2020 году. По сути, все, кто сейчас делает похожие проекты на рынке, так или иначе повторяют этот путь.

Измеримый результат вместо эфемерной цифровизации


Сначала у меня был небольшой бюджет и небольшая команда, но удалось достигнуть серьезных побед. Мы перевели весь проектный институт на ТИМ (прописали регламенты, обучили сотрудников), дальше сделали первую в России автоматическую систему расчетов объемов и смет из информационной модели. С 2019 года мы внедрили более 60 проектов в рамках трех глобальных платформ, R&D-отдел из семи человек вырос до отдельной компании, имеющей в штате 300 сотрудников. Бюджеты тоже кратно росли: если на старте в нас инвестировали 60 млн рублей, то в 2022 году — около 4 млрд рублей. Конечно, в нас верили потому, что мы показывали кратные измеримые результаты, а не просто проводили какую-то эфемерную и загадочную цифровую трансформацию. Например, в рамках внедрения автоматизации за 2021 год было оптимизировано более 50 производственных процессов. Один из примеров — сокращение времени расчета с подрядчиками по актам выполненных работ (КС-2) с 30 до 4 дней. А если сравнить расходы на IT-продукты, то разница между стоимостью заказа на стороне и собственной разработкой составила более 9 млрд рублей в нашу пользу.

Но мне хотелось пойти дальше — сделать стандарты качества в цифровизации едиными для страны. В конце 2022 года мы с основной частью команды покинули ГК «Самолет» и нашли инвестора, который в нас поверил. Так родилась компания Formind, которая работает сразу в нескольких направлениях — разработка IT-продуктов, а также консалтинг. Причем комплексный, покрывающий такие запросы, как создание стратегии цифровой трансформации, сопровождение реализации, переход на ТИМ и организация собственной профессиональной разработки в компаниях. Мы глобально понимаем, как делать корпоративный бизнес, внедрять инновационные разработки, как достигать результата и определять конечную цель всей этой истории. Многие заблуждаются, думая, что финал цифровой трансформации — это создание какого-то продукта для автоматизации операционной деятельности. На самом деле главное — это формирование новой цифровой культуры компании, благодаря которой операционный бизнес сможет не только более эффективно выполнять свои задачи, но и организовывать новые бизнес-модели через цифру. Когда девелопер не просто продает квартиры, а осваивает дополнительные бизнесы именно благодаря цифровизации. Мы в Formind сопровождаем на этом пути и хотим делиться своей экспертизой с рынком, причем не только строительным.

Почему люди важнее цифры


Formind — молодая компания, но у нас в работе уже немало интересных кейсов. Конечно, главная проблема, с которой сталкивается большинство клиентов, — это неточное понимание сути цифровой трансформации в целом. Или неготовность к трансформации, потому что базовые проблемы оказываются не решены. Например, один из наших клиентов обратился к нам с запросом на цифровую трансформацию: «Мы хотим, чтобы вы как можно быстрее нам все поменяли!» Мы начали проводить аудит, и стало понятно, что сначала нужно решить базовые задачи, а никакая цифровая стратегия девелоперу пока не нужна. Нет методологии, нет описания бизнес-процессов — сейчас мы помогаем клиенту с этим и уже видим изменения к лучшему.

Еще одна распространенная проблема — низкое внедрение уже приобретенного ПО и сопротивление трансформации. На основе опыта нашей команды реальное использование ПО может быть на уровне 20–30% даже спустя год после «успешного внедрения». А остальной объем идет в почте, на бумаге и прочих привычных для бизнеса инструментах. Это означает искажение аналитики и невозможность достичь целей покупкой дорогостоящего ПО. Для такого клиента эксперты Formind выстроили систему управления трансформацией и КПЭ, направленные на достижение целей трансформации, что привело к 10%-му снижению стоимости закупок.

А еще мы в Formind уже успели разработать два передовых IT-продукта для управления строительством. Один из них позволяет эффективно планировать, согласовывать и контролировать сроки выполнения работ. Второй предназначен для управления проектами и контроля выпуска проектной документации на разных этапах жизненного цикла строительного проекта. В результате радикально снижается число ошибок, оптимизируется себестоимость проектов, увеличивается ликвидность инвестиций. В дальнейших планах — выход микросервисной платформы, которая будет последовательно закрывать все потребности девелопера, от контроля качества до планирования бюджетов. Наш подход к услугам — это всегда ответ на потребности рынка и конкретного клиента. Важны не роботы, дроны и искусственный интеллект, а в первую очередь люди.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза