Forbes Council Евгений Колбин
34408
0

Почему цифровизация бизнеса невозможна без облаков

Почему цифровизация бизнеса невозможна без облаков
Созидательное разрушение, понятие, в свое время популяризированное экономистом Йозефом Шумпетером, запускается цифровизацией, но необходимость изменений требуется сначала осознать и признать. Чаще всего к внутренним переменам должна быть готова не только компания, но и отрасль в целом.

Информационные технологии (ИТ), как оправданно отмечают консультанты McKinsey, — фундамент, на котором строится цифровизация всей компании. Она открывает широкие возможности и для традиционных игроков рынка, не являющихся по своей природе цифровыми компаниями. Впрочем, ИТ-сказка, когда вечером вы использовали собственные сервера, за ночь мигрировали в облако и наутро проснулись с новым бизнесом, в реальном мире не случается. Цифровая трансформация бизнеса выглядит несколько сложнее.

Как облачные сервисы стали локомотивом перемен

С конца 2010-х годов облачные технологии в России стали обыденным явлением для многих компаний, но это несопоставимо с тем, какими темпами они внедряются сейчас, и тем, в каком масштабе это будет происходить в течение следующих пяти лет.

Обычно компании выбирают один из двух путей для начала цифровизации: либо проводить изменения силами штатной ИТ-структуры, либо создавать параллельный офис трансформации. Первый вариант позволяет небольшими ресурсами реализовать базовый перенос инфраструктуры в облако. Второй вариант — с появлением новой команды — более эффективен: офис трансформации проводит общий аудит бизнес-процессов компании, выявляя те подразделения, где есть ресурс для улучшения и возможности для трансформации, постепенно встраивая в конкретные цепочки деятельности предприятия парадигму цифровизации.

Традиционно крупные компании заказывают стратегический проект цифровой трансформации в «Большой четверке», получая на выходе том документов. После ранжирования первоочередных задач к реализации стратегии приступает цифровой офис. Нередки случаи, когда к нему присоединяется консультант, курировавший проект, будучи подрядчиком.

Наши клиенты чаще обращаются с конкретными запросами: они понимают, что сократить издержки, оптимально расходовать ресурсы и решить проблему запуска нового продукта помогут облачные сервисы. На этом этапе подключается команда консультантов и аналитиков, которая:

  1. Собирает информацию, проводя во время аудита до 40 интервью с сотрудниками компании, обрабатывает данные и переводит пожелания заказчика на язык ИТ.

  2. Предлагает экспертизу в выборе инструментария: под определенные задачи необходимы конкретные инструменты, ведь только одна платформа SberCloud.Advanced включает в себя более 50 облачных IaaS/PaaS сервисов, не говоря уже других наших облачных продуктах. Поэтому аудит чаще всего занимает не менее месяца.

  3. Оценивает целесообразность использования облака, сравнивая совокупную стоимость работы до и после нововведений. Это комплексные расчеты, которые учитывают час работы управляемой базы данных, персонала, расходы на электричество, аренду, риски простоя оборудования и множество других параметров.


Очевидно, что ИТ не живет в отдельном мире, решая локальные задачи, изменения все равно преследуют цель завоевания большей доли рынка, увеличения выручки и маржинальности бизнеса и пр.

Облачные технологии — производное процесса глобальной цифровой трансформации. В большинстве случаев это тот верный и всеобъемлющий инструмент, который позволяет внедрять и поддерживать бизнес-процессы. Для многих компаний использование облачных сервисов и есть первый этап цифровизации бизнеса. Например, бизнесу требуется провести работу с логистическими данными компании и построить оптимальный маршрут транспорта с учетом пробок, погоды и количества остановок. Задача решается с использованием машинного обучения модели (нейросети). Это не классический ИТ, и привлекать большие команды дата-сайентистов, запускать такие сервисы на своем оборудовании сложно, дорого и долго, поэтому одно только использование облака для ее решения уже приводит к значительной экономии. У SberCloud есть, например, облачная data science-платформа полного цикла разработки — ML Space, которая содержит все необходимые инструменты для создания моделей, автоматизирует различные этапы машинного обучения — от быстрого подключения к источникам данных до автоматического развертывания обученных моделей. С помощью ML Space такая логистическая задача решается намного быстрее и дешевле, чем традиционным способом.

Почему любой бизнес не может просто взять и перейти в облако и почувствовать эффект экономии? Потому что облако — не панацея. Процесс внедрения очевидных инструментов цифровизации подразумевает изменение подходов к использованию ИТ внутри компании в целом. Представьте, что теперь ИТ-ресурсы, сервисы и приложения доступны в неограниченном объеме в любой момент времени. Допустим, департаменту маркетинга необходимы ресурсы для запуска акции. Эта процедура состояла из вереницы действий: обоснования выделения средств, закупки оборудования и серверов, их настройки. Теперь бизнес-пользователь в автоматическом режиме получает необходимый объем ресурса, пользуется им, а когда задача решена, приостанавливает работу, сокращая сопутствующие траты. Это меняет парадигму использования ИТ в компании: запустить новый продукт стало так же выполнимо, как написать письмо на поставку ручек в бухгалтерию.

Еще один тренд, влияющий на цифровизацию бизнеса — это появление большого количества облачных платформенных сервисов, которые не требуют длительной подготовки и настройки и которые можно использовать здесь и сейчас. С нажатием кнопки разворачивается база данных с готовыми настройками, туда загружается информация, она анализируется, после этого компания делает выводы о запуске продукта. Все это происходит в облачных системах, и мы не беспокоимся о ресурсе, о штате специалистов, которые будут настраивать все с нуля. И если раньше ИТ-специалисты до 60% времени были заняты рутинным процессом обслуживания инфраструктуры и софта, то теперь становятся вовлечены в работу бизнес-подразделений компании и участвуют в разработке новых продуктов и создании бизнес-value.

Внешние и внутренние факторы перехода в облако

Бизнес толкают к трансформации риски стагнации и внешние условия, например, высококонкурентная среда, как в ритейле. Если бы крупные компании в свое время не начали долгий процесс встраивания новых технологий, то не ощутили бы того эффекта, который наблюдают сейчас. Для отрасли ритейла существенно понятие среднего чека, поэтому многие компании применяют математические модели расчета потребностей клиента. И, хотя программы развития популярных торговых сетей рассчитаны на срок до четырех лет, их бизнес, безусловно, почувствовал quick wins, определив и скорректировав наиболее болезненные точки. Аудит отдельного блока бизнеса такого клиента может занять 2–4 месяца, а внедрение инноваций — еще до 4 месяцев, но из этого следует, что уже в течение первого года компания сможет получить значительную выгоду.

Вместе с этим в других отраслях возможности использования облачных технологий бывают ограничены внешними факторами. Так, например, на банковскую сферу оказывают большое влияние национальные регуляторы и внутрикорпоративные правила, ограничивающие перенос инфраструктуры, данных и приложений в облако. Впрочем, для запуска процесса цифровой трансформации тем компаниям, которые находятся под жестким регуляторным надзором, нет необходимости переносить все свои ИТ-системы в облако. В таких случаях применяется гибридный сценарий, при котором часть данных используется на локальной площадке, а часть находится в облаке.

Часто у различных подразделений корпораций есть разные потребности в объеме ресурсов и в самих ресурсах и, как следствие, различная ИТ-инфраструктура, различные бизнес-приложения. Облако помогает этой системе выровняться. Унификация технологических решений с помощью облачных технологий экономит средства и позволяет эффективно работать, ликвидируя несбалансированный «ИТ-зоопарк». Если же компания или группа компаний цифровую трансформацию бизнеса видит в создании экосистемы, то облако становится практически единственным вариантом реализации такой стратегии.

Безусловно, для перехода в облако нужно выбрать момент. В том случае, когда компания еще амортизирует свои мощности, то немедленная миграция в облако не будет рентабельной. При этом существуют внерыночные факторы, снижающие экономический эффект от перехода в облако, например, если центр обработки данных (ЦОД) находится в собственности компании, а предприятие не несет дополнительные траты на лицензию, или у него незначительные расходы на фонд оплаты труда и электричество.

Но даже учитывая эти нюансы, растущее число запросов на цифровизацию с использованием облачных решений по сравнению с предыдущим десятилетием говорит о том, что бизнес видит в облаке возможность повысить конкурентоспособность бизнеса и производительность труда. Цифровая трансформация полностью меняет бизнес-процессы — от подхода к разработке продукта до корпоративных ценностей и развития компании.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза