Импортозамещение как драйвер цифровой трансформации
В 2022 году российский бизнес столкнулся с беспрецедентными вызовами. Уход зарубежных вендоров, изменение законодательства в сфере закупок иностранных ИТ-продуктов — эти и другие причины сейчас подталкивают компании к тому, чтобы пересмотреть свои ИТ-стратегии.
Более того, правительство предписывает ряду компаний с госучастием реализовать стратегии цифровой трансформации на отечественном ПО. Таким организациям необходимо достигнуть 70% доли расходов на закупку российского ПО к 2024 году.
Согласно исследованиям одного из отечественных вендоров, во второй половине 2021 года почти каждая четвертая компания в сегменте enterprise планировала потратить на цифровую трансформацию свыше 500 млн рублей. Цифровая трансформация перестала быть просто трендом — она превратилась в обязательное условие развития бизнеса. Однако некоторые участники рынка осознанно откладывают этот процесс, руководствуясь следующими причинами:
— трансформация требует капитальных вложений и изменения устоявшихся подходов и технологий работы;
— команде удается поддерживать удовлетворительную работу унаследованной ИТ-архитектуры благодаря небольшим изменениям.
У многих российских предприятий ИТ-архитектура и процессы формировались годами или даже десятилетиями. Вкладываясь в поддержку привычных решений, компания с точки зрения финансового планирования не несет капитальных затрат, но фактически тратит огромные средства на поддержание устаревших систем и технологий, теряет преимущества и перспективы развития.
Унаследованная архитектура часто становится своего рода сдерживающим фактором развития компании по следующим параметрам:
— ограничение производительности;
— высокая совокупная стоимость владения ИТ-ландшафтом;
— финансово затратные изменения с длинными релизными циклами;
— несоответствие задачам бизнеса.
Пересмотр ИТ-стратегии в пользу полнофункциональной цифровой трансформации c миграцией на отечественное ПО поможет обеспечить непрерывность бизнеса в условиях санкционных рисков, а также даст ряд важных бизнес-преимуществ:
— возможность предоставления клиентам принципиально нового пользовательского опыта в режиме реального времени;
— рост скорости вывода новых продуктов на рынок;
— снижение числа ИТ-инцидентов.
Можно выделить несколько аспектов, характерных для большинства кейсов цифровой трансформации. Всем компаниям независимо от специфики бизнеса необходимо обладать архитектурой, которая не препятствует трансформации. Поэтому нужно начать с анализа своего ИТ-ландшафта, чтобы понять точки его преобразования. Существуют различные приемы модернизации технологического ландшафта. Один из них — отказ от монолитной ИТ-архитектуры.
«Монолитная» архитектура — ставший классическим подход к построению ИТ-систем, когда программное обеспечение компании представляет собой единую базу кода, объединяющую все бизнес-задачи и компоненты одной программы для централизованного управления. Но в современных реалиях такие модели зачастую ограничивают возможности трансформации: для проведения релиза новой функциональности отдельного приложения приходится отлаживать все связанные системы. Медленная скорость разработки, долгий срок релизов приложений, низкая масштабируемость, устаревший технологический стек — вот лишь некоторые из ограничений этого подхода.
Один из вариантов ухода от монолитной архитектуры — переход к микросервисам. Подход строится на разделении ИТ-ландшафта на отдельные микросервисы, которые взаимодействуют между собой по заданным правилам. Это помогает ускорить разработку продукта, а также сделать ее управляемой и гибкой.
Сам по себе переход от монолитов к микросервисам — слишком общее понятие. Важно понимать, что это означает на техническом уровне в отдельно взятой компании. С учетом объема и растущего темпа инноваций в ИТ важен выбор правильного вектора, методов и инструментов для такого преобразования. Оно должно затрагивать все слои технологического стека компании: инфраструктурного, общесистемного, интеграционного, прикладного, инструментария разработки.
Во многих случаях эффективным инструментом инфраструктурных преобразований является переход на облачные технологии. Речь идет именно о преобразовании подхода к работе с базовыми элементами ИТ-ландшафта, то есть полной автоматизации работы с вычислительными узлами, хранением данных, сетевой инфраструктурой, системами создания, развертывания, эксплуатации программного обеспечения. Комбинация технологий виртуализации, контейнерных, бессерверных вычислений, программно-определяемых сетей и устройств хранения в совокупности со средствами защиты позволяют подготовить эффективный фундамент для построения современного ИТ-ландшафта.
С повсеместным внедрением контейнерных вычислений, практик автоматизации сборки, тестирования и развертывания ПО стало возможно проводить сегментацию монолитов на сервисы любого масштаба, вплоть до микроуровня, с выделением отдельных функций в самостоятельные микросервисы без увеличения совокупной стоимости владения ИТ-системами компании.
Микросервисный подход доказал свою состоятельность и эффективность во многих реальных кейсах. Сегодня микросервисы — стандарт разработки для компании, которая хочет двигаться вперед и выводить изменения в ИТ-ландшафте с той скоростью, которую требует рынок.
Но у всякой медали есть две стороны, и микросервисы не исключение. Подход требует введения и поддержания культуры производства, DevOps, сопровождения ИТ-систем. Без правильной стратегии трансформации растущее число исполнительных модулей, интеграционных цепочек, элементов технологического ландшафта приведет к увеличению стоимости разработки и сопровождения ИТ-систем.
Снизить сложность перехода к сервисной и микросервисной архитектуре поможет использование полноценных технологических платформ. В свое время Сбер пошел именно таким путем, разработав собственную цифровую облачную платформу — Platform V. Это полностью российское решение объединяет более 60 программных продуктов, инструментов и сервисов: среды разработки и эксплуатации, алгоритмы и методологии разработки, хранение, обработка и аналитика больших данных, решения для интеграции и безопасности, виртуализации и контейнеризации, прикладные сервисы. Экосистема продуктов Platform V полностью закрывает потребности на уровне технологического ПО и позволяет быстро и эффективно создавать информационные системы, прикладные продукты и приложения любого масштаба и сложности.
Благодаря переиспользуемым сервисам и компонентам платформы, унификации технологического стека и поддержке мультитенантного режима работы достигается снижение затрат на разработку и эксплуатацию систем, а также кратное ускорение релизных циклов.
В архитектуру Platform V заложен cloud native-подход, при котором возможности и специфика облачных технологий учитываются не просто в организации и управлении инфраструктурой, но во всех аспектах ИТ-систем — архитектуре, контуре безопасности, алгоритмах обработки данных, процессах DevOps.
Рассмотрим преимущества этого подхода более детально на примере построения интеграционного взаимодействия. Эта задача решается с помощью подхода Service Mesh, при котором связь и оркестрация микросервисов происходят децентрализованно. Соответствующую функциональность предоставляет наш продукт Platform V Synapse Service Mesh, входящий в состав интеграционной платформы Platform V Synapse. Его использование позволило снизить совокупную стоимость владения интеграционным слоем в 6 раз по сравнению с корпоративной шиной данных от западного вендора. Интеграция новых сервисов стала дешевле почти вдвое, а скорость взаимодействия сервисов увеличилась до 6 раз. И это при соблюдении всех требований регулятора, стандартов кибербезопасности, надежности. В любой момент, когда вы взаимодействуете со Сбером — звоните в колл-центр или делаете перевод в приложении, — под «капотом» трудятся в том числе микросервисы под управлением Platform V Synapse.
Совмещение цифровой трансформации и импортозамещения помогает в рамках одного масштабного проекта решить многие проблемы современных организаций. Пример Сбера показывает, что эти процессы можно и нужно совмещать. Переход к микросервисной архитектуре и использование облачной цифровой платформы Platform V помогли оперативно реагировать на запросы со стороны рынка, качественно улучшить клиентский опыт, получить новые возможности в области масштабирования бизнеса и обеспечить технологическую независимость от иностранных решений на уровне ПО. Кроме того, это позволило существенно оптимизировать затраты. Например, благодаря переходу на современную ИТ-архитектуру стоимость проведения каждой транзакции снизилась вдвое.
Важную роль при проведении трансформации на отечественном ПО играет правильный выбор ИТ-инструментов и технологических партнеров. Нужно обратить особое внимание на то, чтобы выбранные решения прошли промышленную эксплуатацию в соразмерных или больших масштабах бизнеса, а вендор обладал зрелой технологической экспертизой и был готов предоставить нужный уровень поддержки клиенту.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Более того, правительство предписывает ряду компаний с госучастием реализовать стратегии цифровой трансформации на отечественном ПО. Таким организациям необходимо достигнуть 70% доли расходов на закупку российского ПО к 2024 году.
Почему не стоит откладывать цифровую трансформацию
Согласно исследованиям одного из отечественных вендоров, во второй половине 2021 года почти каждая четвертая компания в сегменте enterprise планировала потратить на цифровую трансформацию свыше 500 млн рублей. Цифровая трансформация перестала быть просто трендом — она превратилась в обязательное условие развития бизнеса. Однако некоторые участники рынка осознанно откладывают этот процесс, руководствуясь следующими причинами:
— трансформация требует капитальных вложений и изменения устоявшихся подходов и технологий работы;
— команде удается поддерживать удовлетворительную работу унаследованной ИТ-архитектуры благодаря небольшим изменениям.
У многих российских предприятий ИТ-архитектура и процессы формировались годами или даже десятилетиями. Вкладываясь в поддержку привычных решений, компания с точки зрения финансового планирования не несет капитальных затрат, но фактически тратит огромные средства на поддержание устаревших систем и технологий, теряет преимущества и перспективы развития.
Унаследованная архитектура часто становится своего рода сдерживающим фактором развития компании по следующим параметрам:
— ограничение производительности;
— высокая совокупная стоимость владения ИТ-ландшафтом;
— финансово затратные изменения с длинными релизными циклами;
— несоответствие задачам бизнеса.
Пересмотр ИТ-стратегии в пользу полнофункциональной цифровой трансформации c миграцией на отечественное ПО поможет обеспечить непрерывность бизнеса в условиях санкционных рисков, а также даст ряд важных бизнес-преимуществ:
— возможность предоставления клиентам принципиально нового пользовательского опыта в режиме реального времени;
— рост скорости вывода новых продуктов на рынок;
— снижение числа ИТ-инцидентов.
С чего начать: ИТ-архитектура
Можно выделить несколько аспектов, характерных для большинства кейсов цифровой трансформации. Всем компаниям независимо от специфики бизнеса необходимо обладать архитектурой, которая не препятствует трансформации. Поэтому нужно начать с анализа своего ИТ-ландшафта, чтобы понять точки его преобразования. Существуют различные приемы модернизации технологического ландшафта. Один из них — отказ от монолитной ИТ-архитектуры.
«Монолитная» архитектура — ставший классическим подход к построению ИТ-систем, когда программное обеспечение компании представляет собой единую базу кода, объединяющую все бизнес-задачи и компоненты одной программы для централизованного управления. Но в современных реалиях такие модели зачастую ограничивают возможности трансформации: для проведения релиза новой функциональности отдельного приложения приходится отлаживать все связанные системы. Медленная скорость разработки, долгий срок релизов приложений, низкая масштабируемость, устаревший технологический стек — вот лишь некоторые из ограничений этого подхода.
Один из вариантов ухода от монолитной архитектуры — переход к микросервисам. Подход строится на разделении ИТ-ландшафта на отдельные микросервисы, которые взаимодействуют между собой по заданным правилам. Это помогает ускорить разработку продукта, а также сделать ее управляемой и гибкой.
Сам по себе переход от монолитов к микросервисам — слишком общее понятие. Важно понимать, что это означает на техническом уровне в отдельно взятой компании. С учетом объема и растущего темпа инноваций в ИТ важен выбор правильного вектора, методов и инструментов для такого преобразования. Оно должно затрагивать все слои технологического стека компании: инфраструктурного, общесистемного, интеграционного, прикладного, инструментария разработки.
Во многих случаях эффективным инструментом инфраструктурных преобразований является переход на облачные технологии. Речь идет именно о преобразовании подхода к работе с базовыми элементами ИТ-ландшафта, то есть полной автоматизации работы с вычислительными узлами, хранением данных, сетевой инфраструктурой, системами создания, развертывания, эксплуатации программного обеспечения. Комбинация технологий виртуализации, контейнерных, бессерверных вычислений, программно-определяемых сетей и устройств хранения в совокупности со средствами защиты позволяют подготовить эффективный фундамент для построения современного ИТ-ландшафта.
С повсеместным внедрением контейнерных вычислений, практик автоматизации сборки, тестирования и развертывания ПО стало возможно проводить сегментацию монолитов на сервисы любого масштаба, вплоть до микроуровня, с выделением отдельных функций в самостоятельные микросервисы без увеличения совокупной стоимости владения ИТ-системами компании.
Микросервисный подход доказал свою состоятельность и эффективность во многих реальных кейсах. Сегодня микросервисы — стандарт разработки для компании, которая хочет двигаться вперед и выводить изменения в ИТ-ландшафте с той скоростью, которую требует рынок.
Но у всякой медали есть две стороны, и микросервисы не исключение. Подход требует введения и поддержания культуры производства, DevOps, сопровождения ИТ-систем. Без правильной стратегии трансформации растущее число исполнительных модулей, интеграционных цепочек, элементов технологического ландшафта приведет к увеличению стоимости разработки и сопровождения ИТ-систем.
Снизить сложность перехода к сервисной и микросервисной архитектуре поможет использование полноценных технологических платформ. В свое время Сбер пошел именно таким путем, разработав собственную цифровую облачную платформу — Platform V. Это полностью российское решение объединяет более 60 программных продуктов, инструментов и сервисов: среды разработки и эксплуатации, алгоритмы и методологии разработки, хранение, обработка и аналитика больших данных, решения для интеграции и безопасности, виртуализации и контейнеризации, прикладные сервисы. Экосистема продуктов Platform V полностью закрывает потребности на уровне технологического ПО и позволяет быстро и эффективно создавать информационные системы, прикладные продукты и приложения любого масштаба и сложности.
Благодаря переиспользуемым сервисам и компонентам платформы, унификации технологического стека и поддержке мультитенантного режима работы достигается снижение затрат на разработку и эксплуатацию систем, а также кратное ускорение релизных циклов.
В архитектуру Platform V заложен cloud native-подход, при котором возможности и специфика облачных технологий учитываются не просто в организации и управлении инфраструктурой, но во всех аспектах ИТ-систем — архитектуре, контуре безопасности, алгоритмах обработки данных, процессах DevOps.
Рассмотрим преимущества этого подхода более детально на примере построения интеграционного взаимодействия. Эта задача решается с помощью подхода Service Mesh, при котором связь и оркестрация микросервисов происходят децентрализованно. Соответствующую функциональность предоставляет наш продукт Platform V Synapse Service Mesh, входящий в состав интеграционной платформы Platform V Synapse. Его использование позволило снизить совокупную стоимость владения интеграционным слоем в 6 раз по сравнению с корпоративной шиной данных от западного вендора. Интеграция новых сервисов стала дешевле почти вдвое, а скорость взаимодействия сервисов увеличилась до 6 раз. И это при соблюдении всех требований регулятора, стандартов кибербезопасности, надежности. В любой момент, когда вы взаимодействуете со Сбером — звоните в колл-центр или делаете перевод в приложении, — под «капотом» трудятся в том числе микросервисы под управлением Platform V Synapse.
Технологическая независимость и преимущества для бизнеса
Совмещение цифровой трансформации и импортозамещения помогает в рамках одного масштабного проекта решить многие проблемы современных организаций. Пример Сбера показывает, что эти процессы можно и нужно совмещать. Переход к микросервисной архитектуре и использование облачной цифровой платформы Platform V помогли оперативно реагировать на запросы со стороны рынка, качественно улучшить клиентский опыт, получить новые возможности в области масштабирования бизнеса и обеспечить технологическую независимость от иностранных решений на уровне ПО. Кроме того, это позволило существенно оптимизировать затраты. Например, благодаря переходу на современную ИТ-архитектуру стоимость проведения каждой транзакции снизилась вдвое.
Важную роль при проведении трансформации на отечественном ПО играет правильный выбор ИТ-инструментов и технологических партнеров. Нужно обратить особое внимание на то, чтобы выбранные решения прошли промышленную эксплуатацию в соразмерных или больших масштабах бизнеса, а вендор обладал зрелой технологической экспертизой и был готов предоставить нужный уровень поддержки клиенту.