Forbes Council Татьяна Гороховская
11543
0

Здоровая альтернатива: какие тренды влияют на рынок БАД

Здоровая альтернатива: какие тренды влияют на рынок БАД
В последние месяцы в мировой экономике произошли глобальные сдвиги. На многих рынках сменился состав игроков, значительно изменились доли участников. Для тех, кто продолжает работу в России, некоторые каналы поставок исчезли. При этом активизировались серые схемы, легальным становится так называемый параллельный импорт. Экспорт столкнулся с санкционным давлением, что пошатнуло позиции многих отечественных производителей. Как перемены повлияли на состояние рынка биологически активных добавок? На какие глобальные тренды стоит ориентироваться производителям? Как контекст влияет на спрос в конкретных странах?

Фокус на тренды

То, что мы сейчас называем тектоническим сдвигом, длится чуть больше трех месяцев. А планы большие компании строят на годы вперед. Было бы странно при этом рассчитывать на отсутствие рисков. Конечно, в вопросах логистики нашей компании, которая занимает весомую позицию на рынке БАД в разных странах мира, приходится преодолевать определенные трудности — как и всем, кто работает одновременно и в России, и в Азии, и на Западе. Но мировые тренды по своим временным рамкам гораздо масштабнее, а по своему влиянию гораздо значительнее, чем изменения, которые мы переживаем в последнее время.

Например, тренд на рост темпов продаж пробиотиков — одной из самых быстрорастущих категорий БАД. В 2021 году глобальный рынок пробиотиков составил $63 млрд при росте в +8,7% к 2020 году. Прогнозируется, что к 2030 году он удвоится и составит $134 млрд. Причин тому несколько. Во-первых, значительное количество людей в мире страдает от сбоев в работе ЖКТ — следствие неправильного образа жизни, стресса и несбалансированной диеты. Пробиотики — одна из составляющих эффективного решения этой проблемы: врачи нередко рекомендуют их как сопутствующие препараты при медикаментозном лечении. Во-вторых, все больше потребителей не хотят принимать лекарства, ищут натуральную, безопасную и недорогую альтернативу. Именно так и воспринимаются пробиотики — это продукты с доказанным положительным влиянием на здоровье. В-третьих, в отличие от ряда БАД, где результаты обычно заметны через пару недель, эффект от пробиотиков ощутим, как правило, с первых дней применения. Ну и в-четвертых, интерес к теме ЗОЖ постоянно растет, а значит, растет и количество информации, которую потребитель получает о БАД в целом и пробиотиках в частности.

Производители стараются успеть за растущим спросом. Если говорить о российском рынке БАД, то одним из драйверов роста в последнее время являются как раз пробиотики. По данным DSM Group за апрель 2022 года, аптечные продажи трех ведущих брендов пробиотиков (Бак-Сет, Максилак и Лактобаланс) составили 460 млн рублей в месяц. Рост за год по сравнению с апрелем прошлого года — 30%.

Продажи пробиотического комплекса «Эльбифид» производства Siberian Wellness этой весной на 21% выше, если сравнивать с прошлогодней статистикой. Мы, естественно, исследовали тренды и спланировали рост спроса на эту категорию продуктов — готовимся к выпуску целой новой линейки. И несмотря на то что в результате последних событий усложнилась поставка оборудования для производства, линия сборки уже стоит на российской таможне. Так что скоро мы сможем компенсировать спрос на пробиотики как минимум на рынке России и СНГ.

Другой мировой тренд, о котором стоит сказать, — растущий интерес к вегетарианским линейкам продуктов. Это направление мы также давно развиваем. В интернет-магазине Siberian Wellness есть подразделы для вегетарианцев в категориях «спорт» и «питание». Скоро такой подраздел появится и в категории «БАД» — линия для производства капсул из материалов растительного происхождения уже смонтирована и готова к работе. К концу этого года мы готовим выпуск линейки вегетарианской Omega-3 ПНЖК и рассчитываем на рост и в данном сегменте.

Турецкий стресс и иммунитет Вьетнама

Любая кризисная ситуация влияет прежде всего не на промышленность, а на людей. Сейчас мы это видим по повышению спроса на продукты, которые помогают справляться со стрессом. В этой категории в России продажи выросли на +86% по сравнению с прошлой весной, СНГ показало прирост в +92%.

Инфляция влияет на покупательскую способность, и прежде всего это касается самых незащищенных групп населения. В результате наша аудитория помолодела, выросли продажи премиальных продуктов, но подсократились объемы продаж по позициям, которые обычно в корзине у покупателей старшего возраста: продукты для поддержания гибкости суставов, мази, бальзамы.

В Турции свои проблемы — резкое падение курса локальной валюты и сопутствующий инфляционный скачок также изменили обычную картину продаж. По отдельным категориям, например иммунопродуктам, снижение спроса достигает 19% по сравнению с пандемийной весной прошлого года, хотя официально антиковидные меры Турция отменила только к июню. Но статистику исправляет для нас антистресс — на фоне экономических проблем популярность подобных продуктов там выросла на 190%.

А вот в Азии картина совершенно иная — сверхострые для нас вопросы, связанные с геополитикой, Вьетнама никак не коснулись. Зато вспышка коронавирусной инфекции два месяца назад привела к тому, что спрос на продукты для иммунитета резко повысился: средний чек по иммунопродуктам в этой стране вырос на 43%. Но на фоне общего улучшения экономической ситуации растут и продажи других категорий. Средний чек при покупке вьетнамцами продуктов Siberian Wellness вырос на 13% по сравнению с прошлой весной.

Турбулентность небесконечна

Если смотреть на продажи в общем по группам продуктов, можно сделать вывод: самым стрессовым для потребителя является начало любого из кризисов. Сейчас пиковый спрос на продукты для иммунитета и антистресс уже позади. Интерес возвращается к тем группам продуктов, которые популярны в обычное время: средний чек по БАД для детокса по сравнению с прошлой весной показал рост до 18% в Европе, до 37% в СНГ и 23% в России.

Еще более явный рост мы видим в категориях БАД для поддержания молодости и борьбы со старением — до 27% чеки выросли в Азии, до 20% в странах Европы, до 53% в СНГ и на 29% в России. Продукты для детей вообще ставят рекорды — до 88% роста чеков по СНГ, в России 32% и до 36% в Европе.

Премиальный сегмент вырос на 14% в России и на 30% в Азии. В Азии это связано с тем, что растет экономика в принципе, а значит, больше денег у потребителя, и он прекращает сокращать бюджет за счет качества. В нашей стране мы удовлетворили запросы части потребителей продуктов iHerb, который исчез с российского рынка. Это повлияло и на изменение статистики по каналам продаж — в СНГ, России и Азии значительно увеличилось количество заказов через интернет-магазины.

Сильные вырастут

Бизнесу важно следить за глобальными трендами. Но задача больших компаний — не только следовать трендам, но и создавать их. Так, вне зависимости от ситуации в стране или в мире мы никогда не прекращали заниматься благотворительностью: Siberian Wellness всегда оставалась компанией социально ориентированной и экологически ответственной. Мы активно транслируем ценности wellness и стараемся вовлекать людей в наши активности, пропагандировать занятия физкультурой и спортом.

В сотрудничестве с двукратной чемпионкой России, Европы и мира фигуристкой Евгенией Медведевой мы готовим к выпуску линейку наборов спортивных продуктов Medvedeva Likes it — Champion Kit. Но это отнюдь не исключительно продуктовый коллаб. У наших аудиторий совпадают главные ценности, и Женя стала амбассадором поколения wellness. Она помогает нам вовлекать больше людей в занятия спортом, а своих фанатов знакомит, к примеру, с нашими экопроектами. Все это заметно влияет и на отношение к бренду, и на популярность продуктов, которые помогают в спорте достигать результатов. Мы ощущаем это уже сейчас — рост по спортивным линейкам весной составил 52% по отношению к прошлому году.

Политические и экономические проблемы последних трех месяцев, двухлетняя пандемия, предыдущие кризисы в экономике — все это, несомненно, влияет на потребительский спрос, ведет к переделам каждого рынка и оставляет среди игроков только сильнейших. Сильнейшими сегодня становятся те, кто мыслит глобально, создает и прогнозирует тренды, имеет волю не останавливаться при появлении трудностей и ресурс, чтобы с этими трудностями успешно справляться. Но главное — предлагает качественный, инновационный, востребованный на рынке продукт и адекватные цены. Тогда кризисы неизбежно приходят, но становятся частью истории, а иногда и стартом нового периода роста. Проверено на Siberian Wellness.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о