Forbes Council Максим Тятюшев
56805
0

Опыт Сбера: российское ПО как основа для технологического лидерства

Опыт Сбера: российское ПО как основа для технологического лидерства
Уход разработчиков западного ПО с российского рынка стал серьезным вызовом для бизнеса. Многие компании начали искать отечественные альтернативы. При этом необходимость импортозамещения программных продуктов в большинстве случаев воспринимается как компромисс, где на одной чаше весов находится технологическая независимость, а на другой — возможные ограничения функциональности и качества предоставляемых услуг. В этой статье я расскажу, как Сбер перешел на российское ПО и извлек из этого преимущества: мы не только избежали ограничений, но и качественно улучшили наши сервисы для клиентов.

В 2021 году Сбер был признан лучшим цифровым розничным банком в мире, а «СберБанк Онлайн» можно назвать одним из самых популярных банковских приложений: его ежемесячная аудитория превышает 74 миллиона человек, а ежедневная — более 37 миллионов. Очевидно, что поддерживать такую нагрузку и обеспечивать высокий уровень сервиса способно только зрелое и высококачественное ПО.

В 2014 году перед нами встала задача сделать ИТ-ландшафт Сбера гибким, управляемым, масштабируемым, позволяющим быстро и безопасно вносить нужное число изменений. Было принято решение начать цифровую трансформацию. Чтобы митигировать возможные риски, мы решили сразу провести модернизацию, основанную на отечественном ПО.

На момент определения нашей стратегии рынок отечественного ПО был менее зрелым, чем сейчас. Изучив его, мы пришли к выводу, что на нем не представлены целые категории необходимых нам продуктов, например, сервисные шины, которые бы поддерживали необходимую нам ИТ-архитектуру. Многие из имевшихся в то время на рынке решений (например, в сфере баз данных) не соответствовали нашим повышенным стандартам безопасности, надежности и производительности, показывали неудовлетворительные результаты в рамках пилотных проектов или не имели необходимого нам функционала для интеграции.

Тогда нами было принято решение разработать собственную платформу в концепции Cloud native-подхода к созданию приложений, использующего преимущества облачной модели (масштабируемость, отказоустойчивость, сокращение времени вывода продуктов на рынок). Основой нашей платформы стало разработанное нами ПО корпоративного уровня надежности, созданное на базе собственных разработок и решений с открытым исходным кодом. Мы разработали более 60 продуктов, которые закрывают потребности ИТ на всех уровнях архитектуры предприятия: бэкенд и фронтенд, интеграция, хранение и аналитика данных, а также полный набор инструментов для управления производственным процессом и реализации моделей искусственного интеллекта. Все они объединены в облачную цифровую платформу Platform V, которая позволяет быстро и эффективно разрабатывать бизнес-приложения любого масштаба и сложности. Именно наша платформа сегодня обеспечивает все ключевые процессы Сбера, новые сервисы мы запускаем только на ней.

Продукты Platform V успешно заместили многие типы популярных решений западных вендоров: системы управления базами данных, интеграционные сервисные шины, решения для аналитики данных, инструменты для agile-разработки программных продуктов и т. д. Они не уступают по функциональности зарубежным продуктам, а некоторые даже превосходят аналоги и позволяют реализовать более современные архитектурные подходы, например:

  • Семейство интеграционных продуктов Platform V Synapse предоставляет решения для всех типов интеграций: управления микросервисами, реализации событийной архитектуры и файлового обмена. Решение использует машинное обучение для предсказания изменения трафика и своевременной адаптации ресурсов. Продукт позволяет повысить надежность систем, а также существенно сократить скорость внедрения новых бизнес-функций для клиентов.

  • Облачное решение для хранения и управления данными Platform V DataSpace позволяет нам реализовывать концепцию BааS (backend-as-a-service), в рамках которой разработчики могут быстрее создавать необходимый бэкенд, что в свою очередь экономит ресурсы для создания приложений. На российском рынке такого продукта сегодня нет.

  • Сервис для защиты периметра ИТ-ландшафта от прикладных угроз Platform V SOWA позволил отказаться от дорогих западных межсетевых экранов за счет переноса ключевых функций ИT-ландшафта с аппаратного слоя на программный. Это позволило нам не только повысить надежность, но и выиграть с экономической точки зрения. Подробнее об этом кейсе — в моей прошлой статье.


Использование Platform V позволило нам провести цифровую трансформацию и перейти к микросервисной архитектуре, что дало ряд бизнес-преимуществ, которые помогают Сберу предоставлять клиентам высокий уровень сервиса и успешно конкурировать в разных сегментах бизнеса.

Наиболее важные из них — сокращение времени вывода продуктов и обновлений на рынок, а также ускорение и удешевление процесса разработки. Продукты создаются быстрее за счет единых правил разработки и большого количества готовых компонентов и инструментов — единой среды, в которой большое число команд ведет параллельную разработку. Таким образом, процесс от генерации идеи до ее реализации измеряется неделями или днями.

Благодаря платформе наши сервисы стали еще быстрее: время отклика систем значительно сократилось, а число операций, проведенных в секунду, возросло. Решение гарантирует поддержание высокого уровня доступности, безопасности и отказоустойчивости наших систем.

На нашем примере может создаться впечатление, что разработка собственного ПО — хорошая идея в условиях, когда необходим переход на отечественные решения. Следует отметить, что создание своего ПО мы начинали в момент, когда вопрос импортозамещения не стоял так остро, как сегодня. У нас было необходимое время на разработку, тесты и улучшение продуктов. Кроме того, мы располагали очень серьезными возможностями и ИТ-ресурсами: в структуре бизнеса было все необходимое для производства ПО и замещения зарубежных продуктов собственными. Сбер последовательно шел к тому, чтобы стать технологической компанией, и разработка своих ИТ-решений была логичным шагом.

Пройти полный цикл трансформации на основе собственных продуктов могут только те компании, которые хорошо владеют технологиями разработки, имеют для этого все необходимые производственные, архитектурные и руководящие компетенции и другие ресурсы.

Компании, которые не располагают вышеперечисленными возможностями, не смогут на 100% достоверно оценить сроки и затраты на создание и внедрение ПО, а также себестоимость его поддержки на промышленном уровне в течение жизненного цикла. В свою очередь это может привести к негативному влиянию на основной бизнес. Так, они рискуют столкнуться со сдвигами сроков, дефектами ПО, невозможностью планирования затрат, увеличением стоимости собственного решения, которое в ряде случаев может оказаться значительно дороже приобретения лицензий на готовое ПО. Для таких компаний оптимальной представляется трансформация на основе уже имеющихся на рынке продуктов. При этом важно выбирать решения, которые успешно прошли промышленную эксплуатацию в соразмерных по масштабу организациях и в совокупности позволяют построить целостный интегрированный ИТ-ландшафт.

Понимая всю сложность и риски создания собственных решений, многие российские компании идут именно по второму пути. Так, сегодня наша платформа используется в ряде корпораций. Она обеспечивает их технологическую независимость на уровне программного обеспечения, а также позволила провести цифровую трансформацию, снизить расходы и оптимизировать процесс разработки. Также продукты Platform V легли в основу единой платформы «ГосТех», предназначенной для разработки государственных цифровых сервисов и информационных систем.

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза