Forbes Council Александр Ведяхин
60519
0

Льгота на интеллект: что стимулирует внедрение ИИ в бизнесе

Льгота на интеллект: что стимулирует внедрение ИИ в бизнесе
Искусственный интеллект (ИИ) уже не кажется диковинкой — сегодня это мощный драйвер экономического развития, проникающий во все сферы жизни. Мировой рынок услуг программного обеспечения (ПО) и оборудования в сфере ИИ в 2021 году превысил $300 млрд, а в 2024-м, по прогнозам*, достигнет $500 млрд. Эксперты полагают, что в ближайшее десятилетие ИИ обеспечит дополнительный ежегодный прирост мирового ВВП на 1–2%.

Вместе с тем, несмотря на сильную техническую базу, в России ИИ пока внедряется недостаточно быстро. Проведенный Аналитическим центром при Правительстве РФ в 2021 году опрос** показал, что только 21% отечественных организаций задействует ИИ в работе. И даже среди крупных предприятий, которые обладают огромными объемами данных и могут наиболее эффективно использовать технологии ИИ, доля планирующих внедрение ИИ превышает долю тех, кто его уже применяет.

Серьезным барьером для внедрения ИИ являются финансовые ограничения — о них сообщили 42% участников опроса. Это объяснимо: хотя ИИ окупается довольно быстро, из-за новизны технологии и нехватки профильных специалистов инвестиции в него выглядят на первый взгляд рискованно.

Изменить эту ситуацию в долгосрочном плане могут налоговые (фискальные) стимулы. Работа над налоговыми льготами на внедрение ИИ началась почти два года назад в рамках подготовки второго пакета мер поддержки ИТ-отрасли. Благодаря усилиям Минцифры в июле 2022 года был принят закон (323-ФЗ) о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса. С 1 января 2023 года при покупке и постановке на баланс основных средств и нематериальных активов, относящихся к сфере ИИ, суммы начисляемой амортизации могут быть увеличены в 1,5 раза. Допустим, компания фактически затратила на некоторое оборудование, связанное с ИИ, 10 млн рублей. Значит, по новым нормам она сможет учесть его в амортизируемом имуществе по стоимости, равной 15 млн рублей. Расходы на покупку лицензий на ПО, относящееся к сфере ИИ, при расчете налога на прибыль также могут быть увеличены в 1,5 раза.

В обоих случаях для заказчика себестоимость приобретения этих решений снизится на 10% за счет уменьшения суммы налога на прибыль. При этом все покрываемые льготой продукты и решения должны быть включены в реестры российского ПО или радиоэлектронной продукции с отметкой о принадлежности к сфере ИИ. Такая отметка поможет сразу выделить в реестрах именно те продукты, которые используют в своей работе инструменты ИИ.

Примечательно, что все остальные налоговые льготы в первом и втором пакетах поддержки ИТ-отрасли были нацелены лишь на компании — разработчики ИИ-решений — и по налогу на прибыль, и по НДС, и по соцвзносам. А вот на заказчиков ИИ-решений налоговые льготы ранее не распространялись, поэтому подобный прецедент очень важен с точки зрения диверсификации мер поддержки.

Практика налогового стимулирования компаний-разработчиков через НИОКР широко распространена во многих странах. Где-то это делается с помощью повышенного вычета на НИОКР-расходы (Сингапур, Индия, США, Израиль), где-то — через налоговые кредиты (США, Южная Корея, Ирландия). В Китае малые и средние предприятия могут удваивать свои расходы на создание высокотехнологичных нематериальных активов при расчете налога на прибыль.

В России тоже существует повышенный вычет расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5, однако применяется он крайне редко. Например, в 2020 году его использовали лишь 42 раза — и это в масштабах всей страны. Причина в том, что налоговые органы требуют от разработок, заявляемых на повышенный вычет, научной новизны и значимости для науки и страны в целом. Такая разработка должна соответствовать утвержденному Правительством РФ конкретному перечню НИОКР, а разработчик обязан предоставить отчет о выполненных работах, соответствующий определенным требованиям, причем налоговый орган вправе назначить экспертизу этого отчета в уполномоченной организации. Для получения новых льгот на внедрение ИИ достаточно включения соответствующих ИИ-продуктов в реестр. Сейчас важно отладить механизм действия новых льгот, чтобы заказчики могли начать применять их с нового года. Минцифры уже инициировало работу по маркировке решений в реестре отечественного ПО на предмет принадлежности к сфере ИИ.

Также необходимо подтвердить возможность применения повышенных амортизационных начислений на нематериальные ИИ-активы, которые не покупаются на открытом рынке ПО, а создаются внутренними ИТ- или ИИ-подразделениями в крупных компаниях с целью их передачи конечным потребителям на правах пользования. Пока такая возможность в законе явно не прописана.

Уверен, что принятые меры станут важным шагом к стимулированию спроса на российские ИИ-технологии и их внедрению в ключевых отраслях экономики.

 

* IDC Worldwide Semiannual Artificial Intelligence Tracker, February 2021
** Индекс готовности приоритетных отраслей экономики Российской Федерации к внедрению искусственного интеллекта, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2021
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза