Forbes Council Дарья Крячкова
31851
0

Сам себе инвестор: как привлечь людей в условиях дефицита кадров

Сам себе инвестор: как привлечь людей в условиях дефицита кадров
Российский рынок труда испытывает дефицит молодых работников: с тех пор как поколение 1980-х вышло из возрастной группы 29–30 лет, работодатели глядят в демографическую яму 1990-х и нулевых. В каждой отрасли дела обстоят по-своему, если же говорить о горно-металлургической, то на каждые две вакансии приходится одно резюме, свидетельствует статистика портала HeadHunter.

Сложилась ситуация, при которой промышленники конкурируют за людей рабочих профессий. В том числе это связано с импортозамещением. Непросто обстоят дела и с наймом офисных сотрудников: если в Москве возможно быстро закрывать вакансии, то в регионах поиск подходящего специалиста может затянуться на полгода.

В таких условиях «Норникель» не только модернизирует программы обучения, чтобы сотрудники достигали нужного уровня компетенций после найма, но и внедряет новые подходы к привлечению и мотивации персонала.

Токены для сотрудников


Когда дело касается мотивации, первое, что приходит на ум, —конкурентноспособная заработная плата. Однако денежное вознаграждение — то, к чему сотрудник быстро привыкает после нескольких получек.

Как же мотивировать персонал и внушить людям чувство общего дела? «Норникель» запустил пилотную программу «Цифровой инвестор». Инновационная программа построена на современных технологических решениях — цифровых финансовых активах (ЦФА). Признанный российскими законами финансовый инструмент базируется на блокчейне. Он предоставляет владельцу право получать периодические выплаты или разовый доход при продаже актива. Один ЦФА равен стоимости одной акции «Норникеля», на цифровой актив начисляются аналогичные дивиденды.

В основе «Цифрового инвестора» лежит механизм инвестирования: став участником программы, сотрудник «Норникеля» со стажем больше одного года (это около 70 000 сотрудников) может инвестировать в финансовые активы, привязанные к стоимости акции «Норникеля». Для этого не потребуется вкладывать собственные средства: деньги на покупку ЦФА предоставляет работодатель.

Поскольку рыночная стоимость компании напрямую отражена в стоимости акций, сотрудники могут почувствовать результат каждодневного труда. Будь то слесарь, менеджер или работник нашего санатория в Заполярье — все объединены общим результатом. И каждый может это ощутить посредством «Цифрового инвестора». Для реализации программы компания направила около 6 млрд рублей на выкуп 407 000 акций (0,266%).

«Норникель» нацелен на увеличение численности акционеров — физических лиц. Они уже владеют более чем 10% уставного капитала, и эта цифра будет только расти. Речь идет о проекте трансформации «Норникеля» в народную компанию. Сейчас в пилотном проекте «Цифровой инвестор» «Норникель» активно вовлекает сотрудников в этот процесс. Повышение цифровой грамотности и обучение базовым инвестиционным знаниям несомненно позитивно скажется на вовлеченности сотрудников, а также инвестиционной привлекательности у более чем 70 000 бенефициаров бизнеса. На этом пути «Норникель» следует самым передовым стандартам корпоративного управления, когда большая часть акционерного капитала находится в свободном обращении. Президент  компании говорил ранее, что целевой показатель в 25% физлиц-акционеров — это та планка, к которой надо стремиться.

Палитра запросов


Мотивация людей меняется — можно выделить примерно трехлетний цикл смены ключевых приоритетов соискателей. Если раньше в тренде были карьера и большие возможности, то сейчас на первое место выходят стабильность и надежность работодателя. В этом отношении «Норникель» по-настоящему уникален. Мы надежная компания, предлагающая объемный социальный пакет, всевозможные льготы и программы для сотрудников. При этом предоставляем возможность строить прекрасную карьеру.

Для этого «Норникель» запустил программу карьерного консультирования: любой сотрудник может поговорить с экспертом о том, какую карьеру он хочет построить в компании. Например, управленческую или же развиваться как эксперт в своем деле, или участвовать в организации проектов. Если человеку важны социальные аспекты, у нас развиты волонтерство и поддержка разного рода улучшений. Сотрудник также может быть вовлечен через спорт — столько дисциплин, сколько развивается сейчас в «Норникеле», сложно найти в других организациях. Это и плавание, и лыжи, и футбол, и хоккей.

Если же работник испытывает потребность, что называется, в «минуте славы» — в компании действует программа поддержки производственных инициатив «Фабрика идей». Любой может предложить локальное усовершенствование производственного процесса или указать путь к повышению эффективности и сокращению операционных расходов «Норникеля». Если инициатива приносит реальный эффект — можно получить дополнительное вознаграждение.

Подготовка смены


Рабочие профессии долгое время были не в чести — еще недавно все хотели быть юристами и экономистами, но только не людьми в рабочих касках. Это привело к тому, что, например, газоэлектросварщик входит в пятерку наиболее востребованных у нас специалистов. Отношение к рабочим специальностям необходимо менять, но делать это возможно только с прицелом в будущее — привлекая детей и их родителей. Ведь выбор первого образования чаще всего зависит от мнения старшего поколения.

В городах присутствия — Норильске и Мончегорске — мы собираем взрослых на родительские собрания, рассказываем, какие возможности есть в компании. Стараемся разрушить стереотип, что работник производства — это обязательно человек в перепачканной одежде с отбойным молотком наперевес. Технологии шагнули далеко вперед. Например, появилась новая профессия оператора дистанционного управления — это работник, управляющий подземными машинами с помощью джойстика в комфортном помещении с кондиционером.

В операционных центрах, расположенных на поверхности, можно увидеть на мониторах, как устроен рудник и какие выработки сейчас проходят, расположение рабочих и техники. Это будущее, и мы движемся друг другу навстречу. Например, выпустили мобильное приложение «Цифроникель джуниор», позволяющее детям сотрудников в игровой форме знакомиться с современными технологиями.

Для школьников организуем экскурсии на предприятия. Когда перед классом выступает чей-то папа или мама, работающие в «Норникеле», с рассказом о том, какой путь они прошли в компании, мы видим, как переворачивается у ребят отношение к нашим профессиям.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза