Forbes Council Анна Овчинникова
18327
0

Попадание в лунку: как устроена гольф-индустрия в России

Попадание в лунку: как устроена гольф-индустрия в России
Гольф-индустрия — мультипликатор экономического роста. Наличие гольф-клуба в регионе влияет на его инвестиционную привлекательность. Это драйвер для строительства отелей, коттеджных поселков, магазинов, ресторанов и спортивных комплексов. Кроме того, гольф-клубы создают рабочие места и трудоустраивают прежде всего местных. Как устроена гольф-индустрия в России и как успешный гольф-клуб влияет на развитие региона?

За последние два года мы наблюдаем бешеный прирост аудитории фанатов гольфа. По данным Ассоциации гольфа России, количество игроков за 2021 год увеличилось на 27%, больше половины прироста обеспечили новички. География российских гольф-объектов тоже расширяется. В этом году открываются два новых гольф-клуба: Crystal Lakes в Доброграде Владимирской области и профессиональное 18-луночное гольф-поле в ландшафтном парке «Юдинская долина» в Красноярском крае. О таких проектах совсем недавно мы могли только мечтать.

В предыдущие 30 лет этот вид спорта в России развивался медленно и вяло. Это было связано с тем, что изначально гольф-клубы были олигархическими, а цена вопроса — очень высокая. Это был дорогой спорт, которым увлекалась «верхушка».

Однако в последнее время в России открылись гольф-проекты с демократичным позиционированием, нацеленные на новичков. Потенциальная аудитория — все, кто увлекается спортом, бизнес-класс, плюс те, кто сосредотачивает деловое и личное общение вокруг какого-либо вида спорта. Что касается возраста, игроки в гольф сильно помолодели за последние годы — сейчас это 30+.

Локация — залог успеха

Чтобы понять, где строить гольф-клуб и что учитывать при строительстве, необходимо определиться с концепцией. Есть несколько видов гольф-клубов: тренировочные поля, концепция «заплати и играй», гольф-курорт, получастный гольф-клуб и закрытый гольф-клуб — только для членов клуба. От концепции зависит в первую очередь площадь участка, который планируется отвести под гольф-девелопмент. В общем-то, это всегда будет минимум 130 га, где 70 га планируется под гольф-поле.

Следующий аспект: стоит планировать расположение гольф-объекта недалеко от большого города, в радиусе 30 минут, максимум часа езды на машине. Локация — основной фактор успеха. Однако концепцию необходимо продумать до выбора участка. Как правило, инвесторы поступают наоборот и отталкиваются от уже имеющейся земли. Между тем именно локация диктует успех будущего гольф-клуба или низкую его загрузку.

Клиенту нужно будет потратить время на дорогу, на игру, на обратный путь. Сложно представить, что в современных реалиях кто-то с удовольствием выделит полтора-два часа только на дорогу в одну сторону, потом еще шесть часов на игру в гольф и опять полтора-два часа на обратный путь.

Однако гольф-курорты с развитой инфраструктурой можно строить в отдаленных локациях. Главное, чтобы была красивая природа, сильные этнографические и гастрономические традиции в регионе, которые, помимо гольфа, станут причинами для посещения.

Что касается земельного рельефа для гольф-поля — совершенно необязательно, чтобы он был плоским. Чем интереснее рельеф, тем интереснее будет и само поле для игры. Часто гольф-клубы строят рядом с красивыми водными источниками. Люди готовы лететь через весь мир, чтобы сыграть на гольф-поле в Бразилии рядом с водопадом Игуасу, или на Бали, чтобы играть в гольф в джунглях под пение цикад. В России можно успешно реализовывать гольф-курорты в Карелии, на Камчатке, на Алтае, в общем, во многих регионах. Гольф-объект станет драйвером туризма, а люди будут приобретать недвижимость неподалеку, около захватывающих природных пейзажей. Чем интереснее природа, тем успешнее будет гольф-курорт.

Демократизация гольфа

Для того чтобы построить гольф-объект, нужно быть готовым инвестировать от $7 млн только в само поле для гольфа. Затем необходимо инвестировать еще в клубную инфраструктуру: клубный дом, закупка техники для эксплуатации поля — газонокосилки, специальные мини-тракторы, handmover, чтобы стричь грины, то есть части гольф-поля с самой коротко подстриженной травой, где находятся лунки. Для ориентира: для запуска гольф-объекта с 18-луночным полем нужно около $12 млн.

Цифры, которые я привожу, — это поля бизнес-класса, которого более чем достаточно для проекта коттеджного поселка. Да и для создания гольф-объекта как центра притяжения в регионе не стоит замахиваться на известных архитекторов или какие-то сложные и дорогие проекты. Достаточно реализовывать качественные проекты бизнес-класса. Сегодня же почти каждое гольф-поле в России строится в сегменте премиум, который предполагает высокие эксплуатационные расходы и достаточно низкую загрузку в районе 15%.

Еще один важный для этого вида спорта момент — длина лунки. Каждая лунка имеет индекс ПАР с цифрой, которая зависит от длины лунки: самая короткая — ПАР-3, самая длинная — ПАР-5. Мировая тенденция сейчас — строить компактные гольф-поля, которые называются executive. Они содержат только комбинации ПАР-3, размер земельного участка для них нужен в два раза меньше, чем для длинных лунок. Такие небольшие поля для гольфа являются основой для роста популярности этого вида спорта в регионах. «В то время как современная тенденция развития частных клубов, стимулируемых развитием недвижимости и курортного строительства, является позитивным фактором в развитии гольфа, неэксклюзивные, недорогие точки доступа к спорту необходимы для дальнейшего распространения спорта. Поэтому наряду с активной поддержкой строительства частных, получастных и курортных объектов необходима также поддержка в более крупном масштабе муниципальных, платных, полей Par 3 и тренировочных полей», — говорит Михаил Пучков, генеральный директор Russian Golf Design.

Статьи дохода

Любой гольф-объект окупается исключительно за счет проекта недвижимости. Еще и поэтому так важно правильно выбрать локацию. Одной из основных статей дохода является продажа членства, но только за счет нее проект никогда не окупится. Следующие статьи доходов — турниры, тренировки, которые включают все многообразие групповых занятий для взрослых, студентов, юниоров или детей. Серьезной статьей дохода может стать корпоративное направление — проведение турниров, клиентских дней, любых спонсорских программ, реализуемых корпоративным клиентом.

Также важными факторами бизнес-модели гольф-клубов являются собственная база клиентов и профессиональное управление с учетом российской действительности. Сегодня на российском рынке представлено более 20 гольф-проектов с различной инфраструктурой. «Большая часть управляется владельцами самостоятельно через генерального директора или при участии иностранных специалистов без собственной базы клиентов. Как следствие, происходит несистемное управление бизнесом, слабо применяется накопленный опыт. Крайне ограниченная доступность профессиональных кадров в отрасли провоцирует много управленческих ошибок, что отрицательно влияет на прибыль собственника», — рассказывает Дмитрий Козаченко, генеральный директор Golf Estate.

Одна из статей дохода гольф-клубов — туризм. По данным Всемирной ассоциации операторов гольф-туризма (IAGTO), в мире сегодня 56 млн зарегистрированных гольфистов. Половина из них каждый год путешествует дважды или трижды по другим странам с развитой гольф-инфраструктурой, чтобы открыть новую гольф-дистанцию. Гольфисты тратят больше денег, чем другие туристы, в 2,5 раза, а также совмещают игру в гольф с изучением региона. Так что, выбирая место для строительства гольф-поля, нужно понимать, какие есть туристические бренды в регионе.

Гольф позволяет эффективно работать вместе социально-культурной сфере, экологии и экономике. К примеру, в Бурятии это могут быть прогулки на хивусе по льду Байкала, аутентичная местная кухня, покупка унтов. То есть на гольф-туризм также можно рассчитывать, когда планируется экономическая модель гольф-клуба.

Соответственно, помогать развивать гольф в регионе может и государство. В некоторых странах, например, нет налогов на землю, когда стартует гольф-проект. Наряду с активной поддержкой строительства частных, получастных и курортных объектов необходима также поддержка в более крупном масштабе муниципальных, платных, полей ПАР-3 и тренировочных полей.

Государственная поддержка, связанная с земельным участком, — сильная статья инвестиций для гольф-объекта. Кроме того, это и вклад в развитие олимпийского вида спорта. Во многих странах, кстати, качество жизни измеряется количеством гольф-полей на квадратный километр.

____________

Подробнее о гольфе в России можно узнать в телеграм-канале: https://t.me/AnnagolfinRussia

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о