Бизнес и постпандемийная реальность: чем отвечать на вызовы времени
В целом 2021 год можно охарактеризовать словом «прогнозируемый». Если в 2020-м каждый месяц был абсолютно новым и непонятным, то в прошлом году индустрия и потребление вернулись к своим обычным сезонным трендам. И это несмотря на периодически повторяющиеся локдауны и новые штаммы.
Главным вызовом-2021, как ни странно, стала не пандемия, а самая высокая на моей памяти инфляция в части стоимости сырья и материалов. Себестоимость большинства важнейших сырьевых компонентов выросла более чем в два раза, и это оказалось основной проблемой абсолютно всех игроков. Каждая компания старалась выдержать некий баланс, чтобы сохранить, с одной стороны, доступность продукта для клиентов, а с другой – маржу.
«Аскона» в сложившейся ситуации использовала три инструмента. Первый, самый простой, — это повышение розничных цен. Мы очень долго откладывали принятие такого решения, но при кратном увеличении стоимости сырья нам пришлось сделать этот шаг. Второй — снижение производственных издержек, не касающихся себестоимости материалов. И третье — это изменение технологии производства самого продукта. Стоимость на материалы выросла неравномерно, поэтому мы изменяли состав продуктов, подыскивая аналоги, которые будут стоить дешевле, но при этом не уступают в качестве. Можно сказать, что эти три инструмента помогли «Асконе» успешно справиться с вызовом, о чем мы можем судить по росту клиентской лояльности.
Если говорить про технологические и индустриальные тренды, то последние несколько лет в этой сфере затишье. Мы с командой каждый год ездим на Consumer Electronics Show (крупнейшая международная выставка технологий и электроники в Лас-Вегасе) и, побывав там в январе, еще раз убедились, что мегатрендов сейчас нет, кроме пандемии и удаленки, которые уже даже обсуждать скучно. Но в этом есть и свои плюсы — можно спокойно выполнять стратегию, не опасаясь внезапных встрясок.
Стратегия, конечно, не совсем подходящее слово. В «Асконе» мы называем это долгосрочным видением. Наше видение — стать крупнейшим отраслевым игроком в индустрии сна. Для этого выручка должна составлять $4,5 млрд в год, а NPS подняться выше 80%. И все наши проекты, продукты и решения направлены как раз на достижение этой большой и важной цели.
Например, мы понимаем, что для такого видения емкости российского рынка точно недостаточно, поэтому у нас нет других вариантов, кроме как выходить за его пределы. Сейчас мы присутствуем уже в 20 странах, а в прошлом году, несмотря на локдауны, открыли новые салоны в Великобритании, Испании, Португалии, Германии и на Кипре. В 2021 году нам удалось нащупать за рубежом финансово здоровую бизнес-модель, которую теперь будем активно масштабировать.
Кроме того, чтобы иметь конкурентное преимущество на новых рынках, мы должны приходить туда с какими-то инновациями. Для решения этой задачи в прошлом году окончательно оформились венчурная студия и R&D-центр «Асконы», который стал партнером Фонда «Сколково». Среди наших проектов телемедицина сна Somly, сервис подписки на товары для сна, новое приложение Askona с расширенным функционалом, умный матрас и еще много всего интересного. Благодаря этим новациям мы можем создавать тренды не только в России, но и за рубежом.
В нашей стране «Аскона» продолжает расти не только под собственным брендом, но и под новым, тоже успешным Beyosa. За прошлый год выручка ГК «Аскона» составила 49 млрд 932 млн рублей, из них 3 млрд 285 млн рублей — за рубежом. Общий прирост выручки к предыдущему году равен 40%!
Для того чтобы поддержать этот рост, мы вкладываем довольно большие ресурсы в увеличение производственных и логистических мощностей. В прошлом году мы модернизировали старые рабочие площадки, открыли десятую по счету фабрику, увеличили штат до 8500 человек, а также запустили крупный распределительный центр в Санкт-Петербурге. И все это сопровождается глобальной культурной, управленческой и IT-трансформацией.
Вторая часть нашего видения касается как раз уровня клиентской лояльности. Мы целимся в NPS более 80%, что позволит поставить «Аскону» в ранг лучших потребительских компаний в мире. В прошлом году мы плотно приблизились к этой цели, достигнув 77,07% и став неоспоримым лидером в своей отрасли.
Мы видим только один внешний риск для достижения целей 2022 года — с приходом пандемии и развитием технологических компаний резко сузился рынок труда в части сотрудников производства и логистики. Нехватку персонала сейчас чувствуют абсолютно все на рынке, ведь развитие всевозможных доставок, e-commerce и маркетплейсов сильно увеличивает конкуренцию за сотрудников.
Есть ли какие-то непреодолимые трудности? Наверное, нет. А вызовы — это нормальная среда существования любого бизнеса. Найти верные ответы непросто, но реально. Поэтому в 2022 году «Аскона» готова вывести на рынок новые продукты и сервисы, которые, как мы рассчитываем, станут драйверами всего рынка.