Forbes Council Андрей Капитонов
20860
0

Высшее образование во Франции: посмотрим глазами французов.

Высшее образование во Франции: посмотрим глазами французов.
На прошлой неделе мы впустили небольшой сравнительный материал об образовании во Франции и России. Мы не остановились на достигнутом и пошли дальше, попросив прошлого руководителя Фаины – Клементину Сеффар (Marketing Manager EMEA Leica Microsystems) дать свое мнение о французском образовании. Кроме того, она рассказала о своем опыте обучения стажеров. Присмотримся внимательней к системе французского образования еще раз.

Комментарий Клементины:
- Мы должны дифференцировать частные и государственные школы, так как это непосредственно влияет на профиль преподавателей и возможности прохождения стажировки и обучения. Государственные школы в большинстве случаев являются университетами. В университете большинство преподавателей – это люди, которые собираются стать или уже являются докторами наук. Эти люди имеют академическую подготовку, поэтому их курсы не всегда связаны с тем, что происходит в частных компаниях. Это может оказаться слишком сложным. Во французском университете данный фактор поняли несколько лет назад. В результате там начали следовать некоторым положительным практикам из сектора частных средних школ.

Частные средние школы, в отличие от государственных, не бесплатны для студентов. Они являются коммерческими компаниями, которые должны получить хорошие результаты: привлечь больше студентов и заработать максимум денег. У них растет количество студентов, а зарабатывать удается больше благодаря высоким стипендиям. Обучение становится более привлекательным для будущих студентов и их родителей, поскольку открывает реальные перспективы высокого дохода после завершения обучения. Соответственно, сами частные школы могут быть востребованными и дорогими, избирательными при приеме студентов. На данный момент такая образовательная модель подвергается резкой критике. Молодые люди и их родители вынуждены брать студенческие кредиты в банках. К моменту приема на работу они уже имеют чрезмерную задолженность. Для студентов во Франции имеются различные предложения

• Стажировка( Stage). Она зависит от уровня стипендии, от конкретного образовательного учреждения. Может длиться от двух до семи месяцев.
• Стажировка ( Alternance).Стажироваться можно две недели на предприятии или неделю в школе, на протяжении всего года. Есть и другой вариант: два дня школе или три дня на предприятии на протяжении недели.
• Année de césure. Такой вариант позволит пропустить год в обучении, потратив его на практическую деятельность в одной или двух сферах, напрямую связанных с направлением обучения.

Очевидное преимущество Европейского союза – стандартизированная учебная программа: бакалавриат (3 года) и магистратура (2 года). Это позволяет студентам довольно легко учиться в другой европейской стране, а также изучать и практиковать другие европейские языки, например, английский. Кроме того, это облегчает подачу заявлений на работу в другой стране, а не в той, в которой вы учились.
Расскажу и о своем личном опыте работы

Фундаментальная физика изучалась в течение пяти лет с присвоением степени магистра в престижных французских университетах. Пройдено четыре стажировки: три раза по одному месяцу, один раз на протяжении семи месяцев. Когда пришло время получать докторскую степень после присвоения степени магистра, моя последняя семимесячная стажировка оказалась ужасной. Мне не удалось реализовать знания, которые приобретались на протяжении долгих пяти лет: они не воплотились в реальные навыки в профессиональной сфере. При этом мои академические результаты были отличными.

Эта последняя стажировка была для меня шоком и откровением. Ты можешь быть очень хорошей ученицей на протяжении стольких лет и не иметь возможности делать что-либо профессионально. С психологической точки зрения это было очень тяжело, но я нашла в себе силы пойти на другую магистерскую степень и на этот раз только на стажировку!

Именно так я начала обучение по программе MBA в бизнес школе. Программа реализуется за год, в течение которого я должна была два дня быть в школе (на севере Франции) и три дня на работе (в Париже). И так каждую неделю. Чрезвычайно интенсивный жизненный ритм. После этого меня приняли на работу в компанию, в которой я проходила стажировку, в одну из крупнейших компаний мира.

Это ученичество было открытой дверью, чтобы облегчить мой прием на работу в такую большую компанию, где мой первоначальный опыт и учеба были бы недостаточны. Во время ученического года я смогла узнать, что ищет компания, каковы различные функции компании, с которой вы должны взаимодействовать, заботиться о своих рабочих правах, как усовершенствовать свой уровень английского языка. Это был очень полезный и трансформирующий всю жизнь опыт.

В заключении могу сказать следующее. В своем резюме вы получаете больше дипломов и одновременно более конкретный профессиональный опыт, который ищут все рекрутеры. Во время длительной стажировки у вас есть возможность управлять реальными проектами от А до Я. Это станет огромным преимуществом, когда вы будете искать работу. Скажу и о моем опыте работы в качестве менеджера в данный момент

Обучаясь в государственных и полугосударственных школах, теперь нанимаю студентов на stage или alternance, как из государственных, так и из частных учебных заведений. Предоставляю этот шанс сейчас, потому что хочу вернуть возможности, которые мне были предложены как студенту.

Я четко вижу разницу между более высокой интеллектуальной зрелостью студентов, поступающих из университета в магистратуре и частных школ, но я также признаю, что личность и мотивация студента также способна определить всю разницу.
Наличие стажера ( stage) более практично, потому что человек находится здесь в течение нескольких недель, и мы можем положиться на него в течение этого времени. Со стажером ( alternance) вы знаете, что можете дать либо микро-проекты, подходящие к его времени на работе, либо проект с меньшим стрессом на то время, которым он может распоряжаться в течение года стажировки. Обе модели имеют как преимущества, так и недостатки для менеджера. Но я рекомендую всем студентам мира иметь минимум 1 год опыта стажировки. Начинайте входить в мир профессионалов. Если у вас есть сомнения в чем-то, вы можете обратиться к руководителю школы и учителям или к вашим коллегам по работе. Вы начинаете развивать свою профессиональную сеть, вы получаете больше социальных взаимодействий с большим количеством разных людей.

С права на лево: Клементина Сеффар ( Marketin Manager EMEA) Фаина Соколова ( Marketin Manager Assistant EMEA (stage)) Сарра Эль Феких ( Marketing Manager Assistant EMEA (alternance). Материл подготовлен при поддержки Фаины Соколовой и Клементины Сеффар.
Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Экспертиза