Forbes Council Дмитрий Гришин
40156
0

Цифровой рубль: что нужно знать

Цифровой рубль: что нужно знать
В России вводится третья форма национальной валюты — чем она отличается от привычных безналичных форм? Есть ли у банков риск потерять несколько триллионов пассивов и обернется ли это ухудшением условий кредитования? Зачем нужен цифровой рубль, когда есть СБП, и в чем может быть максимальный эффект? Разбираемся вместе.

Цифровой рубль — это третий вид национальной валюты, наравне с наличными и безналичными деньгами. В отличие от «классических» безналичных оборот этой формы денег будет только на платформе цифрового рубля (ПЦР). Платформой владеет и оперирует Банк России, он же является расчетным центром и остается регулятором. Первые 13 банков завершили или завершают подключение, вторая волна (19 банков) погрузилась в изучение документации, а законодательная база для цифрового рубля еще в работе.

Ключевым новшеством является то, что впервые счета физических и юридических лиц будут учитываться на балансе Банка России. Что известно об этих цифровых счетах:

— у физического и юридического лица может быть только один счет;
— на цифровые рубли не будут начисляться проценты;
— планируется, что операции с цифровыми рублями для граждан будут бесплатными;
— инициировать открывать цифровые счета и проводить KYC будут банки;
— доступ к цифровому счету будет через любой банк, подключенный к ПЦР.

Открытие счетов в ЦБ приведет к важным последствиям для банковской системы. Каким именно?

Снижение доходов от использования пассивов


Сейчас банки могут размещать средства текущих, расчетных, зарплатных счетов (часто по ним не начисляют проценты) под рыночные ставки без какого-либо риска: например, депозиты в центральном банке или под залог ценных бумаг. По оценкам Банка России, 25% прибыли до налогообложения банковского сектора в среднем за 2018–2020 годы формировалось благодаря таким дешевым пассивам банков. Консолидированная прибыль банковского сектора в 2021 году — 2,4 трлн рублей, прогноз на 2023 год — 2,4–2,6 трлн рублей (оценка НКР).

Расчет для трех самых крупных российских банков показывает, что доходы, получаемые от таких дешевых пассивов, являются значимой составляющей чистого процентного дохода (около 15%). По мнению ЦБ, банки попробуют переложить часть потерянных доходов на клиентов, что может привести к удорожанию стоимости других банковских услуг.

Сжатие кредитного портфеля


Меньше пассивов — меньше новых кредитов. По различным оценкам, в цифровые рубли может перетечь от 2–4 трлн рублей (оценка Сбербанка) до 9 трлн рублей. Это значимый объем средств для банков, так как общий объем средств физических лиц в пассивах банков составляет 36,6 трлн рублей (или 27% от всех обязательств и капитала). ЦБ признает, что введение цифрового рубля усилит конкуренцию между банками за пассивы, но заверяет, что предоставит банкам столько ликвидности, сколько необходимо. На каких условиях будет предоставлена ликвидность и как она повлияет на трансфертную кривую фондирования — предстоит оценить.

Удорожание кредитов или переток пассивов в ОФЗ


Приведет ли меньшая выдача кредитов при том же спросе на них к удорожанию выдач? Ставка по кредиту включает стоимость фондирования, смогут ли банки переложить стоимость заимствования от ЦБ в ставку кредита? Если да, то это может привести к дополнительному инфляционному импульсу. Если нет, то снизится доходность кредитов для банков, а значит, и аппетиты к кредитованию.

Ставка по кредиту должна обеспечивать итоговый доход выше, чем минимальный альтернативный доход от безрисковых инструментов. Альтернативой кредитным доходам может быть доход от ОФЗ соответствующей срочности. В целом за 2022 год доходность ОФЗ составила 9,61% годовых. Ответом на то, куда будут вложены пассивы банков, будет стоимость предоставляемой ЦБ ликвидности.

Какая польза от цифрового рубля физическим лицам?


Россия — лидер в розничной безналичной оплате: эмитировано ~ 390 млн карт, за 2022 год оплачено товаров и услуг на 46,78 трлн рублей, что составляет 64% от общего объема конечного потребления домохозяйств. Наличными с карт снимают менее 20% всех средств (в 2012-м было 77%), и это говорит, что карта — преимущественный вариант оплаты.

Второй способ оплаты картой — это p2p-переводы («прочие транзакции» в отчете ЦБ РФ), которые также бьют рекорды: их доля составила 49% от общего объема, или 73,3 трлн рублей. И темп роста таких транзакций ускоряется: в 2016-м — это 22% годовых, в 2022/21-м — уже 49%. Эти транзакции работают на микробизнес, «гаражную» экономику и фриланс. По номеру телефона через СБП за 1-й квартал 2023 года прошло платежей на 5,4 трлн рублей (рост более чем в 2 раза), из которых доля р2р-переводов граждан составила 92%.

Что нового даст физическим лицам цифровой рубль, если все его преимущества — бесплатность (до 100 000 рублей), возможность оплаты без POS-терминала и 100%-е покрытие клиентской базы — уже обеспечивает текущий госсервис, СБП? Но цифровой рубль сейчас внедряется именно для розницы.

Нужен ли цифровой рубль бизнесу?


ЦБ планирует установить комиссии за прием оплаты цифровыми рублями для ТСП, как в Системе быстрых платежей. По его замыслу, это должно стимулировать снижение «карточных» тарифов для бизнеса. Но суть высоких тарифов за эквайринг — это рента, которую участники рынка вынуждены платить крупнейшим эмитентам. Достаточно обнулить IRF — платеж, который банк-эквайер обязан уплачивать банку-эмитенту. Обнуление IRF сотрет разницу между on-us и non-us-транзакциями и позволит не только крупнейшим эмитентам, но и остальным банкам предлагать бизнесу такие же низкие тарифы. И такие полномочия у ЦБ есть. Бизнесу же не придется инвестировать в доработки, которые обеспечат оплату на кассе магазина цифровыми рублями. Однако если цифровой рубль позволит проводить платежи между всеми юридическими лицами 24/7, это действительно станет качественно новым клиентским опытом и позволит активнее использовать безналичную оплату в выходные и праздничные дни.

Еще одной областью применения для бизнеса могло бы стать использование ПЦР для проведения трансграничных платежей. Банк России анонсирует, что в будущем планирует реализовать трансграничные операции во взаимодействии с другими платформами национальных валют с целью исключить посредников, тем самым снизив стоимость транзакций и повысив скорость проведения международных расчетов. К сожалению, в настоящий момент об этом нет никаких материалов и неизвестны сроки реализации.

Нужен ли цифровой рубль государству?


А вот в государственных платежах цифровому рублю может найтись явное применение. Еще в 2019 году Счетная палата обратила внимание, что государственные расходы имеют явную тенденцию исполнения ближе к концу года. Так, в 2019 году на IV квартал пришлась треть расходов, из них на декабрь — 18% всех трат, в 2022 году в декабре бюджет потратил уже 22% всех годовых расходов. Это можно объяснить тем, что временно свободные средства Минфин размещает через аукционы в уполномоченных банках. Оценок того, как уполномоченные банки или бизнес-получатели бюджетных средств распоряжаются средствами и могут ли они являться бенефициарами доходов от размещения средств, полученных от государства в безрисковых инструментах, Банк России в своем докладе о внедрении цифрового рубля не приводит.

Введение механизма «раскраски» цифровых рублей позволило бы перемещать их между цифровыми счетами, где нет начисления процента, вплоть до конечного исполнителя. Например, конкретного ООО, выполнившего и сдавшего по акту свой объем работы. Только в этот момент становится возможна конвертация цифровых рублей в безналичные. Такой механизм побудил бы начинать тратить средства, заложенные в бюджет, в приоритетном порядке, ведь только после выполненных работ средства из цифровых рублей можно будет конвертировать в обычные безналичные и начать получать процент от их размещения. Прямо сейчас в материалах, доступных для изучения, а также в актуальных заявлениях на тему цифрового рубля механизм «раскрашивания» денег не поднимается или упоминается как отдаленный план, наравне со смарт-контрактами и трансграничными переводами.

Несомненно, что внедрение цифрового рубля — это большой вызов и возможности для участников рынка: банков, бизнеса, государства. Впервые регулятор напрямую будет управлять счетами граждан и компаний. Какие сценарии его использования, новый клиентский опыт и новые риски (например, в области социальной инженерии) он привнесет, мы попытались оценить. Практики перехода стран на использование цифровых валют в настоящий момент в мире нет, и России предстоит стать одним из пионеров.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза