Немаргинальная электромобильность: десять трендов индустрии в России
После того как Правительство России утвердило концепцию развития электротранспорта до 2030 года, споры о судьбе электромобильности не утихали ни на миг. Как возвращение пошлин повлияет на рост числа электромобилей? Какой будет зарядная инфраструктура? Как быстро россияне начнут отказываться от бензиновых авто? И многое, многое другое.
На самом деле отрасль электромобильности зародилась в нашей стране благодаря первым пользователям, амбассадорам технологии, которые привозили транспортные средства из-за рубежа. Их появление зародило запрос на наличие зарядных станций и основание инфраструктуры, сумбурное развитие которой мы наблюдаем сегодня в Москве и других крупных городах. Электрокаров и станций становилось все больше, появились сервисы, связанные с электромобильностью. Благодаря энтузиастам, рабочим группам общественных организаций, которые лоббировали тему, правительство подхватило тренд, на который уже невозможно было закрывать глаза.
Сегодня сложилась любопытная ситуация: в развитии электромобильности заинтересованы сразу все участники процесса: автоконцерны, которые один за другим объявляют о планах остановки выпуска ДВС, водители, которые рады отказаться от неэкологичного дорогостоящего бензина и автомобилей с ДВС, требующих постоянных ТО, производители зарядных станций, которые хотят продавать свой продукт, локации, которые гонятся за ESG-рейтингом, наконец, правительство, которое заявило о своих планах в августовской Концепции, подписанной Михаилом Мишустиным. Сегодня участники спорят, изобретают, тестируют, обдумывают это увлекательное будущее.
Наша команда занята формированием зарядной инфраструктуры для электромобилей с 2019 года, когда мы запустили IT-платформу для сетей зарядных станций. Интересный кейс: мы вышли на рынок с агрегатором зарядных станций, но оказалось, что агрегировать пока нечего. С тех пор мы прошли длинный путь и сегодня запускаем собственную сеть быстрых зарядных станций.
1. Больше электромобилей от игроков не из автопрома: все больше компаний, которые не специализировались на производстве автомобилей, подобно Apple, Google и нашей «Алмаз-Антей», приступают к разработке собственных моделей электромобилей или сделали заявления об этом. Так, например, в начале января самый закредитованный в мире застройщик, китайская компания Evergrande, выпустила собственный электромобиль и сообщила о намерении стать крупнейшим производителем электромобилей в мире в течение трех-пяти лет, обогнав Tesla. «В любой непонятной ситуации выпускай электромобиль», —злословят комментаторы. И доля правды есть в их словах: в 2022 году нас, безусловно, ждут заявления о намерении создать свой электромобиль от самых неожиданных брендов.
2. Беспошлинная эпоха для электромобилей в России кончается. До 2022 года импорт электромобилей в Россию был беспошлинным. Однако срок действия введенной в мае 2020-го нулевой ставки истек с началом 2022 года, и его не продлили. Таким образом, пошлину в 15% от стоимости электромобиля придется уплачивать всем импортерам. И если в 2020 и 2021 годах число электромобилей стремительно росло (только в 2020 году россияне купили порядка 6000 электрокаров), то наличие пошлины явно повлияет на динамику роста. Вопрос только в том, насколько губительно.
Кроме того, мы помним и об обещании правительства субсидировать россиянам, покупающим электромобили, до 25% их стоимости. Речь об электромобилях, производимых исключительно на территории РФ. Понятно, что это простимулирует локализацию производства электромобилей, но мы полагаем, что ждать запуска таких процессов предстоит как минимум пару лет.
3. Инфраструктура на субсидии: лишь первый этап вышеупомянутой Концепции, принятой правительством, предполагает запуск порядка 10 000 новых зарядных станций до 2024 года. Государство собирается субсидировать производство и установку зарядных станций. При этом станций, которые могут получить софинансирование по названным характеристикам, пока не существует. Ни у кого из российских и зарубежных производителей нет в линейках моделей, отвечающих заявленным требованиям. Правда, сразу же нашлись смельчаки, которые показали миру концепт и заявили о начале производства нужных станций (компания Edison Technologies в ноябре 2020-го привлекла 24 млн рублей инвестиций). Сдержат ли они обещание — покажет время. В любом случае участие государства, заявленные субсидии и поддержка предпринимателей, занятых зарядных бизнесом, породят новых игроков на этом рынке, и в 2022-м зарядные станции будут расти в крупных городах как грибы под дождем. А где большое число зарядок, там увеличение числа электрокаров.
4. Электрическое разнообразие: в 2022 году в России начнут официально продаваться новые модели электромобилей от ведущих автопроизводителей —BMW, Mercedes, Audi и других. По нашим данным, уже сегодня очередь на некоторые модели новых электромобилей (например, Porsche Taycan) расписана на месяцы вперед. Поговаривают даже о покупке мест в этих очередях. Что ж, в 2022-м многих охотников за эксклюзивом ждут хорошие новости и возможность приобрести в России новехонький премиальный электрокар. Например: BMW IX 4.0 и0, BMW I4.5.0, Mercedes EQS, Mercedes EQE. Всего на нашем рынке должно появиться 22 модели электрокаров, хотя в 2021-м официально можно было купить только Posche Taycan, Audi E-tron и Jaguar I-PACE.
5. Российский электромобиль: быть или не быть. В самом конце 2021 года Рубен Варданян стал совладельцем проекта компактного городского электромобиля «Кама», детища «Камаза» и Петербургского Политехнического Университета. Участие предпринимателя в проекте превращает его в серьезную заявку на успех, и в 2022-м мы, очевидно, будем свидетелями развития «Камы» и под конец года сможем сделать выводы о жизнеспособности будущего отечественного электрокара. Его появлению, помимо прочего, призвана поспособствовать отмена пошлин на ввоз электромобилей.
6. Появление 100% электрического каршеринга и такси. Электромобили уже имеются у такси и каршерингов, но это лишь начало внедрения. В автопарках нескольких каршерингов есть Tesla — это факт, но их наличие пока является скорее экзотичной фишкой, нежели чем-то привычным. Мы убеждены, что в 2022-м в городах России появятся каршеринги и службы такси, автопарки которых будут полностью состоять из электромобилей. Например, осенью 2021-го компании ПАО «РусГидро» и «Соллерс Груп» уже договорились о совместном создании во Владивостоке сети электрического каршеринга.
Отдельно можно отметить прогноз на переход к электромобильности всевозможных служб доставки и логистических сервисов: вспомним появление в распоряжении «Почты России» собственного электрокара GAZelle e-NN осенью 2021-го.
7. Зарядные сети будут расти, как снежный ком. Сейчас в России около 20 сетей зарядных станций. Их число будет расти, и в 2022-м мы ждем появления конкурентов, как среди государственных компаний, так и среди частных. Информационное поле пестрит новостями о намерениях и планах, связанных с электромобильностью, и множество компаний кидаются в перспективную отрасль. Тут важно понимать, что сеть зарядных станций — это синтез оборудования и IT, системы управления и монетизации с исправным оборудованием.
8. ESG как катализатор роста инфраструктуры. Сегодня многие компании одна за другой принимают и вырабатывают собственные ESG-политики, отсутствие которых становится неприличным, пагубно влияет на имидж и инвестиционную привлекательность. Наличие зарядной станции для электромобилей на территории того или иного торгового комплекса, загородного клуба, магазина или ресторана способствует усилению ESG-рейтинга компании. Локации принимают зарядные станции с распростертыми объятиями и хотят их заполучить. Кстати, часто мы наблюдаем, что, не разобравшись как следует в технических решениях, локации зачем-то выбирают медленные станции. На мой взгляд, именно этому стимулу будет обязана своим появлением львиная доля городских зарядок в 2022 году.
9. Появление большого количества отечественных производителей зарядных станций. В России уже существуют локальные производители зарядных станций: «Парус Электро», «ПСС» и прочие. Государство заявляет о намерении всячески способствовать развитию инфраструктуры и собирается софинансировать производство зарядных станций. Такая повестка определенно откроет пул возможностей для появления в России предпринимателей-производственников, которые смогут выйти на рынок с технологичными новинками, зарядными станциями. В инженерном потенциале наших людей можно не сомневаться. Поэтому в 2022 году ждем открытия новых производственных компаний. При этом довольно важно не закрываться от зарубежных производителей. На их стороне многолетний опыт работы, исправление ошибок и масса других полезных данных, которые мы должны учитывать.
10. Электромобильность как супервостребованный тренд. В августе 2021-го у нас появилась общая Концепция развития электротранспорта. Это событие положило начало формированию глобального российского рынка электромобильности.
Если 2021 год стал годом своеобразной подготовки и планирования, то 2022-й должен стать годом, когда мы увидим первые результаты физического воплощения этих планов. И зависит оно, кстати, не только от государства, но и от всех участников процесса. Электромобильность больше не маргинальна в нашей стране.
В 2022-м она на самом видном месте, поэтому запасайтесь попкорном и занимайте места в первом ряду, а лучше — за рулем своего первого электромобиля.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
На самом деле отрасль электромобильности зародилась в нашей стране благодаря первым пользователям, амбассадорам технологии, которые привозили транспортные средства из-за рубежа. Их появление зародило запрос на наличие зарядных станций и основание инфраструктуры, сумбурное развитие которой мы наблюдаем сегодня в Москве и других крупных городах. Электрокаров и станций становилось все больше, появились сервисы, связанные с электромобильностью. Благодаря энтузиастам, рабочим группам общественных организаций, которые лоббировали тему, правительство подхватило тренд, на который уже невозможно было закрывать глаза.
Сегодня сложилась любопытная ситуация: в развитии электромобильности заинтересованы сразу все участники процесса: автоконцерны, которые один за другим объявляют о планах остановки выпуска ДВС, водители, которые рады отказаться от неэкологичного дорогостоящего бензина и автомобилей с ДВС, требующих постоянных ТО, производители зарядных станций, которые хотят продавать свой продукт, локации, которые гонятся за ESG-рейтингом, наконец, правительство, которое заявило о своих планах в августовской Концепции, подписанной Михаилом Мишустиным. Сегодня участники спорят, изобретают, тестируют, обдумывают это увлекательное будущее.
Наша команда занята формированием зарядной инфраструктуры для электромобилей с 2019 года, когда мы запустили IT-платформу для сетей зарядных станций. Интересный кейс: мы вышли на рынок с агрегатором зарядных станций, но оказалось, что агрегировать пока нечего. С тех пор мы прошли длинный путь и сегодня запускаем собственную сеть быстрых зарядных станций.
Какие тренды мы видим как непосредственный участник рынка?
1. Больше электромобилей от игроков не из автопрома: все больше компаний, которые не специализировались на производстве автомобилей, подобно Apple, Google и нашей «Алмаз-Антей», приступают к разработке собственных моделей электромобилей или сделали заявления об этом. Так, например, в начале января самый закредитованный в мире застройщик, китайская компания Evergrande, выпустила собственный электромобиль и сообщила о намерении стать крупнейшим производителем электромобилей в мире в течение трех-пяти лет, обогнав Tesla. «В любой непонятной ситуации выпускай электромобиль», —злословят комментаторы. И доля правды есть в их словах: в 2022 году нас, безусловно, ждут заявления о намерении создать свой электромобиль от самых неожиданных брендов.
2. Беспошлинная эпоха для электромобилей в России кончается. До 2022 года импорт электромобилей в Россию был беспошлинным. Однако срок действия введенной в мае 2020-го нулевой ставки истек с началом 2022 года, и его не продлили. Таким образом, пошлину в 15% от стоимости электромобиля придется уплачивать всем импортерам. И если в 2020 и 2021 годах число электромобилей стремительно росло (только в 2020 году россияне купили порядка 6000 электрокаров), то наличие пошлины явно повлияет на динамику роста. Вопрос только в том, насколько губительно.
Кроме того, мы помним и об обещании правительства субсидировать россиянам, покупающим электромобили, до 25% их стоимости. Речь об электромобилях, производимых исключительно на территории РФ. Понятно, что это простимулирует локализацию производства электромобилей, но мы полагаем, что ждать запуска таких процессов предстоит как минимум пару лет.
3. Инфраструктура на субсидии: лишь первый этап вышеупомянутой Концепции, принятой правительством, предполагает запуск порядка 10 000 новых зарядных станций до 2024 года. Государство собирается субсидировать производство и установку зарядных станций. При этом станций, которые могут получить софинансирование по названным характеристикам, пока не существует. Ни у кого из российских и зарубежных производителей нет в линейках моделей, отвечающих заявленным требованиям. Правда, сразу же нашлись смельчаки, которые показали миру концепт и заявили о начале производства нужных станций (компания Edison Technologies в ноябре 2020-го привлекла 24 млн рублей инвестиций). Сдержат ли они обещание — покажет время. В любом случае участие государства, заявленные субсидии и поддержка предпринимателей, занятых зарядных бизнесом, породят новых игроков на этом рынке, и в 2022-м зарядные станции будут расти в крупных городах как грибы под дождем. А где большое число зарядок, там увеличение числа электрокаров.
4. Электрическое разнообразие: в 2022 году в России начнут официально продаваться новые модели электромобилей от ведущих автопроизводителей —BMW, Mercedes, Audi и других. По нашим данным, уже сегодня очередь на некоторые модели новых электромобилей (например, Porsche Taycan) расписана на месяцы вперед. Поговаривают даже о покупке мест в этих очередях. Что ж, в 2022-м многих охотников за эксклюзивом ждут хорошие новости и возможность приобрести в России новехонький премиальный электрокар. Например: BMW IX 4.0 и0, BMW I4.5.0, Mercedes EQS, Mercedes EQE. Всего на нашем рынке должно появиться 22 модели электрокаров, хотя в 2021-м официально можно было купить только Posche Taycan, Audi E-tron и Jaguar I-PACE.
5. Российский электромобиль: быть или не быть. В самом конце 2021 года Рубен Варданян стал совладельцем проекта компактного городского электромобиля «Кама», детища «Камаза» и Петербургского Политехнического Университета. Участие предпринимателя в проекте превращает его в серьезную заявку на успех, и в 2022-м мы, очевидно, будем свидетелями развития «Камы» и под конец года сможем сделать выводы о жизнеспособности будущего отечественного электрокара. Его появлению, помимо прочего, призвана поспособствовать отмена пошлин на ввоз электромобилей.
6. Появление 100% электрического каршеринга и такси. Электромобили уже имеются у такси и каршерингов, но это лишь начало внедрения. В автопарках нескольких каршерингов есть Tesla — это факт, но их наличие пока является скорее экзотичной фишкой, нежели чем-то привычным. Мы убеждены, что в 2022-м в городах России появятся каршеринги и службы такси, автопарки которых будут полностью состоять из электромобилей. Например, осенью 2021-го компании ПАО «РусГидро» и «Соллерс Груп» уже договорились о совместном создании во Владивостоке сети электрического каршеринга.
Отдельно можно отметить прогноз на переход к электромобильности всевозможных служб доставки и логистических сервисов: вспомним появление в распоряжении «Почты России» собственного электрокара GAZelle e-NN осенью 2021-го.
7. Зарядные сети будут расти, как снежный ком. Сейчас в России около 20 сетей зарядных станций. Их число будет расти, и в 2022-м мы ждем появления конкурентов, как среди государственных компаний, так и среди частных. Информационное поле пестрит новостями о намерениях и планах, связанных с электромобильностью, и множество компаний кидаются в перспективную отрасль. Тут важно понимать, что сеть зарядных станций — это синтез оборудования и IT, системы управления и монетизации с исправным оборудованием.
8. ESG как катализатор роста инфраструктуры. Сегодня многие компании одна за другой принимают и вырабатывают собственные ESG-политики, отсутствие которых становится неприличным, пагубно влияет на имидж и инвестиционную привлекательность. Наличие зарядной станции для электромобилей на территории того или иного торгового комплекса, загородного клуба, магазина или ресторана способствует усилению ESG-рейтинга компании. Локации принимают зарядные станции с распростертыми объятиями и хотят их заполучить. Кстати, часто мы наблюдаем, что, не разобравшись как следует в технических решениях, локации зачем-то выбирают медленные станции. На мой взгляд, именно этому стимулу будет обязана своим появлением львиная доля городских зарядок в 2022 году.
9. Появление большого количества отечественных производителей зарядных станций. В России уже существуют локальные производители зарядных станций: «Парус Электро», «ПСС» и прочие. Государство заявляет о намерении всячески способствовать развитию инфраструктуры и собирается софинансировать производство зарядных станций. Такая повестка определенно откроет пул возможностей для появления в России предпринимателей-производственников, которые смогут выйти на рынок с технологичными новинками, зарядными станциями. В инженерном потенциале наших людей можно не сомневаться. Поэтому в 2022 году ждем открытия новых производственных компаний. При этом довольно важно не закрываться от зарубежных производителей. На их стороне многолетний опыт работы, исправление ошибок и масса других полезных данных, которые мы должны учитывать.
10. Электромобильность как супервостребованный тренд. В августе 2021-го у нас появилась общая Концепция развития электротранспорта. Это событие положило начало формированию глобального российского рынка электромобильности.
Если 2021 год стал годом своеобразной подготовки и планирования, то 2022-й должен стать годом, когда мы увидим первые результаты физического воплощения этих планов. И зависит оно, кстати, не только от государства, но и от всех участников процесса. Электромобильность больше не маргинальна в нашей стране.
В 2022-м она на самом видном месте, поэтому запасайтесь попкорном и занимайте места в первом ряду, а лучше — за рулем своего первого электромобиля.