Forbes Council Владислав Широбоков
6076
0

Без очередей: как устроен российский рынок систем самообслуживания

Без очередей: как устроен российский рынок систем самообслуживания
Этой осенью крупные ретейлеры столкнулись с небывалым дефицитом линейного персонала. Отток мигрантов, переход кадров в онлайн-торговлю, усиление пандемийных ограничений побудили бизнес искать пути оптимизации и стали триггером стремительного роста рынка систем самообслуживания. Пока торговые точки конкурируют между собой за покупателя, разработчики технологий расширяют свое влияние на этом рынке и диктуют новые правила игры.

Магазины пытаются перестроить работу, инвестируя в современные технологии и меняя концепции своих точек. Однако несмотря на растущую популярность онлайна, опросы подтверждают, что традиционный ретейл не теряет своей привлекательности: многие потребители вернулись обратно в магазины и торговые центры. Изменения рынка сейчас происходят на другом уровне. Покупатели хотят контролировать процесс покупки, экономить время, оплачивая товары картой и избегая при этом лишних социальных контактов. Ретейлеры реагируют на такие запросы, создавая в магазине удобную цифровую среду, а именно — устанавливая кассы самообслуживания (КС). По данным TAdviser, по итогам 2-го квартала 2021 года более половины крупных российских ретейлеров используют КС.

Это мировой тренд: по результатам 2020 года темп роста рынка касс самообслуживания составил около 25%, количество установленных устройств — более 170 000 штук. По данным аналитических компаний, в дальнейшем рынок в глобальном масштабе будет расти от 6 до 16% ежегодно и к концу 2026 года достигнет $68 млрд. Чаще КС устанавливают в таких сферах ретейла, как FMCG, DIY, в магазинах электроники и дискаунтерах. Лидерами рынка являются компании NCR и Toshiba, на долю которых приходится 32% и 17% соответственно.

Наиболее интересные результаты по внедрению КС показывает Центральная и Восточная Европа. По итогам прошлого года этот рынок устройств вырос на 107% с установкой 21 000 касс. Активнее всего КС внедряются в Польше и России: через пять лет на их рынках ожидается около 125 000 установленных КС. К примеру, сейчас развитием КС на польском рынке занимаются дискаунтеры Lidl и Biedronka. Это понятная тенденция, учитывая особенность формата магазинов (низкая маржинальность, острая необходимость в замещении дорогого персонала).

В России кассы самообслуживания внедряются в разных сегментах ретейла: крупные проекты по внедрению систем самообслуживания ведут X5 Group, «Магнит», «ВкусВилл» и прочие сети. За 2020 год доля рынка КС увеличилась на рекордные 230% по сравнению с 2019 годом (плюс 7000 терминалов). Ретейлеры оценили пользу КС в части увеличения пропускной способности магазина, оптимизации работы кассиров и распределения их ролей внутри магазина. Дополнительно системы самообслуживания помогают сетям ускорить обслуживание, управлять программами лояльности, экономить на бумажных чеках, а также контролировать продажи маркированной продукции (табак, алкоголь). Кстати, вместе с внедрением КС растет спрос на сопутствующие системы самостоятельного сканирования товаров. По данным TAdviser, такими инструментами пользуются около трети крупных российских ретейлеров. Селфсканы увеличивают трафик на 10%, повышают средний чек до 50% и снижают нагрузку на зону КС на 15%.

Крупнейшими поставщиками систем самообслуживания в России стали западные компании. Лидер рынка —американский производитель Diebold Nixdorf. На его долю приходится 13% рынка, или чуть меньше 1000 единиц установленных КС. Крупные клиенты компании — «Леруа Мерлен», ИКЕА, Metro. За ним идет другой поставщик — NCR, занимающий 10% рынка. Всего NCR поставил в Россию 750 КС, большая часть которых установлена в торговых сетях «Магнит», «Лента», Globus. Тройку крупных участников рынка замыкает ICL — его кассы работают в торговой сети «Ашан».

К сожалению, точно оценить объем инвестиций, потраченных ретейлерами на установку западных решений, невозможно. По нашим данным, средняя стоимость КС начинается от $4000. При этом наценка на само решение составляет от 100 до 250% — это стоимость работ подрядной организации, которая устанавливает, настраивает и обслуживает кассы в торговой сети.

Возможно ли здесь импортозамещение? Да, поскольку, как и на многих других рынках технологичных продуктов, установка и эксплуатация КС стоит гораздо дешевле зарубежной продукции. Хотя отечественные внедрения в общей совокупности все еще проигрывают крупным западным игрокам, кассы самообслуживания от российских компаний уже стоят в сетях «Бургер Кинг», «Перекресток» и «Пятерочка», в кинотеатрах. Отечественный разработчик «Кристалл Сервис» поставляет кассовые решения для сетей «Азбука вкуса», ОКЕЙ, «Дикси», «Лента», «Декатлон» и других. По данным «Кристалл Сервиса», технологии самостоятельной оплаты пользуются все большим спросом у покупателей. Так, в одном из супермаркетов «Ленты» кассы самообслуживания могут взять на себя до 45% всей загрузки магазина.

В связи со спросом и повышенным интересом к самообслуживанию появляются и новые дерзкие игроки, желающие подвинуть на рынке старожилов. В 2020 году стало известно еще об одной отечественной компании — IXR, разработчик касс самообслуживания и других цифровых сервисов для ретейла. Но при всех прогнозах аналитиков по части увеличения количества КС и систем селфсканов будущее ретейла не просто за ростом числа касс самообслуживания. По мнению производителей комплексных решений, ретейл будет двигаться к объединению различных моделей бизнеса, созданию экосистем (по примеру банков и IT-компаний), развитию интеграции, в том числе с конкурентными продуктами. От этого выиграет не только ретейлер, который получит удобные инструменты и снизит стоимость владения сервисами, но и клиент.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Оставить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о