Forbes Council Марк Ойгман
31222
0

«Нация стартапов» в 2021 году: тенденции и инвестиционные перспективы

«Нация стартапов» в 2021 году: тенденции и инвестиционные перспективы
В 2009 году вышла книга Дэна Сенора и Сола Сингера «Нация стартапов» (в другом переводе — «Нация умных людей. История израильского экономического чуда»), исследовавшая феномен израильского успеха в экосистеме инноваций и предпринимательства. Небольшой Израиль за невероятно малый срок превратился в одного из главных игроков в мире высоких технологий — в основном благодаря тому, что Уоррен Баффет охарактеризовал как «непропорционально высокое количество мозгов и энергии». На протяжении последних десятилетий Израиль действительно является ведущим инновационным хабом с уникальной предпринимательской культурой и одним из ведущих мировых экспортеров технологий, уверенно лидируя по количеству стартапов на душу населения.

Когда Сенор и Сингер писали свою книгу, израильская венчурная экосистема только набирала обороты. Для сравнения: в 2010 году местные стартапы собрали около $2 млрд инвестиций; а спустя 10 лет, в 2020 году, было собрано уже около $10 млрд, из которых 88% приходилось на венчурные фонды, причем 52% инвестиций были иностранного происхождения.

Более того, в последнее время наметилась новая тенденция: все больше израильских стартапов не спешат «продаваться», предпочитая расти и развиваться самостоятельно, размещая свои акции на израильских и американских биржах. Общий объем IPO в минувшем году составил $1,6 млрд в рамках 19 сделок — по сравнению с $0,4 млрд в рамках 9 сделок в 2019 году. Одновременно значительно возросло количество израильских компаний, достигших статуса «единорога» (компаний, оцениваемых в $1 млрд и выше). По данным исследовательского центра IVC, к концу 2020 года в Израиле насчитывалось ни много ни мало 35 «единорогов», из которых 16 получили этот статус в 2020 году. Еще 11 «единорогов» родились в первом квартале 2021 года. По сути, на макроуровне происходит смена парадигмы: из «нации стартапов» Израиль постепенно превращается в «нацию крупных компаний» (Scale-up nation), а это свидетельствует о том, что местная венчурно-технологическая экосистема стала куда более зрелой и стабильной.

Бурное развитие сектора высоких технологий, на который приходится около 45% всего экспорта страны, не могло не отразиться на общем состоянии израильской экономики. Согласно отчету агентства кредитных рейтингов Moody’s, за последнее десятилетие Израиль опередил большинство развитых индустриальных стран по темпам экономического роста. Кроме того, Израиль занимает первое место в мировом рейтинге экономической стабильности — в том числе благодаря своей эффективной банковско-финансовой системе. Несмотря на кризис, связанный с пандемией коронавируса, кредитные рейтинги страны по-прежнему достаточно высоки (так, 14 мая 2021 года международное агентство S&P подтвердило, что рейтинг Израиля остается на уровне AA — со стабильным прогнозом); израильский шекель тоже остается на редкость стабильным. Хотя реальный ВВП за 2020 год сократился на 2,4%, экономический спад был менее масштабным, нежели в других развитых странах (средний показатель спада G20 — 3,2%). Более того, в недавнем отчете S&P прогнозируется, что, благодаря отличным показателям технологического сектора, быстрой и эффективной кампании по широкомасштабной вакцинации населения, а также росту объемов экспорта газа, в 2021 году ВВП Израиля вырастет на 5%.

Естественно, напрашивается вопрос: насколько израильская венчурно-технологическая экосистема «подсела» за год коронавируса? Как ни странно, в 2020 году развитие местного «хайтека» не только не замедлилось, но и продолжилось бурными темпами. По данным IVC, в 2020 году израильские стартапы собрали больше денег, чем когда-либо, заключив 607 сделок на общую сумму в $10,2 млрд, что превышает результаты 2019 года на 31% по объему капитала и на 20% по количеству сделок. Эта тенденция еще больше усилилась в первом квартале 2021 года, за который было привлечено $5,37 млрд — на 89% выше, чем в последнем квартале 2020 года, и вдвое больше, чем в первом квартале 2020 года. Если в 2010 году общая сумма «экзитов» израильских стартапов составила $2,6 млрд, то в прошлом году 129 «экзитов» собрали рекордную сумму в $15 млрд — и это несмотря на коронавирус! Более того, уже за первый квартал 2021 года активность слияний и поглощений превысила отметку в $2 млрд. Неудивительно, что котировки акций технологических компаний на израильском фондовом рынке выросли за 2020 год на 34%.

Нельзя не отметить, что за 60% успешных «экзитов» стояли венчурные фонды. В израильской технологической экосистеме они играют важную роль, которая далеко не ограничивается простым финансированием. Искушенные менеджеры «топовых» венчурных фондов, основываясь на своем многолетнем опыте, отбирают наиболее перспективные стартапы, помогают им правильно развиваться и находить для себя новые рынки. Именно поэтому такие фонды порой способны обеспечить своим вкладчикам двузначную доходность.

Неудивительно, что многие инвесторы мечтают «вписаться» в эту историю успеха и заработать на ней. Однако практика показывает, что это не так-то просто. «Топовые» израильские венчурные фонды пользуются огромным спросом, поэтому они могут позволить себе быть весьма разборчивыми. Как правило, они предпочитают работать не с небольшими частными инвесторами, а с крупными стратегическими партнерами — зачастую это хорошо проверенные институциональные или корпоративные инвесторы. Вкладчикам со стороны попасть в этот «закрытый клуб» практически нереально, да и «порог входа» довольно-таки высок (в среднем речь идет о $5–7 млн). Еще одной проблемой, наиболее актуальной для инвесторов из России и Восточной Европы, является прохождение довольно придирчивого «комплаенса».

Чтобы помочь как израильским, так и иностранным (в том числе русскоязычным) бизнесменам продраться сквозь все эти препятствия, израильская инвестиционно-консалтинговая компания SmartGen учредила фонд SGF (Smart Generation Fund of Top Israeli Funds), действующий в формате «фонда фондов». Благодаря весьма солидному капиталу, достигающему $100 млн, SGF может претендовать на статус крупного стратегического партнера ведущих израильских венчурных фондов. При этом «порог входа» в SGF является не таким уж высоким — от $1 млн. Распределяя инвестиции между «топовыми» фондами, SGF, с одной стороны, обеспечивает своим клиентам высокую степень диверсификации рисков, а с другой — предоставляет им редчайшую возможность доступа сразу к нескольким десяткам наиболее перспективных на данный момент израильских стартапов. Немаловажно и то, что SmartGen активно помогает своим клиентам с прохождением «комплаенса». И, как говорят на английском, last but not the least: дабы убедить клиентов в серьезности и основательности своих рекомендаций, SmartGen обязуется вложить в SGF значительный собственный капитал.

По мнению экспертов компании SmartGen, несмотря на значительную экономическую турбулентность, нынешний период открывает перед инвесторами, готовыми вкладывать деньги в израильскую экономику (и в особенности в израильский «хайтек»), интереснейшие перспективы и возможности, которыми грех не воспользоваться.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза