Forbes Council Мария Грудина
38475
0

Как глобальные тренды велнес-индустрии влияют локально на жизнь человека

Как глобальные тренды велнес-индустрии влияют локально на жизнь человека

В феврале я стала амбассадором Global Wellness Institute и полетела в Майами на встречу со Сьюзи Эллис, СЕО одноименного саммита и института. Эта женщина 15 лет назад сделала видимой индустрию велнес.


Трудно поверить, но до нее никто в мире не проводил полномасштабного исследования в сфере велнес и СПА. Описания такого рынка попросту не существовало. Я хорошо понимаю Сьюзи: когда мы создавали «Первую Линию» — курорт, который одним из первых в России стал реализовывать подход 4P медицины (персонализированной, предиктивной, превентивной и партисипативной) и базируется на принципах prevent age, — мы тоже входили в голубой океан. Все визионерство данного решения — пойти не вслед трендам рынка, а начать формировать их — мы поняли только сейчас, когда показатели как загрузки курорта, так и выручки и удовлетворенности гостей выросли стремительно и значительно. Рынок наконец «дозрел» до идеи физического и ментального благополучия, и сейчас наши подходы ложатся в основу многих проектов в России. Это голубой океан и по цвету (велнес традиционно ассоциируется с небесно-голубым), и по содержанию: в 2020 году слова «превенция» и «здоровье» стали самыми часто употребляемыми словами.

Мировые тренды коррелируются с двумя целями — помогают нам сохранять здоровье и одновременно могут стать отличным стартом для новых бизнесов и появления новых сегментов. Убеждена, что новые идеи, успешные проекты часто появляются на стыке двух дисциплин, двух подходов. В случае курорта «Первая Линия» мы объединили сегмент hospitality с его сформированными правилами гостеприимства и четкими стандартами, и привнесли их в высококлассную медицину — доказательную, сформированную по принципам 4P.

Влиятельные центры исследований Global Wellness Institute и Wunderman Tompson предлагают свое видение трендов 2021 года в области заботы о здоровье и велнеса. Разберем их с учетом собственного опыта.

 

Баланс иммунитета
Самый очевидный — баланс иммунитета. Закончились призывы докторов и многочисленных околомедицинских health-коучей, провозглашавших знаменитое «укрепление или усиление иммунитета». Мы все увидели, что как недостаточная, так и усиленная реакция иммунной системы может обернуться трагедией, и поэтому в 2021 году иммунитет предпочитают «балансировать».Что предлагает рынок? Фарма — различные препараты. Однако становится очевидным, что без системного подхода, затрагивающего питание, сон, физическую активность, оптимизировать работу иммунной системы невозможно. Более того, необходимо исследовать ее состояние — мы еще в начале 2020 года разработали на своем курорте специализированный иммунологический чекап и внедрили методику тренировки клеток, которая как балансирует иммунитет, так и снижает биологический возраст.


Здоровый уклон
Concierge care — то, что мы заложили базовой предпосылкой становления курорта, — выходит сейчас в один из существенных драйверов отрасли велнес и является трансформатором гостиничной среды. Трудно представить себе индустрию, которая потерпела бы больший ущерб, чем туристический и гостиничный бизнес. Отели ищут новые форматы для выживания, и один из них — конвергенция с медицинским велнесом. Медицинскими становятся спортзалы, недвижимость и даже индустрия мероприятий приобретает уклон в велнес — все больше ивентов по всему миру проходят в нетипичных, способствующих сохранению и улучшению здоровья форматах (одна из сессий Global Wellness Forum проводилась на велотренажерах, например). На мероприятиях будущего люди танцуют, медитируют, гуляют на природе и едят исключительно здоровую еду.


Hollywell или Calmtainment: гиганты вроде Netflix и Amazon предлагают особый велнес-контент, курорты рекомендуют диджитал-детокс (мы внедрили специальные модули еще 2 года назад, и это повышает эффективность программ и субъективное ощущение качества отдыха и расслабления). Рынок растет и оценивается в $3 млрд, согласно отчету «Экономика ментального велнеса» Global Wellness Institute.

 

Ментальное благополучие
Но мегатренд 2021 года — стремление к ментальному благополучию (не путать с ментальным здоровьем). В 2020 году более 30% людей в мегаполисах стало страдать от неврозов, и это понятно: социальная дистанция, неопределенность, финансовая нестабильность и 4 диалога, которые каждый из нас вел на протяжении изоляции, — с собой, семьей, работой и государством. Мы вдруг стали замечать, что даже физического здоровья становится недостаточно: если ты здоров, но снедаем тревогой, грустью или стрессом, то о каком благополучии может идти речь?


Индустрия велнеса, черпающая лучшие практики из здравоохранения (и это, кстати, еще один тренд) сформировала четыре сегмента, помогающие нам улучшать ментальное состояние. Это рынок услуг по саморазвитию ($33,6 млрд), рынок майндфулнес и медитации (именно он больше всего ассоциируется с ментальным благополучием, однако из всех представленных наименьший — $2,9 млрд), нейромедиаторы и нутриенты, усиливающие работу мозга ($34,8 млрд), велнес-пространства, сон и специальные гаджеты, балансирующее ментальное состояние ($49,5 млрд). Важно понимать, что речь идет не о лечении ментальных патологий, а о работе со здоровыми людьми для улучшения их ментального и физического состояния.

Глобально эти 4 сегмента укладываются в два рынка — личностный рост и питание, отдых и обновление. Лучшие решения для баланса ментальной и физической сферы предлагают загородные рекреации. Оснащённые современным диагностическим и терапевтическим оборудованием, с проработанной методологией, они за недельный срок могут перезапустить «стандартную жизненную программу» человека, помочь ему адаптироваться к меняющейся среде, сформировать новые стратегии здоровья и тем самым помочь достигнуть целевой отметки — 120 лет. Именно столько, по данным генетических исследований, может и должен жить человек в современном мире.

 

Конвергенция велнес-индустрии и здравоохранения
Индустрия велнес процветает и становится крайне востребованной, в то же время достигнут предел существующей модели здравоохранения.


И на это есть 3 причины:

  1. Многолетнее сохранение структуры заболеваний, несмотря на увеличение расходов на здравоохранение.

  2. Средняя продолжительность жизни не увеличивается существенно, несмотря на большие технологические изменения и прогнозы по ее потенциалу.

  3. Запрос общества на активное долголетие, который не может быть удовлетворен текущей инфраструктурой (не поддержание жизни, а обеспечение здоровой и активной жизни в любом возрасте).


Именно поэтому происходит конвергенция здравоохранения и велнес-индустрии — она вбирает в себя все лучшие методологии, практики и подходы из здравоохранения, в то же время имеет кардинально другой сервисный и холистический подход к здоровью человека. Именно отношение к человеку как к единому целому, а не фрагментарный, симптоматический подход к лечению, сочетание многих составляющих — сна, питания, отдыха, исследований и терапии — комплексно меняют отношение человека к себе и своему здоровью и само качество жизни.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза