Недвижимость, транспорт, энергетика: где IoT совершает невидимую революцию
Интернет вещей стал технологией, которую сложно назвать хайповой, в отличие от искусственного интеллекта или Big Data. При этом эксперты указывают на стабильный двузначный рост рынка и дают прогнозы по его увеличению среднегодовым темпом более чем на 15% в ближайшие два года.
Переход из тренда в must have отнюдь не означает, что IoT стала поддерживающей, а не прорывной технологией. В 2021 году мы наблюдали, как сервисы передачи данных между устройствами придавали новый импульс не просто отдельным предприятиям, а целым отраслям.
Дом с умом
Сейчас доля умных зданий на российском рынке недвижимости составляет всего 2–3%, однако эксперты прогнозируют стремительный рост этого сегмента в ближайшее время. Покупатели строящегося жилья все чаще интересуются наличием умной начинки в проектах застройщика. По данным аналитиков Discovery Research Group, интерес к системам умного дома проявляют 47% покупателей жилья в России, а 32% готовы за них платить.
Востребованность умных домов среди потенциальных покупателей недвижимости позволяет застройщикам повышать привлекательность предлагаемого жилья за счет цифровизации и, соответственно, просить более высокую цену. Цифровизация квартир прибавляет к их стоимости от 6 до 15% в зависимости от оснащения. В свою очередь, после сдачи домов и продажи квартир управляющие компании при помощи IoT-технологий могут упростить и сделать более эффективными процессы управления сотрудниками и оборудованием, а также коммуникации с жителями.
Таким образом, интернет вещей станет ключевой технологией для рынка недвижимости в ближайшее время. Отвечая на этот быстро формирующийся запрос, в июле МТС первой из операторов и ИТ-компаний начала реализовывать проект по цифровизации многоквартирных домов уже на этапе проектирования зданий. Объединение инженерных и телекоммуникационных систем в единую сеть дает возможность обеспечивать бесшовный сервис для застройщика, УК и жителей и снижать издержки до 20%.
Недавний наглядный пример — использование УК «Юнисервис» в Москве автоматизированной системы выставления счетов VDome+. Данные с любых приборов учета автоматически поступают в биллинг компании, там формируется счет, а уведомление приходит в приложение жителя или личный кабинет, где его можно оплатить. В результате УК в несколько раз ускорила процесс выставления счетов: на обработку вручную уходило несколько дней, а сейчас система собирает данные и выставляет счета за несколько минут и без участия сотрудников. Это позволило перераспределить ресурсы на решение других задач и снизило количество разбирательств по сумме начислений и обращений жителей в call-центр: автоматика исключает ошибки ручного ввода. Вторая часть системы — приложение VDome для УК и жильцов — помогает быстрее получать результаты голосования жителей, обрабатывать заявки, управлять мастерами и предлагать дополнительные полезные услуги.
Центр управления маршрутами
Если рынок недвижимости только начинает осваивать IoT-технологии, то логистические компании на протяжении многих лет являются лидерами по использованию IoT-систем мониторинга транспорта. И, по нашим прогнозам, спрос на такие системы продолжит расти вслед за увеличением числа курьеров и разъездных сотрудников в российских компаниях. В 2021 году использование услуги МТС «Мобильные сотрудники», позволяющей настроить и контролировать работу специалистов, выросло практически на четверть, хотя сервис существует уже давно и всегда был востребован.
Основными потребителями таких услуг традиционно были логистические, сервисные и торговые компании. Однако события последних двух лет значительно расширили этот список. Сейчас необходимость мониторинга и координации разъездного персонала возникает у предприятий практически каждой отрасли.
Например, медицинская компания МЕДСИ по понятным причинам столкнулась с кратно возросшим спросом, справиться с которым, распределяя задачи вручную, было невозможно. Встал выбор — автоматизировать процессы или увеличить штат персонала. Компания приняла решение подключить сервис МТС, который автоматически распределяет вызовы с учетом специализации, графика работы, текущей геолокации врачей. Доктора на выездах получают вызовы через мобильное приложение и не тратят время на уточнение деталей и звонки диспетчерам и пациентам. После каждого вызова врач заполняет отчетную форму и направляется к следующему пациенту.
Благодаря цифровизации процесса обработки более 12 000 вызовов врачей ежемесячно сеть клиник смогла обеспечить на 20% больше выездов к пациентам без увеличения штата. В результате больше людей вовремя получили необходимую медицинскую помощь. К тому же сократились переработки медицинского персонала, а благодаря оптимизации маршрутов уменьшился пробег автомобилей.
Без потерь энергии
По официальным отчетам сетевых компаний, общие потери в электросетях составляют более 250 млрд рублей в год, коммерческие потери достигают 30%. Обычно компании вынуждены компенсировать потери из собственной прибыли. И здесь тоже показали свою эффективность IoT-сервисы. В целом мы ожидаем, что уже в краткосрочной перспективе цифровизация позволит предприятиям электроэнергетического комплекса увеличить доходы на 3–4%.
В 2020 году в России был принят ФЗ-522 о внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии электросетевыми компаниями. Системы включают в себя, в частности, умные счетчики, способные удаленно передавать показания, и различные датчики, контролирующие работу электросетей. По подсчетам Минэнерго, интеллектуальный учет электроэнергии в стране позволит снизить потери на 70–80 млрд рублей в год. Выполнить требования закона компаниям помогает в том числе наше комплексное решение, которое обеспечивает полный цикл сбора данных и делает эксплуатацию и масштабирование автоматизированных систем учета энергоресурсов максимально простым и предсказуемым. Решение включает в себя электросчетчик со встроенным модулем NB-IoT, платформу автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ) в облаке МТС и трафик. Счетчик автоматически передает показания в системы учета электроэнергии снабжающей организации и/или в информационные системы клиента. Технология NB-IoT обладает улучшенным проникновением радиосигнала, благодаря чему можно размещать счетчик в местах, где использование других технологий передачи данных затруднено, например, в подвалах.
Но собрать данные — это первый шаг. Второй — их обработка. В 2021 году МТС запустила платформу по выявлению коммерческих потерь в электросетях. Это программный комплекс, который с помощью технологий Big Data и искусственного интеллекта позволяет выявить приборы учета, передающие заниженные показания. Его применение дает возможность систематизировать обнаружение приборов учета, подвергшихся взлому, и снизить стоимость их выявления. Самообучающаяся модель на основе загруженных данных счетчиков, где ранее были выявлены хищения, выделяет характерные признаки и анализирует информацию, поступающую из АСКУЭ. Выявленные подозрительные потребители отображаются на карте в интерфейсе, удобном для планирования выездов бригад.
Мы уже протестировали решение на электросетях «УГЭС» в Башкортостане. В результате одной из проверок были выявлены следы взлома счетчиков для занижения показаний в 7–10 раз, в отдельных случаях обнаружены работающие производственные цеха вместо жилых помещений. При этом чем дольше система используется, тем умнее и эффективнее она становится за счет увеличения массива обработанных данных, на которых платформа непрерывно самообучается. По итогам пилота мы подписали соглашение с «Башкирэнерго», в рамках которого к платформе по выявлению коммерческих энергетических потерь будет подключено не менее 200 000 приборов учета электроэнергии, расположенных на территории республики.
Территории развития
В этом году в центре нашего внимания, да и IoT-компаний по всему миру, были сегменты недвижимости, ЖКХ, транспорта, промышленности и умного города. Мы много взаимодействовали с российскими компаниями из этих отраслей и создали комплексные решения, учитывающие их специфику. Работают все эти решения на крупнейшей в стране федеральной сети интернета вещей NB-IoT, которую мы развернули более чем в 80 регионах.
Тем не менее у технологий IoT может быть еще более широкая сфера применения. На мой взгляд, практически в любой отрасли есть территория для оптимизации или развития с помощью автоматизации и цифрового контроля над процессами на базе IoT-решений. Мы обязательно будем помогать российскому бизнесу искать такие точки роста и разрабатывать необходимые решения, в том числе в партнерстве с отечественными разработчиками IoT-устройств и стартапами. Уверен, 2022 год может быть прорывным для российского IoT-рынка, поскольку технология действительно переходит в категорию must have.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Переход из тренда в must have отнюдь не означает, что IoT стала поддерживающей, а не прорывной технологией. В 2021 году мы наблюдали, как сервисы передачи данных между устройствами придавали новый импульс не просто отдельным предприятиям, а целым отраслям.
Дом с умом
Сейчас доля умных зданий на российском рынке недвижимости составляет всего 2–3%, однако эксперты прогнозируют стремительный рост этого сегмента в ближайшее время. Покупатели строящегося жилья все чаще интересуются наличием умной начинки в проектах застройщика. По данным аналитиков Discovery Research Group, интерес к системам умного дома проявляют 47% покупателей жилья в России, а 32% готовы за них платить.
Востребованность умных домов среди потенциальных покупателей недвижимости позволяет застройщикам повышать привлекательность предлагаемого жилья за счет цифровизации и, соответственно, просить более высокую цену. Цифровизация квартир прибавляет к их стоимости от 6 до 15% в зависимости от оснащения. В свою очередь, после сдачи домов и продажи квартир управляющие компании при помощи IoT-технологий могут упростить и сделать более эффективными процессы управления сотрудниками и оборудованием, а также коммуникации с жителями.
Таким образом, интернет вещей станет ключевой технологией для рынка недвижимости в ближайшее время. Отвечая на этот быстро формирующийся запрос, в июле МТС первой из операторов и ИТ-компаний начала реализовывать проект по цифровизации многоквартирных домов уже на этапе проектирования зданий. Объединение инженерных и телекоммуникационных систем в единую сеть дает возможность обеспечивать бесшовный сервис для застройщика, УК и жителей и снижать издержки до 20%.
Недавний наглядный пример — использование УК «Юнисервис» в Москве автоматизированной системы выставления счетов VDome+. Данные с любых приборов учета автоматически поступают в биллинг компании, там формируется счет, а уведомление приходит в приложение жителя или личный кабинет, где его можно оплатить. В результате УК в несколько раз ускорила процесс выставления счетов: на обработку вручную уходило несколько дней, а сейчас система собирает данные и выставляет счета за несколько минут и без участия сотрудников. Это позволило перераспределить ресурсы на решение других задач и снизило количество разбирательств по сумме начислений и обращений жителей в call-центр: автоматика исключает ошибки ручного ввода. Вторая часть системы — приложение VDome для УК и жильцов — помогает быстрее получать результаты голосования жителей, обрабатывать заявки, управлять мастерами и предлагать дополнительные полезные услуги.
Центр управления маршрутами
Если рынок недвижимости только начинает осваивать IoT-технологии, то логистические компании на протяжении многих лет являются лидерами по использованию IoT-систем мониторинга транспорта. И, по нашим прогнозам, спрос на такие системы продолжит расти вслед за увеличением числа курьеров и разъездных сотрудников в российских компаниях. В 2021 году использование услуги МТС «Мобильные сотрудники», позволяющей настроить и контролировать работу специалистов, выросло практически на четверть, хотя сервис существует уже давно и всегда был востребован.
Основными потребителями таких услуг традиционно были логистические, сервисные и торговые компании. Однако события последних двух лет значительно расширили этот список. Сейчас необходимость мониторинга и координации разъездного персонала возникает у предприятий практически каждой отрасли.
Например, медицинская компания МЕДСИ по понятным причинам столкнулась с кратно возросшим спросом, справиться с которым, распределяя задачи вручную, было невозможно. Встал выбор — автоматизировать процессы или увеличить штат персонала. Компания приняла решение подключить сервис МТС, который автоматически распределяет вызовы с учетом специализации, графика работы, текущей геолокации врачей. Доктора на выездах получают вызовы через мобильное приложение и не тратят время на уточнение деталей и звонки диспетчерам и пациентам. После каждого вызова врач заполняет отчетную форму и направляется к следующему пациенту.
Благодаря цифровизации процесса обработки более 12 000 вызовов врачей ежемесячно сеть клиник смогла обеспечить на 20% больше выездов к пациентам без увеличения штата. В результате больше людей вовремя получили необходимую медицинскую помощь. К тому же сократились переработки медицинского персонала, а благодаря оптимизации маршрутов уменьшился пробег автомобилей.
Без потерь энергии
По официальным отчетам сетевых компаний, общие потери в электросетях составляют более 250 млрд рублей в год, коммерческие потери достигают 30%. Обычно компании вынуждены компенсировать потери из собственной прибыли. И здесь тоже показали свою эффективность IoT-сервисы. В целом мы ожидаем, что уже в краткосрочной перспективе цифровизация позволит предприятиям электроэнергетического комплекса увеличить доходы на 3–4%.
В 2020 году в России был принят ФЗ-522 о внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии электросетевыми компаниями. Системы включают в себя, в частности, умные счетчики, способные удаленно передавать показания, и различные датчики, контролирующие работу электросетей. По подсчетам Минэнерго, интеллектуальный учет электроэнергии в стране позволит снизить потери на 70–80 млрд рублей в год. Выполнить требования закона компаниям помогает в том числе наше комплексное решение, которое обеспечивает полный цикл сбора данных и делает эксплуатацию и масштабирование автоматизированных систем учета энергоресурсов максимально простым и предсказуемым. Решение включает в себя электросчетчик со встроенным модулем NB-IoT, платформу автоматизированной системы контроля и учета энергоресурсов (АСКУЭ) в облаке МТС и трафик. Счетчик автоматически передает показания в системы учета электроэнергии снабжающей организации и/или в информационные системы клиента. Технология NB-IoT обладает улучшенным проникновением радиосигнала, благодаря чему можно размещать счетчик в местах, где использование других технологий передачи данных затруднено, например, в подвалах.
Но собрать данные — это первый шаг. Второй — их обработка. В 2021 году МТС запустила платформу по выявлению коммерческих потерь в электросетях. Это программный комплекс, который с помощью технологий Big Data и искусственного интеллекта позволяет выявить приборы учета, передающие заниженные показания. Его применение дает возможность систематизировать обнаружение приборов учета, подвергшихся взлому, и снизить стоимость их выявления. Самообучающаяся модель на основе загруженных данных счетчиков, где ранее были выявлены хищения, выделяет характерные признаки и анализирует информацию, поступающую из АСКУЭ. Выявленные подозрительные потребители отображаются на карте в интерфейсе, удобном для планирования выездов бригад.
Мы уже протестировали решение на электросетях «УГЭС» в Башкортостане. В результате одной из проверок были выявлены следы взлома счетчиков для занижения показаний в 7–10 раз, в отдельных случаях обнаружены работающие производственные цеха вместо жилых помещений. При этом чем дольше система используется, тем умнее и эффективнее она становится за счет увеличения массива обработанных данных, на которых платформа непрерывно самообучается. По итогам пилота мы подписали соглашение с «Башкирэнерго», в рамках которого к платформе по выявлению коммерческих энергетических потерь будет подключено не менее 200 000 приборов учета электроэнергии, расположенных на территории республики.
Территории развития
В этом году в центре нашего внимания, да и IoT-компаний по всему миру, были сегменты недвижимости, ЖКХ, транспорта, промышленности и умного города. Мы много взаимодействовали с российскими компаниями из этих отраслей и создали комплексные решения, учитывающие их специфику. Работают все эти решения на крупнейшей в стране федеральной сети интернета вещей NB-IoT, которую мы развернули более чем в 80 регионах.
Тем не менее у технологий IoT может быть еще более широкая сфера применения. На мой взгляд, практически в любой отрасли есть территория для оптимизации или развития с помощью автоматизации и цифрового контроля над процессами на базе IoT-решений. Мы обязательно будем помогать российскому бизнесу искать такие точки роста и разрабатывать необходимые решения, в том числе в партнерстве с отечественными разработчиками IoT-устройств и стартапами. Уверен, 2022 год может быть прорывным для российского IoT-рынка, поскольку технология действительно переходит в категорию must have.