Forbes Council Антон Жуковский
56026
0

Готовый бизнес сегодня: как минимизировать риски при покупке франшизы

Готовый бизнес сегодня: как минимизировать риски при покупке франшизы
Сегодня, в период турбулентности, сложно начинать свой бизнес: неопределенность с логистикой, трудности с получением товара и комплектующих. Но у каждой ситуации есть не только минусы, но и плюсы. Многие крупные мировые компании ушли с российского рынка, поэтому конкурентов у локальных брендов стало меньше. Кроме этого, появились свободные ниши рынка, что хорошо для запуска собственного бизнеса. Одно из актуальных решений сейчас — работа по схеме франчайзинга, которая позволяет гибко и оперативно реагировать на изменения.

Розница Tele2 полностью работает по франшизе. Это дает нам возможность быстро адаптироваться к любым ситуациям: в короткие сроки открыть и закрыть нерентабельную точку или перенести ее в более проходимое место. С нашими франчайзи у нас именно партнерские отношения. Мы не только даем им использовать бренд, но и готовы помогать расти и развиваться.

Я выделил несколько пунктов, которые помогут начать работать по франчайзингу и минимизировать риски при покупке франшизы.

Бизнес-процесс или бренд

Я бы определил два основных ориентира для выбора франшизы: бренд с известным именем или уникальный бизнес-процесс. Сейчас ситуация на рынке и в стране в целом быстро меняется: еще вчера мы уверенно обращались к крупным мировым брендам, а сегодня многие из них приостанавливают свой бизнес на российских просторах. В такой период неопределенности важно выбрать компанию, в бизнес-процессах которой можно быть уверенным, и это необязательно громкий бренд. Важно на моменте запуска проекта оценить уникальное торговое предложение и перспективность франчайзера, успеть купить франшизу одним из первых. Впоследствии компания может приобрести широкую известность на рынке, и ее франшиза будет стоить в разы дороже. Хороший пример — «Додо Пицца». Ее основатели выбрали популярный и актуальный для потребителя продукт — пиццу, но сделали упор на процесс. Человеческий фактор свели к минимуму, разработали точную рецептуру, стандарты контроля за качеством и расходом продуктов. Благодаря процессам, продуманным до деталей, во всех точках сети потребитель может получить одинаково вкусную пиццу. Насколько я знаю, бизнес окупился за год, а бренд стал известным и открыл свои точки даже за пределами России.

Но, конечно, наиболее беспроигрышный вариант — найти бизнес, который представляет синергию уникальных процессов и громкого имени. Например, купить франшизу интернет-магазина и открыть свой пункт выдачи заказов. Такие франшизы уже набирают популярность: к началу 2022 года спрос на них вырос на 28% в сравнении с началом 2021 года. Этому есть вполне логичное объяснение: успешных крупных маркетплейсов не так много, они все очень известны и пользуются успехом у потребителя. У таких компаний есть своя уникальная система, которую нельзя скопировать или придумать аналог. Поэтому легче купить франшизу — доступ к бизнес-процессу и имени бренда.

Ниша рынка: популярная vs понятная

Самый первый вопрос, который появляется перед покупкой франшизы: а какую отрасль выбирать? Тут важно изучить рынок: оценить запросы потребителя, конкурентов и успешность бизнесов в той или иной сфере. По данным businessmens.ru, за первый квартал 2022 года больше всего вырос интерес к медицинским франшизам — на 48%, на аптеки спрос увеличился на 28% в сравнении с началом 2021 года. Это можно объяснить запросом от населения — после пандемии люди стали больше беспокоиться о своем здоровье. А вот на франшизы брендов одежды, наоборот, снизился на 23%. Можно отталкиваться от окупаемости бизнеса и цены франшизы: например, довольно долго окупается ресторан, но и прибыль от такой франшизы будет значительной. А вот если делать ставку на краткосрочную выгоду, то стоит обратить внимание на мини-кофейни, которые имеют формат «кофе с собой». Там не нужны большие затраты, а кофе довольно популярен.

Но, наверное, самое главное при выборе подходящей ниши рынка — правильно оценить свои возможности и опыт: в какой сфере вы уже имеете контакты, что вам интересно и в чем вы больше всего подкованы. Франшиза «выстрелит» только в случае, если будете гореть своим делом.

Следить за трендами

При выборе только одной франшизы есть риск, что она не окупится. Как вариант, на одной площади можно разместить сразу несколько компаний: например, кофейню, пункт выдачи заказов, аренду power banks. Тем более сейчас в тренде коллаборация сервисов, которые дополняют и усиливают друг друга. Сближение брендов на одной территории поможет объединить их аудитории, существенно снизить затраты на аренду (вам не придется платить за несколько точек) и найти постоянных клиентов, закрывая сразу несколько их запросов. Но самое главное — вы минимизируете риски прогореть и протестируете себя сразу в нескольких сферах бизнеса.

Франчайзинг — это про отношения

Если вы решились купить франшизу, развитие вашего бизнеса будет напрямую зависеть от модели работы с франчайзером. Если говорить о владельце бренда, то ему проще продать франшизу, получить паушальный взнос и иметь фиксированный роялти, который не зависит от оборота франчайзи. Кто знает, как пойдут дела с бизнесом. Но это не партнерские отношения, скорее даже псевдофраншиза. В франчайзинге большую роль играет не только сам бренд, процесс или система, но и франчайзер, который помогает франчайзи, делится базой контактов, дает советы, как лучше начать работу. Чтобы строить такие партнерские отношения, необходимо в договоре прописать все обязанности сторон. И лучшим решением в этом случае будет роялти, который зависит от продаж и оборота. Именно тогда владелец бренда будет заинтересован в развитии и росте своего франчайзи.

Где еще могут быть подводные камни

При заключении договора и выборе компании-франчайзера я бы особо обратил внимание на такие пункты:

  • Логистика. Всегда, а в период неопределенности и быстро меняющейся ситуации в стране особенно важно обращать внимание на логистические цепочки, которые выстраивает компания в своем бизнесе. Необходимо иметь четкий и понятный механизм доставки продукта от места производства до точки продажи, чтобы не было неприятных сюрпризов с задержкой поставок.

  • Окупаемость. Как уже упоминал, необходимо понять, сколько вы готовы ждать прибыли. Если вы рассчитываете на более быстрый результат, то лучше остановиться на недорогой франшизе и бизнесе, который не требует солидных вложений. Например, не нужна большая арендная площадь, не требуется закупка дорогостоящего оборудования или не будет затрат на дизайн, комплектующие.

  • Локация. Большое, если не решающее значение имеет выбор точки продаж или контакта с брендом. Думаю, тут не обойтись без совета франчайзера. По собственному опыту могу сказать, что часто франчайзи приходят с адресами будущих салонов Tele2, а эти локации просто не трафиковые. Мы обладаем необходимыми данными, которые получаем благодаря big data, и можем сами посоветовать своим партнерам места, где будет больше проходимость. Кроме того, при рекомендации мы учитываем, какие партнеры находятся рядом, и разводим трафик в салоны франчайзи, чтобы каждый имел своих клиентов. Думаю, все опытные франчайзеры сами советуют локации своим партнерам.

  • Себестоимость. Сегодня очень важно понимать, что входит в себестоимость товара, а также из каких компонентов он состоит. Нет смысла покупать франшизу компании, где функционирование продукта зависит от иностранных комплектующих. Можно пообщаться с франчайзером или его франчайзи и узнать, можно ли заменить эти детали без потери качества товара.

  • Информация. Оценить франчайзера, его ответственное и честное ведение бизнеса можно, пообщавшись с его франчайзи. Они, как никто другой, смогут дать честный совет и поделиться информацией о работе с партнером. Полезно посмотреть и новости о компании, чью франшизу собираетесь покупать.

  • Закрытие. Не хочу показаться пессимистом, но о закрытии нужно думать уже на старте своего бизнеса. Оценить риски, которые могут ждать, если бизнес не пойдет в гору, — правильный подход к тому, чтобы запустить успешный проект.


Опираясь на исследования, выживаемость франчайзи — 90–92% за первые два года, в то время как только 20% независимых предприятий могут выстоять за это же время. Но важно понимать: франчайзинг — это не волшебная схема успешного бизнеса, который может сразу окупиться.

Перед покупкой франшизы нужно для себя решить: какую сумму вы готовы вложить в свой проект и когда вы хотите увидеть прибыль. Например, приобретая франшизу ресторана за 10–15 млн рублей, вам нужно ждать окупаемости около 1,5–2,5 года. Но если вы не хотите играть вдолгую, то можно приобрести ПВЗ интернет-магазина — одна из самых простых франшиз, подходящая для легкого старта. Так вы заплатите 80 000–200 000 рублей и увидите окупаемость через 6 месяцев — 1 год. Выбор остается за вами.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза