Forbes Council Гювен Дюндар
13973
0

Не центром единым: почему в Москве растет спрос на элитное жилье за пределами Бульварного кольца

Не центром единым: почему в Москве растет спрос на элитное жилье за пределами Бульварного кольца
Мы живем в условиях пандемии COVID-19 уже больше полутора лет. Пожалуй, это самый значительный фактор, который влияет на все сферы экономики, в том числе, на рынок элитной недвижимости. Пандемия обострила процесс децентрализации элитного жилья в Москве: этот тренд наметился несколько лет назад, но именно сейчас стал особенно заметен. Свежее исследование Knight Frank показывает, что по итогам третьего квартала 2021 года наибольший объем премиального предложения в Москве (23% лотов) сосредоточен в Дорогомилове (Западный административный округ). И хотя центральные районы – Якиманка и Пресненский – по-прежнему входят в тройку лидеров по доступному предложению, тенденция явно направлена на смещение спроса в сторону других районов. И вот, как мне кажется, почему.

Центр Москвы традиционно считался самым статусным местом жизни для состоятельных людей. Близость Кремля, возможность (как правило, теоретическая) пешком дойти до офиса, обилие развлечений – все это привлекало капитал. Премиальные жилые комплексы росли как на дрожжах, заставляя девелоперов практически с лупой искать свободные участки под застройку. Это довольно сложная задача, учитывая плотность застройки округа: то, что центр не резиновый, подтвердилось неоднократно. Когда же случилась пандемия, жизненные ценности круто изменились. Выяснилось, что совсем необязательно жить рядом с офисом, потому что работать можно из дома, не теряя эффективности и решая те же самые задачи. Например, согласно январскому исследованию PwC, 52% руководителей в американских компаниях отметило рост продуктивности сотрудников по сравнению с работой в офисе. А абсолютное большинство отметило положительный эффект удаленной работы, выраженный в возможности проводить больше времени с семьей. Так что рабочее место утратило прежнее значение. Зато акцент сместился на то, как все устроено внутри жилья.

Сейчас же реалии диктуют новые правила, которых все с большой охотой стараются придерживаться - все необходимое должно быть в шаговой доступности, а желательно – прямо в квартире. Элитные жилые комплексы с устаревшей в этом плане концепцией сильно проигрывают строящимся, это показывает и статистика: по данным Savills, по сравнению с допандемийным периодом количество продаваемых лотов на элитной «вторичке» упало на 21% . Инфраструктура также должна быть современной, а возможностей развивать ее как раз за пределами центра гораздо больше.

В частности, в Дорогомилове, где мы реализуем наши флагманские проекты, есть несколько важных факторов для создания качественного продукта, который отвечает представлению людей о современном жилье премиального уровня: менее плотная застройка по сравнению с центром, наличие базовой, хорошо развитой инфраструктуры и зеленых пространств. Последний фактор при этом решает разрыв между загородным и городским ритмом жизни. Не все готовы ради природы уехать за город: для многих важно сохранить мобильность и близость к активностям мегаполиса. Эти задачи в Дорогомилове решаются очень легко: с одной стороны, по Кутузовскому проспекту можно быстро добраться до деловых, развлекательных и культурных центров города. С другой, здесь можно найти территорию для приватного парка элитного жилого комплекса, как мы сделали в нашем проекте VictoryPark Residences, функционально зонировав внутреннее пространство на спортивное, детское и общественное. Каждый житель комплекса сможет найти в этом парке занятие по душе. И это именно та роскошь, которую не могут себе позволить девелоперы клубных домов в центре Москвы.

Не стоит при том забывать и про технологичность и комфорт, которые всегда ценила целевая аудитория премиальных и элитных жилых комплексов. И при реализации проектов за пределами центра нам приходится быть в тысячу раз более внимательными к этим деталям. Ведь они предлагают квартиры за пределами привычных локаций, но должны поддерживать в них высокий уровень комфорта. А зачастую – выше, чем в центре, чтобы привлечь и консервативных покупателей. Например, добавить в проект сервис пятизвездочного отеля, с собственными спа, фитнес-центром, ресторанами, панорамным бассейном… Именно по такому пути мы пошли при разработке концепции нашего комплекса апартаментов с сервисом отеля «Поклонная 9».

Еще одной ценностью становится eco-building: людям действительно важно, из каких материалов построены дома, насколько органично они сочетаются с окружающей средой и позволяют сохранить ее. Мы начали проектировать свои жилые комплексы задолго до пандемии. Это долгий и трудоемкий процесс, мы должны предугадать все возможные тренды, чтобы наши дома оставались актуальными спустя много лет. В своей работе мы опираемся на международный опыт, который позволяет оценить, как будут меняться ценности и покупательские предпочтения с течением времени. Конечно, бывают моменты, когда приходится пересматривать некоторые детали в связи с резко меняющимися реалиями, однако многое можно прогнозировать заранее. В частности, смещение интереса в сторону новых элитных районов наметилось не в этом году, но оно становится все более явным, и эта тенденция будет актуальна еще многие годы. А с учетом того, что элитный рынок жилья является драйвером развития всего девелоперского сегмента и на нас равняются остальные, мы просто не можем позволить себе оставаться на месте. Мы постоянно находимся в поиске новых трендов и решений, в том числе перенимаем международный опыт, чтобы самые прогрессивные и актуальные были реализованы в наших проектах и в дальнейшем, возможно, экстраполированы на другие комплексы. Ведь мы работаем на развитие и раскрытие потенциала как города, так и его жителей.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза