Про запас: чем ценна фронтальная стратегия Минприроды
Своевременное воспроизводство и рациональное использование запасов полезных ископаемых являются приоритетами России на долгосрочную перспективу. Какие вызовы стоят перед геологией сегодня и как их решать?
Россия столкнулась c исчерпанием поискового задела полезных ископаемых, который был сформирован в 1970–1980-е годы. По энергетическим ресурсам (нефти, газу) ситуация достаточно благоприятная, но прирост запасов связан в основном с открытием мелких месторождений и переоценкой существующих запасов. На крупных открытиях степень разбуренности запасов крайне мала, что повышает геологические риски при их освоении, а открытия на арктическом шельфе и побережье удалены от существующей транспортной инфраструктуры, и это увеличивает стоимость их освоения.
Согласно заключению Счетной палаты (2021 г.), в последние годы практически не наблюдается роста запасов по большинству видов стратегического и дефицитного минерального сырья твердых полезных ископаемых. Как следствие, геологическая отрасль не снабжает промышленность нужным сырьем. Например, потребности отраслей экономики в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта. Также наблюдается высокая доля импорта по дефицитным видам полезных ископаемых, которые не являются стратегическими, но имеют важное значение для развития промышленности: йод, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, каолин. По отдельным видам сырья Россия зависит от поставок из отдельных стран на 70% и более, что в случае потенциальных угроз введения санкций создает риски необеспечения различных отраслей российской экономики необходимым минеральным сырьем.
Освоение ресурсов определяется не только их количественными, но и технологическими показателями. К трудноизвлекаемым полезным ископаемым, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи которых предусмотрено стимулирование, отнесены только отдельные категории нефти, в то время как имеющиеся в значительных объемах запасы трудноизвлекаемых (труднообогатимых) твердых полезных ископаемых при внедрении передовых технологий первичной переработки руд могут служить резервом обеспечения потребностей отраслей экономики. За последние три десятилетия обозначилось отставание России от мирового уровня развития и использования технологий обогащения и переработки твердых полезных ископаемых, что в условиях импортозависимости и риска санкций делает эту ситуацию критической. Таким образом, развитие технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами требуется по всему спектру минерального сырья.
Не менее важна задача полного обеспечения регионов качественной пресной водой. Наиболее ярким примером является водоснабжение Крымского полуострова.
Имеющиеся информационные ресурсы геологической отрасли, полученные за последние десятилетия, рассредоточены по федеральным и региональным фондам информации, компаниям-недропользователям, институтам и научным центрам. Они отличаются степенью достоверности данных, их структурой, форматами хранения, что требует при интеграции их в единое информационное пространство проведения большой предварительной работы по верификации и унификации.
Но проблема решаема. Минприроды России представило основные положения фронтальной стратегии «Геология. Возрождение легенды», которая определяет ключевые задачи развития отрасли на период до 2030 года, направленной на исправление сложившейся ситуации. Целью стратегии является подготовка востребованной добывающими отраслями минерально-сырьевой базы, обеспечение национальной экономической безопасности — как за счет формирования текущих налоговых поступлений федерального бюджета, так и за счет создания ресурсного задела на долгосрочную перспективу.
Задачи стратегии определены как преодоление исчерпания поискового задела полезных ископаемых, развитие отечественных технологий разведки и добычи полезных ископаемых, переход на полное предоставление государственных услуг в сфере недропользования в электронном виде.
Развитие минерально-сырьевой базы энергетических ресурсов и твердых полезных ископаемых, обеспечивающих текущие и перспективные потребности промышленности, определено в привязке к минерально-сырьевым центрам (МСЦ), принятым как объекты управления развитием и освоением минерально-сырьевой базы в документах стратегического планирования развития страны различных уровней. МСЦ определяется как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения для доставки потребителям. Тем самым планирование работ по поддержанию действующих и перспективных добывающих производств определяется в совокупности с возможностью их транспортного и энергетического обеспечения, что повышает инвестиционную привлекательность проектов освоения природных ресурсов.
Освоение минеральных ресурсов увязано с широким комплексом задач по развитию отечественных технологий поисков, разведки и добычи как на суше, так и на континентальном шельфе и в Мировом океане, обеспечивающих импортонезависимость экономики страны и развитие обслуживающих отраслей промышленности. В частности, определена необходимость создания технологических полигонов для испытания отечественного оборудования по геологическому изучению, разведке и добыче трудноизвлекаемых запасов нефти.
Впервые в документе геологического стратегического планирования сделан акцент на задачах прироста запасов пресных вод и создания системы автоматизированных пунктов мониторинга состояния подземных вод.
Решение поставленных задач невозможно без формирования единого информационного пространства отрасли, его встраивания в государственную облачную платформу. Определены задачи развития электронных информационных ресурсов природоресурсной направленности и формирования единой системы управления, охватывающей все регионы России и предусматривающей переход на полное предоставление государственных услуг в сфере недропользования в электронном виде.
Представленная Минприроды России фронтальная стратегия определяет магистральные задачи развития отрасли. Задачи следующего этапа — проработка детальной дорожной карты, предусматривающей как расширение целевых видов полезных ископаемых для учета реальной потребности отраслей экономики страны, так и поддержку технологий работы с труднообогатимыми твердыми полезными ископаемыми, критический разбор и систематизацию имеющихся геологических данных для формирования информационного пространства, отвечающего современным требованиям обработки данных. В части планирования геолого-разведочных работ необходима подробная привязка объектов и к существующим, и к развивающимся и планируемым минерально-сырьевым центрам, учитывающая состояние и перспективы развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза
Россия столкнулась c исчерпанием поискового задела полезных ископаемых, который был сформирован в 1970–1980-е годы. По энергетическим ресурсам (нефти, газу) ситуация достаточно благоприятная, но прирост запасов связан в основном с открытием мелких месторождений и переоценкой существующих запасов. На крупных открытиях степень разбуренности запасов крайне мала, что повышает геологические риски при их освоении, а открытия на арктическом шельфе и побережье удалены от существующей транспортной инфраструктуры, и это увеличивает стоимость их освоения.
Согласно заключению Счетной палаты (2021 г.), в последние годы практически не наблюдается роста запасов по большинству видов стратегического и дефицитного минерального сырья твердых полезных ископаемых. Как следствие, геологическая отрасль не снабжает промышленность нужным сырьем. Например, потребности отраслей экономики в марганце, хроме, титане и литии полностью обеспечивались за счет импорта. Также наблюдается высокая доля импорта по дефицитным видам полезных ископаемых, которые не являются стратегическими, но имеют важное значение для развития промышленности: йод, плавиковый шпат, бентониты для литейного производства, каолин. По отдельным видам сырья Россия зависит от поставок из отдельных стран на 70% и более, что в случае потенциальных угроз введения санкций создает риски необеспечения различных отраслей российской экономики необходимым минеральным сырьем.
Освоение ресурсов определяется не только их количественными, но и технологическими показателями. К трудноизвлекаемым полезным ископаемым, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи которых предусмотрено стимулирование, отнесены только отдельные категории нефти, в то время как имеющиеся в значительных объемах запасы трудноизвлекаемых (труднообогатимых) твердых полезных ископаемых при внедрении передовых технологий первичной переработки руд могут служить резервом обеспечения потребностей отраслей экономики. За последние три десятилетия обозначилось отставание России от мирового уровня развития и использования технологий обогащения и переработки твердых полезных ископаемых, что в условиях импортозависимости и риска санкций делает эту ситуацию критической. Таким образом, развитие технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами требуется по всему спектру минерального сырья.
Не менее важна задача полного обеспечения регионов качественной пресной водой. Наиболее ярким примером является водоснабжение Крымского полуострова.
Имеющиеся информационные ресурсы геологической отрасли, полученные за последние десятилетия, рассредоточены по федеральным и региональным фондам информации, компаниям-недропользователям, институтам и научным центрам. Они отличаются степенью достоверности данных, их структурой, форматами хранения, что требует при интеграции их в единое информационное пространство проведения большой предварительной работы по верификации и унификации.
Но проблема решаема. Минприроды России представило основные положения фронтальной стратегии «Геология. Возрождение легенды», которая определяет ключевые задачи развития отрасли на период до 2030 года, направленной на исправление сложившейся ситуации. Целью стратегии является подготовка востребованной добывающими отраслями минерально-сырьевой базы, обеспечение национальной экономической безопасности — как за счет формирования текущих налоговых поступлений федерального бюджета, так и за счет создания ресурсного задела на долгосрочную перспективу.
Задачи стратегии определены как преодоление исчерпания поискового задела полезных ископаемых, развитие отечественных технологий разведки и добычи полезных ископаемых, переход на полное предоставление государственных услуг в сфере недропользования в электронном виде.
Развитие минерально-сырьевой базы энергетических ресурсов и твердых полезных ископаемых, обеспечивающих текущие и перспективные потребности промышленности, определено в привязке к минерально-сырьевым центрам (МСЦ), принятым как объекты управления развитием и освоением минерально-сырьевой базы в документах стратегического планирования развития страны различных уровней. МСЦ определяется как совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения для доставки потребителям. Тем самым планирование работ по поддержанию действующих и перспективных добывающих производств определяется в совокупности с возможностью их транспортного и энергетического обеспечения, что повышает инвестиционную привлекательность проектов освоения природных ресурсов.
Освоение минеральных ресурсов увязано с широким комплексом задач по развитию отечественных технологий поисков, разведки и добычи как на суше, так и на континентальном шельфе и в Мировом океане, обеспечивающих импортонезависимость экономики страны и развитие обслуживающих отраслей промышленности. В частности, определена необходимость создания технологических полигонов для испытания отечественного оборудования по геологическому изучению, разведке и добыче трудноизвлекаемых запасов нефти.
Впервые в документе геологического стратегического планирования сделан акцент на задачах прироста запасов пресных вод и создания системы автоматизированных пунктов мониторинга состояния подземных вод.
Решение поставленных задач невозможно без формирования единого информационного пространства отрасли, его встраивания в государственную облачную платформу. Определены задачи развития электронных информационных ресурсов природоресурсной направленности и формирования единой системы управления, охватывающей все регионы России и предусматривающей переход на полное предоставление государственных услуг в сфере недропользования в электронном виде.
Представленная Минприроды России фронтальная стратегия определяет магистральные задачи развития отрасли. Задачи следующего этапа — проработка детальной дорожной карты, предусматривающей как расширение целевых видов полезных ископаемых для учета реальной потребности отраслей экономики страны, так и поддержку технологий работы с труднообогатимыми твердыми полезными ископаемыми, критический разбор и систематизацию имеющихся геологических данных для формирования информационного пространства, отвечающего современным требованиям обработки данных. В части планирования геолого-разведочных работ необходима подробная привязка объектов и к существующим, и к развивающимся и планируемым минерально-сырьевым центрам, учитывающая состояние и перспективы развития транспортной и энергетической инфраструктуры.