Forbes Council Владимир Зинин
18806
0

Шеринговое управление: почему растет спрос на комплексные финансово-экономические сервисы

Шеринговое управление: почему растет спрос на комплексные финансово-экономические сервисы

В интересное время мы живем. За последние четверть века спокойная и поступательная эволюция практически во всех сферах жизни сменилась стремительным, просто взрывным развитием. Я не без интереса наблюдаю это в своей профессиональной сфере.


Всего тридцать лет назад абсолютно все работали по советским «лекалам». Если это более-менее серьезное предприятие, то в его штатном расписании финансово-экономическая служба была представлена тремя полноценными структурами — бухгалтерией, планово-экономическим и финансовым отделом. Причем бухгалтерия, в свою очередь, делилась на отделы — материальный, расчетный, производственный, труда и заработной платы, готовой продукции. Сегодня такие массивные, разветвленные управленческие структуры есть только на действительно крупных предприятиях, ведь их содержание — дело недешевое.


Малый и средний бизнес, который появился в нашей стране в 90-х годах, изначально не мог позволить себе подобную полноценную управленческую структуру, да и необходимости в ней не было. Тогда каждый предприниматель нуждался лишь в умном и оборотистом бухгалтере. Потому что законодательство в те времена было весьма туманным и переменчивым, а капитализм — диким. С одной стороны, бандитскийрэкет, с другой — неразвитое государственное налогообложение. А между ними метался предприниматель в постоянных потугах заработать больше и заплатить меньше. Поэтому высоко ценились грамотные бухгалтеры, способные пропетлять в запутанных фарватерах налогообложения с помощью хитрых финансовых схем.


Но вот наступили спокойные времена. Российский капитализм обрел человеческое лицо, законодательство «устаканилось», дыры в нем закрыли, а контролирующие гайки закрутили. Времена «схем» ушли в прошлое, ведение бухгалтерии свелось к аккуратному выполнению типовых операций. И у многих предпринимателей стал возникать вопрос: а стоит ли платить немалые деньги бухгалтеру за его теперь уже совсем «непыльную» работу? Аккуратно заполнить бланки и подать отчетность в срок… Нужна ли для этого полноценная штатная единица? Зачем одному предпринимателю содержать целого стандартного бухгалтера, если можно его взять вскладчину на пять ИП? Так родилась аутсорс-бухгалтерия. Конечно, это не самый лучший вариант. Иногда и штатный главбух, который ведет одну конкретную организацию, ошибается. А если таких организаций несколько и надо всю информацию о них и все нюансы держать в одной голове? Человеческий фактор был и есть самым слабым звеном в такой схеме.


Минимизировать человеческий фактор позволила революционная идея — применить к аутсорс-бухгалтерии конвейерный метод организации процессов, чтобы каждую элементарную учетную операцию выполнял отдельный специалист, чтобы он делал и досконально знал только эту операцию. Во-первых, он не ошибется. Во-вторых, его проконтролируют другие специалисты на следующих этапах работы. В-третьих, его легко и быстро заменить. Ведь это же несложно — научить нового человека всего одной операции.


Я в свое время организовал с партнером первый в России подобный конвейер. Это полноценная структурированная бухгалтерия — точь-в-точь как у крупных корпораций, — которую малый бизнес может шерить, то есть использовать совместно с другими такими же бизнесами. Этот бухгалтерский конвейер по сей день успешно работает. В пандемию в конвейерной бухгалтерии даже случился бурный рост: многим предпринимателям, которые по привычке держались за своих штатных бухгалтеров, с началом пандемии все же пришлось с ними попрощаться, когда встал вопрос о кризисной оптимизации расходов.


Во время пандемии я стал замечать, что у бизнеса возникают новые, нестандартные запросы и проблемы, которые требуют нетривиальных решений. Тогда мне удалось накопить огромную базу специфических ситуаций и методов решения неординарных проблем бизнеса, когда нетиповой подход к чисто бухгалтерским вопросам, но с мышлением не бухгалтера, а бизнесмена помогает бизнесу выжить в катастрофически трудной экономической ситуации. Приведу конкретный пример. В локдаун остановилось крупное предприятие. Персонал сокращать нельзя — это уникальные специалисты, от которых зависит выполнение госзаказов. Образовался кассовый разрыв в 30 млн рублей — задолженность перед бюджетом. Заблокированы счета. На горизонте — банкротство. И все это — результат формально правильных действий штатного главбуха. Но если бы бухгалтер посмотрел на ситуацию со стороны собственника бизнеса и применил творческое мышление, то он нашел бы способ совершенно законным образом отсрочить уплату задолженностей в бюджет, разблокировать счета, ликвидировать кассовый разрыв, сохранив предприятие на плаву. Мы этот способ вычислили и предложили. Речь шла о расчетах по зарплате и НДФЛ, позволяющих найти необходимые средства и при этом не уйти от налогов, а просто заплатить их позже. С точки зрения бухгалтерии это было некрасиво и неправильно, хотя и не нарушало законов. Но ситуация у клиента была катастрофическая, и другого выхода просто не было. Тут либо скрупулезное соблюдение регламентов, либо спасение бизнеса.


Да, уже нет тех крутых бухгалтеров с живыми мозгами из 90-х, а чаще всего есть исполнители, на автомате выполняющие прописанные в штатном расписании функции. Но новые времена требуют именно специалистов с нестандартными мозгами, мыслящих как бизнесмен, партнер владельца, а не как бухгалтер-учетчик. Таких мало, и работают они за хорошие деньги в крупных корпорациях. То есть назрела реальная потребность в эдаких бизнес-мозгах, которые можно «взять в аренду». Более того, на смену классическим аутсорс-бухгалтерам и сервисам конвейерного типа приходят комплексные финансово-экономические сервисы, предлагающие широкий спектр решений для бизнеса: налоги, бухгалтерия, финансы, управленческий учет, 1С и автоматизация… Такие сервисы, доступные небольшим компаниям для шеринга, по сути, повторяют структуру финансово-экономического блока управления крупных корпораций.


Потребность в таких сервисах начала формироваться в пандемию и ярко проявила себя в новой экономической реальности последних месяцев. Сколько предпринимателей метались в поисках способа перевести деньги заграничному контрагенту! Сколько деловых связей было разорвано, сколько поставщиков и каналов сбыта потеряно из-за проблем с расчетами, валютными курсами, санкциями! Многие до сих пор в растерянности, хотя ситуация уже более-менее стабилизировалась. Сегодня в среде малого и среднего бизнеса — колоссальный запрос на инструменты минимизации потерь, активной оптимизации налогообложения (как в примере выше), использования по максимуму законных лазеек и тех льгот, которые наше государство предлагает в поддержку бизнеса. Это моя сфера деятельности. И об этом будут мои статьи. В дальнейшем я планирую активно делиться с аудиторией этого блога своими наработками и полезными лайфхаками в сфере учета и управления.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о