Forbes Council Марк Ойгман
14041
0

Кредитный рейтинг: Израиль сохраняет свои позиции

Кредитный рейтинг: Израиль сохраняет свои позиции
Мы продолжаем рассказывать об экономической ситуации в Израиле. Ранее мы неоднократно отмечали, что пандемия коронавируса не только стала испытанием для израильской макроэкономики, но и послужила очередным доказательством ее стабильности и мощи. Об этом же, по сути, свидетельствует и кредитный рейтинг Израиля, опубликованный несколько месяцев назад международным агентством S&P.

Согласно отчету S&P, Израиль сохраняет рейтинг АА-. Важно отметить, что Израилю удается удерживать его на протяжении всей пандемии коронавируса — в отличие от многих других стран с менее стабильной экономикой, рейтинг которых за это время существенно понизился. Прежде всего подобный рейтинг говорит о высокой степени доверия к израильской экономике со стороны международных финансовых структур, отражая благоприятный «инвестиционный климат» страны и тот факт, что инвестиции в Израиль считаются не слишком рискованными. Проще говоря, он как бы говорит: «С этой экономикой можно иметь дело».

Нынешний кредитный рейтинг Израиля не только сам по себе является довольно высоким (даже для развитых стран Запада), но и сопровождается оптимистичными и стабильными прогнозами. В отчете агентства S&P прогнозируется, что благодаря отличным показателям технологического сектора, быстрой и эффективной кампании по широкомасштабной вакцинации населения, а также росту объемов экспорта газа в 2021 году израильская экономика «отыграет» потерянное в период коронавируса, а ВВП Израиля вырастет на 5%.

По словам Максима Резникова из агентства S&P, одним из важнейших факторов, повлиявших на рейтинг, стала надежность и эффективность Банка Израиля, валютные резервы которого постоянно растут. Его монетарная политика в период коронавируса была достаточно гибкой и умной, что позволило существенно затормозить падение экономики. Резников также отметил, что израильская экономика по праву считается стабильной, мощной и достаточно диверсифицированной и ее среднегодовой рост в период с 2016 по 2019 год составлял 3,5%. Даже в 2020 году она пострадала меньше, чем экономики других ведущих стран мира.

В интервью израильскому экономическому изданию «Глобс» Резников предположил: если страну ждет еще один локдаун (а на данный момент заметны усилия правительства любой ценой избежать такого сценария), его влияние на экономику будет куда менее значительным, чем до этого. S&P осознает тот факт, что процент вакцинированного населения (включая третью прививку) в Израиле является одним из наиболее высоких в мире. Более того, заметно, что рынок и большинство ключевых игроков на нем успели приноровиться к новым обстоятельствам и вполне готовы «играть по новым правилам». Иными словами, на данный момент израильская экономика вполне может сказать business as usual («дела идут как ни в чем не бывало»).

Стоит отметить, что, по данным Центрального статистического бюро Израиля, во втором квартале 2021 года наблюдался резкий рост израильской экономики — на 15,4% (и на 5,3% в первом полугодии 2021 года по сравнению со вторым полугодием 2020 года). Уровень безработицы, что немаловажно, тоже существенно снизился.

Основные негативные факторы, способные в будущем повлиять на кредитный рейтинг Израиля, — это геополитические риски и значительный (хотя и неплохо структурированный) государственный долг. В S&P с удовлетворением восприняли способность нового правительства наконец-то принять бюджет (после того как на протяжении почти двух лет страна фактически жила по бюджету 2019 года) и представить убедительный план экономических реформ.

Следующий кредитный рейтинг будет опубликован 12 ноября. Есть все основания предполагать, что Израиль сохранит свой высокий статус и будет и впредь восприниматься международным финансовым сообществом как «хорошее место для инвестиций и для бизнеса».

Подробный обзор состояния инвестиционно-финансовой экосистемы страны в минувшем году, подготовленный специалистами израильской инвестиционно-консалтинговой компании SmartGen, можно посмотреть здесь.  
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза