Forbes Council Оксана Косаченко
13030
0

Незаметная благодетельность

Незаметная благодетельность
В 2021 году Россия поднялась в мировом рейтинге благотворительности на 67-е место, хотя не так давно находилась на последних строчках. Можно рассматривать это как великий прорыв сектора добрых дел. Но нельзя не заметить, что в США объем рынка филантропии — $420 млрд, что превышает 2% ВВП, в то время как в нашей стране совокупные затраты на благотворительность едва дотянулись до 160 млрд рублей.

Мировой рейтинг благотворительности составляют Charities Aid Foundation и Gallup's World View World Poll. Пять лет назад Россия занимала в этом списке 124-е место. Авторы рейтинга отметили, что наша страна выросла по всем трем параметрам — денежные пожертвования, помощь незнакомым людям и волонтерство.  Бесспорно, пришло время признать сектор благотворительности отдельной индустрией и относиться к нему как к серьезному игроку рынка. Но слишком сильны у нас предрассудки — еще из 1990-х за НКО тянется шлейф нечистот и «серых» денег, хотя за последние 20 лет бизнес в целом и его некоммерческий отряд серьезно структурировались. В сфере благотворительности все еще существует ряд, скажем так, противоречий.

Самая главная и наиболее опасная ошибка людей, работающих как в НКО, так и с НКО, сводится к тому, что добрые дела любят тишину. Это заблуждение, которое не дает расширяться сектору: необходимое вовлечение людей и компаний в меценатство возможно только тогда, когда виден положительный пример. За лучшими потянутся остальные, а потому филантропия нуждается в активной помощи СМИ. И далеко не всегда такую помощь можно получить. Да и правда, а зачем журналисту писать о том, как крупнейшая корпорация вовлекает региональную молодежь в образование? Самый распространенный ответ любого приличного медиа звучит примерно так: «Деньги девать некуда». И почти тут же на страницах этих самых журналов и газет расцветают душераздирающие истории о спасении жизни детей или пожилых людей, рассказанные устами известных артистов или политиков. Все это сильно смахивает на двойные стандарты журналистики… Ну да ладно, мы же про добрые дела.

Вопрос только, как определить границы — что считать добром, а что считать долженствованием. Крупный российский бизнес рассматривает корпоративную благотворительность как стратегическое направление, которое корпорации развивают с тем же скрупулезным и точным подходом, как и в своем основном бизнесе.  Созданные бизнесом фонды не занимаются адресной помощью, а проводят глубочайшие исследования, анализ проблем и предлагают действенные инструменты решения социальной и экологической задачи, используя при этом возможности эффективного администрирования ресурсов.

Давно признано, что многие корпоративные НКО занимаются проектами, напрямую связанными с развитием экономики: создают образовательные платформы, инициируют и финансируют научные работы, вкладываются в развитие медицины.

А вот еще одно забавное наблюдение. Многие издательские дома хотят быть причастными к правильным проектам, используя любую возможность похвалить тех, кто такие проекты реализует (ну и попиариться на их фоне). Кто-то награждает величайших меценатов (понятное дело, из числа богатейших жителей страны, а как иначе — вклад простого люда в улучшение общества не может измеряться миллионами, а значит, остается за скобками всяких журналистских похвал). Кто-то предпочитает фокусироваться не на размере кошелька, а на размере сердец… И снова в поле зрения попадают сплошь известные персоны. И опять вне игры самые обыкновенные люди и те, кто улучшает жизнь целых городов и регионов, действуя от лица большого бизнеса. Бизнеса, заметьте, а не бизнесмена.

Ну подождите, мы же решили двумя абзацами ранее, что благотворительность — это индустрия. Тогда и благодарить ее нужно в том месте, где чествуют управленцев. Ан нет, и там мы недосчитались одного-единственного сектора — ну нет среди признанных менеджеров страны ни одного представителя сектора НКО. Это задачка с двумя неизвестными… или точно выверенная дискриминация третьего сектора.

Но хорошие дела не прекращаются от того, что они неинтересны журналистскому сообществу. Они меняют мир, делая его добрее и лучше. И конечно, скромное «спасибо» тысяч ребят из далеких городов и сел, получивших доступ к интернету и имеющих возможность учиться, важнее красочной фотографии, пусть даже с самым желанным призом.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза