Forbes Council Роман Ершов
5308
0

R&D в компании: зачем инвестировать в исследования и можно ли обойтись без них

R&D в компании: зачем инвестировать в исследования и можно ли обойтись без них
R&D — это не дань модным тенденциям. Скорость изменений сегодня слишком высока: меняются клиенты и бизнес-модели, постоянно появляются товары-заменители, то и дело выстреливают стартапы. Чтобы оставаться конкурентоспособной, любой производственной компании стоит задуматься о собственных исследовательских и разработческих направлениях.

Основная функция R&D — обеспечить устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе. Это подразделение компании изучает тренды и анализирует ретроспективу, мониторит угрозы и готовит ответы на будущие вызовы. Иными словами, оно призвано разрабатывать принципиально новые продукты и услуги, а также создавать стартапы внутри этих процессов.

Крупные компании наиболее уязвимы в ситуации постоянных изменений, потому что они менее гибкие. Стартапы «нападают» на существующие бизнес-модели и стараются забрать долю рынка у крупных игроков, предоставляя клиентам абсолютно новый опыт или продукт. При таком раскладе не обойтись без R&D. Если говорить про небольших региональных игроков, то здесь однозначного ответа нет. Компании, с первого дня существования планирующие занять лидирующие позиции на своем рынке, должны иметь R&D-функции. Компании, которые не собираются выходить на федеральный или глобальный уровень и их полностью устраивает текущее положение, исследовательским направлением могут пренебречь. Про стартапы мы сейчас не говорим, потому что в философии создания у них уже органически заложен R&D.

Трудности российского R&D

По данным WIPO, наша страна заняла восьмое место в мировом рейтинге инновационного пространства, пропустив вперед Индию, Канаду и Германию. Основных проблем, которые сдерживают развитие R&D, всего две:

  1. Дефицит талантов. В России сложно привлекать таланты, потому что они либо уезжают из страны, либо уже работают в каких-то крупных технологических компаниях.

  2. Отсутствие качественной инфраструктуры. У нас мало институтов, которые занимаются подготовкой нужных кадров, и еще меньше финансовых институтов, поддерживающих агломерации, где концентрируются разработки. Россия не интегрирована в мировое бизнес-сообщество, а для создания своего закрытого пространства, как, например, в Китае, недостаточно емкости рынка.


Решить проблему с талантами можно с помощью самостоятельного обучения. Не идти по пути найма состоявшихся «звезд», а набирать в команду людей с инженерным образованием, которые имеют огромное желание развиваться в этой сфере, и обучать их с помощью открытых инноваций.

Вопрос с инфраструктурой тоже решаем путем самостоятельного входа во всевозможные российские и зарубежные R&D-институты. Таким образом отпадают ограничения по технологиям и проблемы с емкостью рынка.

Венчурная студия и R&D в Askona

Самый важный наш шаг  — отделение Венчурной студии от основного бизнеса в 2020 году. Этот бизнес живет трехлетним спринтом и ставит цели и задачи на небольшой срок, а Венчурная студия и R&D в Askona фокусируются на проектах, которые будут реализованы через семь — десять лет. Они создают принципиально новые продукты и услуги, запуская стартапы внутри себя. Венчурной студией уже реализовано три проекта: сервис подписки на товары для сна, цифровой помощник по лечению бессонницы Somly и голосовое управление smart-продуктами Askona.

Самым первым появился сервис подписки — это то, что, можно сказать, лежит на поверхности, но никто еще не реализовал. Мы видим, что шеринговые сервисы с каждым годом набирают все большую популярность во всем мире: онлайн-кинотеатры, автомобили, бытовая техника, смартфоны, а вот на мебельном рынке такой услуги пока нет. В Европе можно встретить несколько стартапов, которые предлагают аренду или даже подписку на мебель, но по факту это классический кредит, не имеющий ничего общего с лизингом. Основная проблема лежит в отсутствии системного вторичного рынка. Вы не сможете в значительном объеме продавать диваны, которые уже были в употреблении. Но Askona не нужно искать вторичный рынок — мы являемся вертикально интегрированным ретейлером с собственным производством и можем переработать использованный товар практически на 100%. На разработку сервиса, позволяющего взять спальный комплект в лизинг с опцией дальнейшего обмена на новый, потребовалось около полугода. Сейчас в работе адаптация программы для европейского рынка и расширение ассортимента, доступного в формате подписки.

Один из самых сложных проектов Венчурной студии, находящийся в стадии разработки, — создание спального места, которое будет каждую ночь проводить медицинский чек-ап. Человечество постоянно пытается решить вопрос эффективности использования своего времени, в том числе и во время сна. В этот период происходят важнейшие для организма биохимические процессы, но представьте себе, что его можно использовать еще и в плоскости превентивной медицины, не прилагая дополнительных усилий. Мы хотим создать такой продукт, который будет доступен каждой семье и сможет проводить базовые медицинские исследования во время сна, чтобы предупредить и предотвратить различные заболевания.

R&D — это сравнительно новая функция для бизнеса, и относиться к ней можно по-разному. Кто-то не хочет тратить на нее время и деньги, считает очередным бесполезным трендом, а кто-то — единственной возможностью на пути к созданию устойчивой сервисной организации. Но в любом случае нельзя отрицать тот факт, что компании важно заниматься R&D именно сейчас, чтобы обеспечить себе будущее.

 

 

 

 

 
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о