Оптимизация налогообложения: когда легальность успешнее «хитрых схем»
Словосочетание «оптимизация налогообложения» чаще всего вызывает у российских предпринимателей неоднозначную реакцию. Одни оскорбляются: «Я ни на какие противозаконные махинации не пойду!» Другие заинтересовываются, но с осторожностью: «Чем это мне грозит, если вскроется?»
А все почему? Потому что начиная с 2000-х или даже с «лихих 90-х» под оптимизацией налогообложения массовое сознание понимает исключительно махинации с документами, уход от налогов. Хождение по лезвию закона, которое рано или поздно приводит на скамью подсудимых предпринимателя, директора предприятия, главного бухгалтера — всех вместе или наименее хитрого и изворотливого из них.
На самом деле секрет заключается в доскональном знании законов, подзаконных актов и практики их применения. Никаких уловок тут, по сути, нет — все абсолютно легально. Просто, как в случае с какими угодно инструментами, нужно понимать, что применять, когда и как. Итак, что можно сделать, чтобы платить меньше налогов и сборов?
Лучше всего начинать оптимизацию прямо на этапе открытия бизнеса. К сожалению, у нас это редко встречается. Сначала делать, а потом думать, как решить возникшие проблемы, — это, можно сказать, национальная черта российского бизнеса. А вот если открывать бизнес по уму, то прежде всего стоит изучить различные российские юрисдикции. Некоторые из них имеют льготное налогообложение. Например, в Чеченской Республике ставка УСН — 1%. Сниженная ставка, призванная привлекать налогоплательщиков, есть не только в Чечне: подобные льготные ставки применяются в Бурятии, Алтайском крае, Дагестане и многих других регионах. Почему бы не воспользоваться?
Определились, где открыть. Далее важно правильно выбрать, что открыть. Если можно зарегистрировать ИП (которое юрлицом, вообще говоря, не является), то все просто замечательно. Но бывает, что специфика деятельности подразумевает необходимость оформления юридического лица. Например, нужны лицензии, которые на ИП не получить. Или участников компании несколько, и приходится оформлять владение долями в процентах. И вот тут случается распространенная ошибка — применение юридическими лицами упрощенной системы налогообложения «Доходы», то есть выплата определенного «процента» с оборота.
Дело в том, что этот налоговый режим задумывался для индивидуальных предпринимателей, а не для юридических лиц. Причин, по которым юрлицо использует УСН по схеме «Доходы», обычно две: либо первые лица компании не очень хорошо разбираются в теме налогообложения, либо главбух просто старается не слишком себя утруждать. В принципе удобно — платишь с оборота 6% и больше ни о чем не думаешь. Бухгалтер на зарплате, ему без разницы. А вот для предпринимателя разница существенная.
В чем выгода УСН «Доходы» именно для ИП? Платишь фиксированную ставку налога, и все остальное — твой личный заработок. Юридическое лицо на этом режиме налогообложения платит те же 6%. Но! Для того чтобы деньги законно вывести, придется заплатить еще 13% со всей суммы. Для юридических лиц (за некоторым исключением, о котором я скажу ниже) гораздо больше подходит УСН «Доходы минус расходы». Особенно если расходы в компании превышают 60% от доходов. Чем больше затраты, тем меньше будет налог к уплате.
Вот пример расчета, наглядно демонстрирующего целесообразность выбора УСН «Доходы минус расходы» (УСН-15) для юридического лица. Допустим, годовые доходы компании составили 3 000 000 рублей, расходы — 2 250 000 рублей. Расходы, которые можно принять к вычету (взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и пр.), — 250 000 рублей. Налог на УСН с объектом «Доходы минус расходы»: (3 000 000 – 2 250 000 – 250 000) × 15% = 75 000 рублей. Сравним с налогом на УСН с объектом «Доходы»: 3 000 000 × 6% = 180 000 рублей, максимальный вычет 50%, налог к уплате = 90 000 рублей.
Но в любом правиле есть исключения: вот случай, когда даже для юридического лица стоит выбрать УСН «Доходы» (УСН-6). У всех компаний есть зарплата, которая неминуемо тянет за собой страховые взносы. Но есть компании, у которых зарплата — почти единственная статья расходов. Это охранные предприятия, IT-компании, консалтинговые структуры и т. п. Так вот для таких компаний УСН-6 может быть вполне приемлемым, так как в отличие от УСН-15 страховые взносы на УСН-6 уменьшают сам налог, а не доходы (доходы - расходы), но не более чем вдвое. Поясню на примере: доход — 1 000 000 рублей, заработная плата — 500 000 рублей, страховые взносы — 125 000 рублей (~ 25% с учетом уменьшения тарифа свыше МРОТ). В зависимости от выбранного режима налоговые результаты будут следующими. УСН-6 = 1 000 000 × 6% = 60 000 рублей. А с учетом страховых взносов налог к уплате по УСН-6 составит 30 000 рублей. Для сравнения: УСН-15 = (1 000 000 – 500 000 – 125 000) × 15% = 56 250 рублей.
В любом случае всегда можно рассчитать, какой объект налогообложения будет выгоднее именно для вашей компании.
Очень многое в бизнесе зависит от главного бухгалтера — это общеизвестно. И самый золотой бухгалтер — это не тот, который в копеечку сводит баланс и знает назубок все тонкости налогового законодательства. Лучший главбух — это тот, который хочет и умеет не только аккуратно вести бухгалтерию, но и минимизировать затраты собственника бизнеса. Он не должен это делать. Но может. Ведь практически всегда именно от бухгалтера зависит, переплатите вы налоги или сэкономите на их оплате.
У вас может быть весьма опытный бухгалтер: 10–20–30 лет стажа, идеальное резюме. И вот сидит он в офисе за дорогим компьютером и уже на автомате, не думая, быстро и четко работает. Работает по давно усвоенным сценариям: рассчитывает налог на прибыль, как и «положено по уставу», ежеквартально. И делает все вроде бы правильно, но вы платите налоги даже при отсутствии прибыли. А если считать ежемесячно, можно избегать кассовых разрывов. И это тоже будет правильно и законно. Но многие бухгалтеры о таком лайфхаке не думают. Хотя он помогает избегать собственнику существенных кассовых разрывов. Покажу на примере.
Обратился ко мне клиент из гостиничного бизнеса — крупный отель. Налог на прибыль платится авансами. Причем авансы рассчитываются из прибыли за предыдущий период, а это катастрофически невыгодно бизнесу с выраженной сезонностью. У клиента высокий сезон — с мая по август. Низкий сезон — с сентября по апрель (прибыли почти нет). В сентябре его бухгалтер сдает декларацию за первые три квартала года (в том числе за «жирные» летние месяцы) и рассчитывает авансы на полгода вперед. То есть в низкий сезон фактическая прибыль клиента в разы меньше, но налоги приходится платить так же, как летом, в «жирный» период. Только за счет перехода на помесячный расчет налога на прибыль удалось сократить кассовый разрыв на сумму около 400 млн рублей.
И таких нюансов, которые позволяют законно снизить налоги, очень много. Если грамотно использовать их, можно существенно экономить. В своей практике я постоянно занимаюсь решением таких вопросов. Когда с бизнесом все в порядке, предприниматель имеет резервы, из которых можно покрыть кассовый разрыв. Но покажите мне сегодня малый или средний бизнес, не испытывающий трудностей! Резервы «съедены» еще в 2020-м. Каждая мелочь — чуть меньше заплатить, что-то отсрочить — может стать спасательным кругом для выживания бизнеса в жестких рамках сегодняшнего кризиса.