Forbes Council Дмитрий Гришин
44436
0

Цифровизация денег и платежей — новые горизонты и бизнес-модели

Цифровизация денег и платежей — новые горизонты и бизнес-модели
2022 год может серьезно изменить российское платежное пространство. На состояние рынка повлияют внедрение новых технологий и способов оплаты, допуск новых игроков (так называемых нефинансовых поставщиков платежных услуг) и ввод цифрового рубля.

Мы быстро привыкли, что Россия — безналичная страна, хотя еще в 2018 VISA относила Москву к категории городов, находящихся в начале развития цифровых технологий. Через два года BCG ввело в оборот термин «русское карточное чудо», говоря о 30-кратном росте числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. В Центробанке РФ оценили, что в 2021 году доля безналичных платежей составила 73%. В пандемию Россия явила новое чудо — заняв четвертое место в мировом рейтинге стран по темпам роста отказа населения от оплаты наличными.

Внутривидовая конкуренция безнала в нашей стране проходит сейчас между карточными платежами и прямыми переводами с банковского счета (СБП). Экосистемы Сбера, Яндекса, Wildberries, МТС пытаются замкнуть обороты внутри себя, а Банк России, напротив, стимулирует конкуренцию, облегчая переход клиентов как за счет регуляторных норм, так и реализуя инфраструктурные проекты.

Востребованность инструмента безналичной оплаты зависит от трех факторов: его распространенности, возможности принятия и удобства использования. Лидером рынка является банковская карта: в обращении находится 325 млн штук, или три карты на одного банковского клиента. За девять месяцев 2021 года по ним было совершено покупок на 29,56 трлн рублей, а снято на треть меньше — 20,5 трлн рублей. Переход от PIN к бесконтактной оплате смартфоном обеспечил максимальное удобство применения карт (платеж в один клик), чего пока нельзя сказать об оплате QR-кодами в СБП.

Остается третий параметр — доступность платежной инфраструктуры для приема безналичной оплаты, и здесь наземный эквайринг, завязанный на POS-терминалы, вчистую проигрывает цифровым интерфейсам СБП. Коэффициент корреляции между доступностью инфраструктуры (POS- терминалы на тысячу городских жителей) и активностью использования карт (количество операций на один POS-терминал) больше 0,9.

СБП для B2B и переводы в микробизнесе

Понимая свое слабое место, платежные системы идут по пути удешевления инфраструктуры приема карт (m-pos / soft-POS и т. п.), что позволяет им охватить малый и микробизнес, чувствительный к стоимости классического POS-оборудования.

Драйвер роста оборотов лежит в неорганизованном ретейле. На рынке карта чаще всего бесполезна, и приходится доставать наличные или отправлять перевод через СМС/СБП. Переводы как новая форма платежей стали лидерами по обороту, обогнав объем POS-платежей на 43%. Проникновение переводов в расчеты между физлицами дало невероятные 70% ежегодного роста card-2-card операций.

Сформированную привычку p2p-платежей поддержал регулятор, развернув СБП (me-2-me и c2c-транзакции) с нулевой стоимостью переводов до 100 000 рублей в месяц. За время ее работы 40 млн граждан совершили 800 млн переводов на сумму 4,9 трлн рублей. Пока это только примерно 10% от card-2-card, но темпы роста впечатляют: в 14 раз увеличилось количество пользователей, в 12 раз — количество переводов, и в 11 раз — сумма. С2B решает проблему отсутствия терминалов у микропредпринимателей и обходится им в два раза дешевле POS-эквайринга (0,7%, а не 1,5–2%). В прогнозах ЦБ доля платежей через СБП составит 25–30%.

И поистине тектонический сдвиг нас ждет в платежах между юридическими лицами (сценарии B2B). В России рынок E-invoicing только формируется, успешное внедрение B2B-сценариев приведет к взрывному росту спроса на E-invoicing. Сейчас контрагенты обмениваются 45 млрд бумажных документов ежегодно. Рынку понадобятся «связующие», которые будут интегрированы во взаимодействие банков, юридических лиц и ЦБ. Это могут взять на себя стартапы или системы 1С и «Битрикс».

Цифровой рубль для бизнеса

Абсолютная новация 2022 года — это цифровой рубль, и чем он станет для рынка — подарком или проклятьем, пока не ясно. Основанный на блокчейне прототип третьей формы национальной валюты начнут тестировать в 12 банках. Преимущество такого вида валюты — новые сценарии использования безналичных инструментов оплаты, появление «окрашенных» денег. Потенциально это открывает дорогу для поколения финтехстартапов, которые реализуют новые клиентские сервисы на его инфраструктуре.

На другой чаше весов — сокращение доходов банков. По оценке ЦБ, переход на цифровой рубль приведет к выпадению 25% прибыли (до налогообложения) и 13% чистого процентного дохода из банковского сектора. Возможный отток средств из банков оценивают на уровне 2–4 трлн рублей за первые три года после внедрения цифровой валюты. Связано это с тем, что цифровой рубль будет находиться не на балансе банков, а в ЦБ.

Есть риск, что инструмент, созданный для удешевления банковских операций, приведет к росту ставок по кредитам из-за сжатия такой дешевой ликвидности, как остатки на текущих счетах. На фоне рекордных показателей по выдаче кредитов в 2021 году это может привести к остыванию рынка кредитования и замедлению темпов роста экономики на основе кредитного импульса.

Будущее криптовалют в России

Предваряя внедрение цифрового рубля, 20 января ЦБ обвалил мировой рынок криптовалюты. Если ранее словесные интервенции регулятора оказывали ограниченное влияние на локальный рынок России, то публикация консультационного доклада о криптовалютах вызвала мировой шторм.

Банк России предложил последовательно запретить участие финансовых институтов в обороте, выпуске криптовалют, использование местной платежной инфраструктуры, других юрисдикций для регуляторного арбитража и многое другое. Общий объем криптовалюты на руках населения Банк России оценил в 5–7 трлн рублей, что уже можно сравнить с объемом депозитов физлиц в 33 трлн, и такой сегмент рынка не может дальше жить вне регуляторных норм.

Жесткая позиция регулятора в сочетании с действующей, но мало кем исполняемой нормой об обязательном декларировании электронных кошельков при повышении лимита в 600 000 рублей и пресс-релиз криптобиржи Binance о готовности предоставить информацию о владельцах кошельков привели к мгновенным распродажам. Только с биржи Binance в тот же вечер было выведено свыше 6 млрд рублей. При этом законом и так предусмотрена ответственность, в том числе штраф в размере 40% от суммы транзакции.

В итоге 28 января вице-премьер Дмитрий Чернышенко подписал дорожную карту по регулированию операций с криптовалютой в России. В правительстве в целом поддержали именно регулирование криптовалют. Согласно дорожной карте, к маю 2022 года Минфин должен проработать функционал системы контроля операторов, организаторов и клиентов систем перевода криптовалют между физлицами.

В целом в 2022 году банковскую систему Россию ждет новый виток эволюции, который должен ускорить оборот средств в экономике и, следовательно, дать толчок для ее развития. Как это традиционно бывает, кто первым сможет оседлать волну, будь то банк, разработавший прорывное решение с использованием новых технологий, или стартап, тот и сможет занять значительную долю нового банковского рынка страны.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза