Forbes Council Ольга Марголина
26022
0

Цюрих и не только: какие возможности есть сейчас для россиян в зарубежном финансовом мире

Цюрих и не только: какие возможности есть сейчас для россиян в зарубежном финансовом мире
Переходное время — это когда меняются правила игры, присутствуют серые зоны, рынок бросается в новообнаруженный тренд. И кажется, что ничего из прежнего проверенного не работает. Но в этом хаосе есть и плюсы. Он служит стресс-тестом как для собственной бизнес-модели и стратегии, так и для взаимодействия со своими партнерами и контрагентами.

Появляются новые решения, а люди и организации четче проявляются в своих фундаментальных качествах и свойствах. Соответственно, проверяется способность пройти время перемен как технически, так и психологически (вспоминаем трех поросят и разницу домов из соломы, веток и кирпича — в целом даже не принципиально, кто у нас сегодня волк). Что сейчас самое важное для бизнесмена и собственника каких-либо активов? Определиться с точкой отсчета. То есть понять, кто я и кем буду в обозримой перспективе с точки зрения гражданства и резидентства: А) россиянин, живущий в России; B) россиянин, проживающий в EC; С) россиянин, живущий где-то вне EC и России, D) гражданин России, получивший европейский паспорт, но остающийся в России.

Все остальные случаи я не рассматриваю, потому что там business as usual — «все как обычно». В случае A и C можно много чего делать в России и в мире, но ничего лично напрямую в Европе, только через выстроенную систему юридических и бизнес-взаимоотношений. В случае B и D есть большой выбор свобод и возможностей в ЕС. И здесь также важно работать с партнерами (банками и юристами), которые в рамках своей бизнес-модели двигаются, максимально используя разрешенные правила, не стараясь их «обогатить» своими трактовками и опасениями.

Швейцария до недавнего времени была абсолютной тихой финансовой гаванью. Но 16 марта вступили в силу четко сформулированные санкционные правила — изменения всех счетов российских частных клиентов и счетов юридических лиц с акционерами-россиянами. Санкции не распространяются на счета, открытые ранее 24 февраля 2022 года, как и на все активы (денежные средства), размещенные до этой даты. Теперь новые средства принять на счет нельзя, если активы клиента в данном банке уже находятся на отметке €100 000 (в том числе в эквиваленте). Возможность распоряжаться своими деньгами для приобретения недвижимости, иностранных ценных бумаг или оплаты любых услуг в Европе и мире сохранится, как и прежде. Можно участвовать в коллективных инвестициях (фондах private equity, например), если они во франках и евро. Однако некоторые банки ставят на счета с бенефициарами-россиянами технические блоки, которые в случае каждого платежа снимаются после проверки. Одни делают это быстро и незаметно, другие же — мучительно медленно, чем выводят и без того утомленных общим фоном клиентов из состояния хрупкого баланса.

Многие клиенты западных банков давно имели второе резидентство, которое факультативно существовало, и даже, возможно, была куплена недвижимость на свое имя. Но они продолжали жить в России и заявляли себя в иностранных банках налоговыми резидентами РФ. Как показывает статистика последних двух месяцев, некоторые такие клиенты швейцарских и других европейских банков изменили свою геолокацию в пользу европейского места жительства. Очевидно, далее они сообщили об этом в свой банк с инструкцией поменять в банковских формах свои адреса. Не все банки бросились исполнять эти поручения. Попытаться ответить, почему так, и дать прогноз, когда они это сделают, — все равно что попросить профессора по логике объяснить поведение, допустим, кита или слона. Каждый частный банк имеет свои руководства к действию в непредвиденных ситуациях. Хорошая новость, что есть банки, которые в нормальном режиме принимают и учитывают информацию о смене резидентства. Всегда можно начать с ними отношения.

Если говорить об операционной деятельности компаний в Швейцарии и открытии коммерческих (транзакционных) счетов, которые получают средства от российских юрлиц или платят на российские компании, то все это по-прежнему работает. Документы, подтверждающие существование реальной сделки, как и ранее, нужно предоставлять в том же объеме. Добавилось лишь то, что швейцарскому банку нужно знать акционеров таких российских компаний и удостовериться, что они вне санкций. Даже в том случае, когда, например, европейская дистрибьюторская компания c нероссийскими акционерами имеет контрагента в России и периодически платит ему.

Франки ходят между российскими банками и Швейцарией легче всего, поскольку идут через швейцарские банки-корреспонденты. Евро также проходят нормально. Доллары — наиболее проверяемая банками-корреспондентами валюта, но так происходит все последние 15 лет. Есть банки в Швейцарии, которые спокойно принимают средства по бизнес-контрактам в RNB (китайская валюта, используемая вне КНР, — экспортный эквивалент юаня). Юридически азиатские компании — скажем, из Сингапура, Гонконга, Китая, Вьетнама — часто имеют европейского директора для ведения международного бизнеса. Этот подход сейчас является для многих эффективным и удобным для швейцарских банков.

Российские клиенты, которые ранее не озаботились резидентством в Европе, теперь занимаются этим. Кипрский ВНЖ — единственная быстрая, сравнительно недорогая и удобная опция. Очевидно, что резидентство Эмиратов или Турции пока не перевешивает в глазах Европы и Швейцарии в том числе авторитет российского паспорта. Все варианты вне ЕС для второго паспорта и резидентства — от Черногории до Израиля, азиатских стран и государств Латинской Америки — имеют свою привлекательность и ценность, отдельную от задачи укорениться сейчас в Европе. Радикальным методом является отказ от паспорта одной страны ради гражданства другой. Можно стать, например, 100%-м израильтянином. Или турком. Или гражданином Перу. Стоит только учесть наличие безвизового режима въезда в Россию и привлекательность нового паспорта вообще — например, безвизовое пребывание в Европе и т. д. Комбинация паспорта Сент-Китс и Невис с резидентством в Дубае не решит вопрос открытия счетов или ведения бизнеса в Европе. Нужно будет в банках или регистрирующих органах предоставить еще и подтверждение об аннулировании российского паспорта или инициации такого процесса. Тогда трюк «усидеть на двух стульях» получится реализовать на практике.

К слову, об Арабских Эмиратах, где сейчас наблюдается настоящий бум финансовой деятельности, сделок с недвижимостью и криптособытий. Этот бизнес-хаб живет собственной яркой жизнью, и возможности там настолько мощные, что обеспечивают ему самодостаточность. Некоторые швейцарские банки не сразу примут средства из ОАЭ. Другие сделают это запросто. Однако комбинация «российский паспорт и резиденция Дубая» в Европе, как я говорила, не пройдет. Зато вся Азия, Латинская Америка и Соединенные Штаты работают с деньгами из Ближнего Востока. Единственное, всегда нужно помнить, что на фоне капиталов из ближних богатейших стран залива и собственных шейхов ручейки российских денег в ОАЭ не принесут солидной отдачи. То есть не будут достойны усилий сохранить их и приумножить.

В любом случае думать, что кто-то озаботится сохранением и приумножением больше тебя, значит быть наивным или слишком занятым. Сейчас при всех чрезвычайных сложностях можно говорить о появлении новых решений и каналов в сфере управления своими финансами. О них надо оперативно узнавать, чтобы выбирать и реализовать приемлемые для себя и своего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза