Forbes Council Дмитрий Гришин
16353
0

Конвейер пользы: что означает прагматичный подход к инновациям в банке

Конвейер пользы: что означает прагматичный подход к инновациям в банке
Долгое время самыми дорогими компаниями были поставщики нефти и газа, но цифровая революция изменила это. Сейчас технологический сектор занимает большую часть биржевых индексов, и все больше «классических» компаний заявляют о себе как о цифровых.

В 2021 году мировой рынок венчурного капитала вырос на 147% и составил $621 млрд, из них на долю финтеха пришлось 21% всех инвестиций. Число компаний-единорогов выросло на 69% и почти достигло 1000, из них 44 компании оцениваются в более $10 млрд каждая.

Банки, стремительно цифровизируясь, начинают не конкурировать, а выстраивать партнерские отношения с финтехкомпаниями. Коммодизация банковских продуктов приводит к необходимости сокращения time-to-market для того, чтобы первым предложить клиентам новую ценность. Удерживая за собой AML- и риск-политику, обладая интеграциями с различными платежными, клиринговыми и иными системами, банки могут предоставлять свою надежную инфраструктуру для финтехкомпаний, получая от них новые модели обслуживания клиентов, более кастомизированные продукты и т. п.

Выстраивая работу с инновациями в банке «Уралсиб», мы руководствовались прагматичным подходом, что инновации — это не просто новое, инновации — это полезное. Банк не обязан in-house создавать весь набор инструментов, который необходим в работе. Мы удерживаем IT-архитектуру, сопровождаем наши core-системы и продуктовую фабрику, отличные результаты показывают кросс-функциональные команды. А для быстрой апробации и проверки гипотез мы готовы брать сервисы с рынка. Для этого у нас построена система скаутинга и пилотирования проектов.

За 2021 год мы собрали с помощью скаутов более 800 проектов, показали заказчикам на питчах 115 проектов, провели 18 пилотов и внедрили как постоянно работающие шесть сервисов. При этом экономика портфеля инновационных проектов уже стала положительной. В этом году у нас задача перейти на самоокупаемость — это формат, при котором доля от эффекта, полученного банком от успешного пилота, используется для финансирования инновационного конвейера: содержание дирекции, оплата пилотов, покрытие затрат на поставщиков, поддерживающих инновации механизмов (исследования, хакатоны, конференции и т. п.).

Создание и успех работы инновационного конвейера стали возможными благодаря четырем факторам:

  • скаутинг инновационных проектов;

  • вовлечение менеджмента банка;

  • создание FastTrack для проверки гипотез;

  • ориентир на экономический эффект от инноваций.


Скаутинг проектов

Скаутинг — это процесс создания постоянного потока перспективных проектов, которые могут быть интересны для бизнес-заказчиков. Мы используем три инструмента для скаутинга:

  • постоянно действующая программа привлечения проектов по ключевым направлениям реализуется выбранным по конкурсу подрядчиком;

  • партнерские программы и коллаборации с партнерами: Агентство инноваций Москвы, ФРИИ, МФЦ «Астана»;

  • посещение профильных мероприятий и конференций.


Как результат, ежемесячно мы выбираем из нескольких десятков проектов топ-10 и показываем на питч-сессиях нашим бизнес-заказчикам. Это два часа прямого диалога участников проектов с топ-менеджерами и продакт-менеджерами банка. Пять минут для самопрезентации проекта: в чем ценность для клиента банка от нового сервиса / продукта, где и как это уже работает и ответы на вопросы.

Вовлечение менеджмента

Основная задача питч-сессии — это найти для проекта бизнес-заказчика. Скауты «прокачивают» проект к выступлению, а в это время на стороне банка проводится поиск и приглашение потенциальных интересантов. Этот подход приносит свои результаты: в среднем в 2021 году 41% выступавших проектов нашли своего заказчика внутри банка, а в 1-м квартале 2022 года этот показатель подрос до 55%.

Следующий этап после питча — проектирование сценария пилота совместно с бизнесом и самим проектом, определение гипотез и метрик проверки, оценка рисков, расчет экономического эффекта от проекта как на этапе пилота, так и при его масштабировании на весь банк.

Завершается этот этап работ вынесением концепта пилота на Комиссию по инновациям. Причем представляет и защищает пилот сам бизнес-заказчик, что показывает реальную заинтересованность бизнеса в инновациях.

FastTrack

Это свод правил, которые помогают минимизировать документооборот и бюрократические процедуры для запуска пилота и его проведения. Комиссия по инновациям — единственный орган, решение которого требуется для начала работы. Она состоит из председателя правления банка, его заместителей по корпоративному и розничному бизнесу, директоров по рискам, стратегии, инновациям и IT. Четыре голоса «за» обеспечивают пилоту бюджет (все пилоты в банке оплачиваются) и приоритетный доступ к ресурсам.

Если пилот успешен, ключевые метрики, определенные на этапе формирования сценария пилотирования, достигнуты, то проект передается в промышленную эксплуатацию. Передача происходит бесшовно, не требуется комиссии по закупкам или иного органа для принятия решения, а до завершения интеграции по постоянной схеме будет использоваться временная, апробированная в ходе пилота.

Измерение успешности

Работа с инновациями в банке началась в 2019 году, и первой задачей было определить, есть ли польза, в чем она и как ее измерить. В конце 2020 года состоялся перезапуск работы с фокусом усилий на количество внедрений по итогам успешных пилотов. В результате в 2021 году удалось пропилотировать и внедрить больше проектов, чем за два предыдущих года вместе взятых.

Но с ростом числа внедрений стало важно измерить экономическую состоятельность инновационной деятельности. Не всегда оптимизация процессов, например, за счет RPA, машинного видения, чат-ботов, приводит к росту доходов, так как высвободившиеся часы перераспределяются на другие работы, и экономии ФОТа не происходит. Выходом стал перенос внимания на проекты привлечения новых клиентов, в том числе за счет повышения эффективности в существующих каналах. Новый клиент означает новый доход для банка. Поэтому 40% всех пилотов в 2021 году — это пилоты в области цифрового маркетинга.

Благодаря внедренным проектам банк смог в пилотных проектах существенно улучшить метрики: кратно снизить стоимость привлечения в CPA-канале (когда реклама оплачивается по факту совершенного целевого действия), повысить вдвое ROI в модели smart bidding (автоматическое назначение ставок оплаты за рекламу) при работе с ресурсами Google, а также создать новые цифровые каналы. Инвестируя в инновационные технологии, банк получает возможность кратчайшим способом обращаться к своим клиентам. Создается уникальная ситуация win-win, когда потенциальный клиент видит наилучшее для него предложение.

 

 

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза