Алгоритм для здоровья: как IT в медицине поддерживают врачей и помогают пациентам
По данным многочисленных исследований, мировой рынок информационных технологий в сфере здравоохранения растет с каждым годом все больше и больше. В 2021 году суммарное количество инвестиций в данный сектор превысило показатель 2016 года на 280%. Согласно прогнозам экспертов, рынок медицинских технологий будет расти со среднегодовым темпом примерно в 12,5% в течение следующих пяти лет.
Внедрение новых технологий и программных продуктов в работу медицинских центров сегодня помогает не только улучшить качество оказываемых услуг, но и получить конкурентное преимущество на рынке. Данная тенденция сложилась достаточно давно и развивается активно в течение последнего десятилетия. При этом польза от внедрения современных технологических решений в сферах как гуманной медицины, так и ветеринарии проявляется не только в возможности предоставить более качественные и глубокие диагностику и лечение, но и вывести качество оказываемого сервиса и работу с внутренними бизнес-процессами клиник на новый уровень.
Более того, современные возможности в области информационных технологий позволяют существенно улучшить или полностью устранить проблемы, с которыми медицина сталкивалась на протяжении долгих лет. Одной из таких проблем является проявление человеческого фактора медицинских работников и врачей даже узких квалификаций. Нередки ситуации, когда пациент обращается в различные клиники и к разным врачам в целях получения «второго мнения» на собственную клиническую ситуацию, симптомы или даже в рамках интерпретации анализов, постановки диагноза и назначения лечения. И каждый врач дает свои рекомендации, а некоторые специалисты даже предоставляют в корне другую стратегию диагностики и лечения, решительно отвергая предложенную предыдущим специалистом. Очень часто причиной возникновения подобных ситуаций является личное профессиональное мнение врача, сложившееся в ходе его врачебной практики, а также приверженность к устаревшим методам диагностики или лечения и отсутствие должного уровня профессиональной подготовки в рамках современных методов. В связи с этим случается так, что врачи не следуют в своей практике определенным клиническим рекомендациям, пропускают этапы диагностических процедур или не принимают во внимание потенциально другие варианты диагнозов. В итоге могут формироваться проблемы и со стороны медицинской части, и со стороны коммерческой: пациент может оказаться недообследованным, лечение может быть назначено недостаточно эффективное, в результате клиент теряет лояльность к специалисту и учреждению из-за недостаточного внимания к его проблеме.
Частная медицина — это сфера бизнеса, в которой на сегодняшний день здоровье пациента, качество услуг и клиентоориентированность являются важнейшими ценностями и драйверами развития на высококонкурентном рынке. После тщательного изучения современных возможностей, особенностей рынка и клиентских запросов, связанных с прозрачностью и комплексностью проводимых диагностик, год назад мною было принято решение сделать ставку на решение ключевой профессиональной проблемы — помощи нашим врачам в следовании клиническим рекомендациям, облегчении их работы по анализу и выявлению дифференцированных диагнозов, чтобы у специалистов появилась возможность наиболее широко рассмотреть проблему пациента и соблюсти все необходимые этапы диагностики.
Для оптимизации работы врачей для медицинских центров «Клиника на Пирогова», «Центр Медицины» и ветеринарной клиники «Вильдар» у нас в компании была разработана внутренняя система клинических протоколов и рекомендаций, которая позволяет специалистам как узкого, так и общего профиля на каждом этапе работы с пациентом получать клинические рекомендации по дальнейшему ведению и диагностике, а также набор дифференцированных диагнозов, исходя из данных опроса, симптомов и анализов пациента. Наша система работает на основе алгоритмов, которые в ответ на ввод клинических данных о пациенте выдают соответствующие рекомендации и протоколы, а также предполагаемые диагнозы.
Другая часть проблем, с которой призван работать наш программный продукт, — это стремление врача минимизировать количество приемов пациента с помощью пропуска некоторых клинических рекомендаций. Для многих узких специалистов ввиду профессионального опыта становятся очевидными некоторые диагнозы уже на этапе первичного приема, но рекомендованная диагностика помогает также выявить сопутствующие заболевания или интенсивность и сложность существующей проблемы, что напрямую помогает еще и упразднить риск врачебной ошибки. Более того, особенность современной медицины состоит еще и в том, что клинические рекомендации и варианты лечения постоянно претерпевают изменения, в связи с чем наша информационная система помогает врачам использовать самые актуальные данные.
Существенным преимуществом современных технологий в медицине, реализованных и в нашем программном продукте, является возможность сбора и анализа большого количества обезличенных данных о пациентах, которые помогают выявить проблемы не только в реализации бизнес-процессов, но и в системе предоставляемого сервиса. К примеру, данные о поставленных диагнозах и процентах выздоровления помогают определить, какое направление в медицинском центре требует более пристального внимания и поиска возможностей для улучшения. Возможно, требуется новое оборудование, возможно — переквалификация специалистов. В совокупности современные системы, в которые заносятся данные, помогают анализировать ряд новых метрик, не ограниченных только финансовыми показателями, а менеджмент и специалисты на основе этих данных могут внедрять решения, способствующие повышению качества услуг и, как следствие, уровня здоровья пациентов.
Можно совершенно точно сказать, что в перспективе мы увидим активное развитие систем, связанных с оптимизацией, стандартизацией и поддержкой медицинских специалистов различного профиля. Уже сегодня на рынке я наблюдаю разработку новых программных продуктов другими участниками, которые имеют схожие с нашей системой элементы функционала (но на рынке ветеринарии мы являемся первыми и пока что единственными, кто использует программный продукт такого типа). Современные технологии вполне могут изменить государственную и частную медицину в ближайшие годы. Главное, чтобы эти изменения целиком и полностью были направлены на улучшение качества оказываемых услуг, а главной ценностью каждого нового проекта было здоровье пациента.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Внедрение новых технологий и программных продуктов в работу медицинских центров сегодня помогает не только улучшить качество оказываемых услуг, но и получить конкурентное преимущество на рынке. Данная тенденция сложилась достаточно давно и развивается активно в течение последнего десятилетия. При этом польза от внедрения современных технологических решений в сферах как гуманной медицины, так и ветеринарии проявляется не только в возможности предоставить более качественные и глубокие диагностику и лечение, но и вывести качество оказываемого сервиса и работу с внутренними бизнес-процессами клиник на новый уровень.
Более того, современные возможности в области информационных технологий позволяют существенно улучшить или полностью устранить проблемы, с которыми медицина сталкивалась на протяжении долгих лет. Одной из таких проблем является проявление человеческого фактора медицинских работников и врачей даже узких квалификаций. Нередки ситуации, когда пациент обращается в различные клиники и к разным врачам в целях получения «второго мнения» на собственную клиническую ситуацию, симптомы или даже в рамках интерпретации анализов, постановки диагноза и назначения лечения. И каждый врач дает свои рекомендации, а некоторые специалисты даже предоставляют в корне другую стратегию диагностики и лечения, решительно отвергая предложенную предыдущим специалистом. Очень часто причиной возникновения подобных ситуаций является личное профессиональное мнение врача, сложившееся в ходе его врачебной практики, а также приверженность к устаревшим методам диагностики или лечения и отсутствие должного уровня профессиональной подготовки в рамках современных методов. В связи с этим случается так, что врачи не следуют в своей практике определенным клиническим рекомендациям, пропускают этапы диагностических процедур или не принимают во внимание потенциально другие варианты диагнозов. В итоге могут формироваться проблемы и со стороны медицинской части, и со стороны коммерческой: пациент может оказаться недообследованным, лечение может быть назначено недостаточно эффективное, в результате клиент теряет лояльность к специалисту и учреждению из-за недостаточного внимания к его проблеме.
Частная медицина — это сфера бизнеса, в которой на сегодняшний день здоровье пациента, качество услуг и клиентоориентированность являются важнейшими ценностями и драйверами развития на высококонкурентном рынке. После тщательного изучения современных возможностей, особенностей рынка и клиентских запросов, связанных с прозрачностью и комплексностью проводимых диагностик, год назад мною было принято решение сделать ставку на решение ключевой профессиональной проблемы — помощи нашим врачам в следовании клиническим рекомендациям, облегчении их работы по анализу и выявлению дифференцированных диагнозов, чтобы у специалистов появилась возможность наиболее широко рассмотреть проблему пациента и соблюсти все необходимые этапы диагностики.
Для оптимизации работы врачей для медицинских центров «Клиника на Пирогова», «Центр Медицины» и ветеринарной клиники «Вильдар» у нас в компании была разработана внутренняя система клинических протоколов и рекомендаций, которая позволяет специалистам как узкого, так и общего профиля на каждом этапе работы с пациентом получать клинические рекомендации по дальнейшему ведению и диагностике, а также набор дифференцированных диагнозов, исходя из данных опроса, симптомов и анализов пациента. Наша система работает на основе алгоритмов, которые в ответ на ввод клинических данных о пациенте выдают соответствующие рекомендации и протоколы, а также предполагаемые диагнозы.
Другая часть проблем, с которой призван работать наш программный продукт, — это стремление врача минимизировать количество приемов пациента с помощью пропуска некоторых клинических рекомендаций. Для многих узких специалистов ввиду профессионального опыта становятся очевидными некоторые диагнозы уже на этапе первичного приема, но рекомендованная диагностика помогает также выявить сопутствующие заболевания или интенсивность и сложность существующей проблемы, что напрямую помогает еще и упразднить риск врачебной ошибки. Более того, особенность современной медицины состоит еще и в том, что клинические рекомендации и варианты лечения постоянно претерпевают изменения, в связи с чем наша информационная система помогает врачам использовать самые актуальные данные.
Существенным преимуществом современных технологий в медицине, реализованных и в нашем программном продукте, является возможность сбора и анализа большого количества обезличенных данных о пациентах, которые помогают выявить проблемы не только в реализации бизнес-процессов, но и в системе предоставляемого сервиса. К примеру, данные о поставленных диагнозах и процентах выздоровления помогают определить, какое направление в медицинском центре требует более пристального внимания и поиска возможностей для улучшения. Возможно, требуется новое оборудование, возможно — переквалификация специалистов. В совокупности современные системы, в которые заносятся данные, помогают анализировать ряд новых метрик, не ограниченных только финансовыми показателями, а менеджмент и специалисты на основе этих данных могут внедрять решения, способствующие повышению качества услуг и, как следствие, уровня здоровья пациентов.
Можно совершенно точно сказать, что в перспективе мы увидим активное развитие систем, связанных с оптимизацией, стандартизацией и поддержкой медицинских специалистов различного профиля. Уже сегодня на рынке я наблюдаю разработку новых программных продуктов другими участниками, которые имеют схожие с нашей системой элементы функционала (но на рынке ветеринарии мы являемся первыми и пока что единственными, кто использует программный продукт такого типа). Современные технологии вполне могут изменить государственную и частную медицину в ближайшие годы. Главное, чтобы эти изменения целиком и полностью были направлены на улучшение качества оказываемых услуг, а главной ценностью каждого нового проекта было здоровье пациента.